10.11.2009

Бензиновый кризис еще вернется


Автор: Светлана Третьякова

Прививка от бензиновой лихорадки будет действовать очень недолго. К такому выводу пришли российские аналитики, оценив итоги борьбы властей Казахстана с топливным кризисом. Запреты и административные меры дадут лишь передышку в затянувшейся игре.
More...
75 миллионов тонн нефти! По прогнозу президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Шмаля, в этом году Казахстан добьется небывалых результатов в добыче. Успехам коллег он искренне рад, правда, столь же искренне недоумевает, почему в республике так часто бывает, что бензин в большом дефиците.

«Такого вообще нет нигде, чтобы страна, добывающая достаточно большое количество нефти, не могла себя обеспечить. Я понимаю, есть некоторые из добывающих стран — там та же Нигерия и так далее, но там другие проблемы», — сказал Генадий Шмаль.

Эксперты сей феномен объясняют просто — нефтедобыча растет, а вместе с ней и экспорт. Это гораздо прибыльнее, чем затратное производство бензина для внутреннего рынка. К тому же потребители уже привыкли платить за горючее из России.

Графики директора по развитию бизнеса исследовательской группы «Петромаркет» Анны Пановко, как пульс бензинового рынка Казахстана — в сентябре почти при смерти, к ноябрю, кажется, выкарабкался. Хотя еще не совсем здоров.

«Сейчас компании придерживают нефтепродукты, насколько я понимаю, внутри Казахстана, поэтому дефицит образовался. Он искусственный и связанный именно с ценовой политикой», — считает аналитик.

Но есть и еще причина. Московские аналитики исследовали казахстанский топливный рынок в рамках большого проекта — экономического обоснования модернизации Шымкентского НПЗ. И выяснили, что одна из причин зависимости от российских поставок кроется в советском прошлом — перерабатывающие заводы республики изначально были рассчитаны на легкую западно-сибирскую нефть. Чтобы качественно и в нужном объеме перерабатывать свое сырье НПЗ давным-давно пора переоборудовать.

Однако в Казахстане пошли другим путем, ограничившись стандартными методами борьбы с дефицитом, — повышением оптовых цен на высокооктановый бензин и ограничением экспорта нефтепродуктов.

«Вся ситуация на внутреннем рынке Казахстана носит игровой характер — выпускаются постановления, ограничивающие экспорт нефтепродуктов, достаточно скачкообразно изменяются пошлины на нефть и на нефтепродукты», — такую оценку дала Анна Пановко.

Зависимость же казахстанского рынка нефтепродуктов от соседей между тем остается неизменной. А с началом работы Таможенного союза, как прогнозируют эксперты, она только усилится, и тогда бензиновый кризис, как бумеранг, вернется вновь.


0 коммент.:

Отправить комментарий