03.12.2009

За двумя зайцами погонишься – от двоих и получишь. Часть 3


Автор: Роман СОЛОДЧЕНКО

В минувшее воскресенье, 29 ноября, мы опубликовали первые две части материала Романа Солодченко о том, как проходила национализация крупнейшего частного банка Казахстана - "БТА Банка". Сегодня публикуем третью часть.
В конце июня БТА без объяснения причин расторг контракт с основным консультантом по работе с кредиторами, банком Goldman Sachs. Мне кажется, инициаторами разрыва выступили сами Голдманы после того, как поняли, что никакого диалога с кредиторами банк налаживать не собирается. Осознав, что провал переговоров неизбежно спишут на них, консультанты поспешили свернуть сотрудничество, пусть без оплаты, но зато и без потерь для репутации. Неизвестно, как долго Самрук затягивал бы переговоры по БТА, если бы не прогресс Альянс банка. Неожиданно для всех, неизвестной в Казахстане фирме Lazzard удалось организовать подписание Протокола о намерениях с Комитетом кредиторов Альянса. Предварительное согласие инвесторов списать конкуренту почти 80% долгов открывало перед БТА, да и другими казахстанскими банками новые перспективы.

БТА тут же оформил Lazzard консультантом по реструктуризации своих долгов и 24 июля, спустя почти полгода после захода правительства состоялась первая (!) встреча с Комитетом кредиторов, на которой банк озвучил предварительные предложения по реструктуризации. По сути, они повторяли схему Альянса, но были гораздо жестче по условиям. Самрук исходил из предположения, что за большую сумму долга кредиторы готовы будут пойти на больший дисконт. АФН перенесло дату окончательного согласования на 18 сентября, а 26 июля дня БТА в подтверждение серьёзности своих намерений объявил о приостановлении выплат по процентам.

Из первоначально хаотичных действий правительства стала вырисовываться стройная схема национализации банков с последующим списанием накопленных ими долгов. Первым делом АФН выставлял банку требования о начислении дополнительных провизий в объеме, превышающем капитал банка, следом регулятор отзывал у прежнего менеджмента согласие на занятие руководящих постов. В банк заходила команда Самрука, прокуратура вскрывала факты вывода активов и заводила уголовные дела на руководство и акционеров. Банк приостанавливал погашение кредитов, а Самрук объявлял, что вопрос его участия в капитале будет рассматриваться только после урегулирования отношений с кредиторами. Под предлогом преступной деятельности прежнего руководства команда Самрука требовала реструктуризации внешних долгов, угрожая банкротством банка.

В соответствии с этой схемой в июле началось преследование бывшего руководства Альянса, которое на сегодняшний день завершилось арестом его бывшего председателя и уголовными делами против других членов правления и акционеров банка. Единственным неприкрытым звеном в разработанной Самруком цепочке оставалось отсутствие правовой защиты реструктурируемых активов от потенциальных исков. Для устранения этого пробела в августе поправками в законодательство к компетенции специализированного финансового суда РФЦА г. Алматы были отнесены гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций.

Теперь, с момента вступления в силу решения этого суда, приостанавливается исполнение всех ранее принятых судебных решений об удовлетворении требований по реструктурируемым обязательствам. Другими словами, решение алматинского суда делает реструктурируемый банк неподсудным для внешних кредиторов и позволяет не беспокоиться о выполнении их требований.

До сентября месяца складывалось впечатление, что правительство успешно наступает на кредиторов по всем фронтам, и что последние вот-вот капитулируют. Эту позицию еще раз подтвердили опубликованные в начале сентября предложения БТА по реструктуризации. В окончательном варианте кредиторам предложили списать 8 млрд. долл. основного долга и 1,4 млрд. долл. процентных выплат. Общий запрашиваемый дисконт составил 80%, но, пожалуй, самым неприятным сюрпризом стало включение в схему реструктуризации долгов по торговому финансированию. Прецедентов реструктуризации ТФ в мире до сих пор не было, и в начале августа президенты двух международных банковских ассоциаций BAFT и IFSA пытались предотвратить такое развитие событий через обращение к президенту. Судя по презентации, призыв так и остался неуслышанным.

Ситуация резко изменилась после того, как кредиторы выдвинули встречные требования. 18 сентября, крайний срок подачи меморандума, обсуждения в АФН затянулись до полуночи и окончательный документ был опубликован только три дня спустя. Договаривающиеся стороны так и не смогли прийти к единому мнению и в меморандум вошли оба варианта, плохо стыкующиеся между собой. Кредиторы настаивали на уменьшении дисконта до 51% и продлении ТФ без дисконтирования, но основным камнем преткновения стала требуемая кредиторами степень контроля и раскрытия информации. По сути, кредиторы собирались взять управление банком в свои руки на весь период реструктуризации долгов. Кроме того, они требовали серьёзных встречных обязательств со стороны не только Самрука, но и АФН, и Нацбанка.

Я полагаю, что такой цивилизованный вариант реструктуризации правительство никак не устраивал. Подписание меморандума говорило только о том, что в сентябре Самрук был еще не готов объявить банкротство банка. Последующие события только подтверждают мои опасения. 1 октября АФН заявило, что «план реструктуризации одобрен в той редакции, которую нам представил банк», и поручило завершить все согласования с кредиторами к 7 декабря. Следом за этим вопреки меморандуму БТА получил решение специального финансового суда, а казахстанская биржа провела делистинг акций банка. И уж совсем неожиданным, полагаю, стало для кредиторов объявление о реструктуризации Темирбанка. Заявленные ставки дисконта в этом случае составили от 81,3 до 85,7%. Следующим претендентом на реструктуризацию уже заявился Цесна-банк.

Мне кажется, взвесив все «за» и «против», правительство решило все-таки обанкротить БТА. Во-первых, соглашаться на условия, выдвинутые кредиторами, значит не только потерять дорогой ценой доставшийся контроль над банком, но и загнать Самрук в многолетнюю кабалу по поддержанию банка ликвидностью и обслуживанию долгов, независимо от состояния экономики. Во-вторых, для успешной реализации всех уже объявленных реструктуризациий и давления на кредиторов правительству необходим прецедент банкротства, в котором банк и кредиторы так и не смогли прийти к компромиссу. БТА для этого является наиболее подходящей кандидатурой. Если в сентябре объявлять об этом казахстанская сторона была ещё не готова, то к декабрю все недостающие кусочки мозаики встали на свои места.

Вопрос о возможных последствиях банкротства БТА для остального финансового сектора остается открытым. Если судить по заявлениям чиновников, на ближайшие несколько лет правительство берет курс на строительство автономного банковского сектора, опирающегося на внутренние депозиты и занимающегося перераспределением государственных ресурсов. Его основу будут составлять государственные или полугосударственные банки, управляемые Самруком наравне с другими национальными компаниями. Внешние заимствования такому сектору будут не нужны, а значит, и церемониться с кредиторами вовсе не обязательно.

С точки зрения правительства, мыслящего среднесрочными категориями, у такого подхода свои плюсы. Банкротство одного банка ослабит переговорную позицию кредиторов в отношении других реструктуризациий, а суммарный эффект от списания внешних долгов может перекрыть потери казны на поддержку банковского сектора. Единственным непросчитанным моментом остается реакция на банкротство самих кредиторов. Впрочем, если судебный беспредел и преследование прессы не помешали Казахстану получить пост председателя в ОБСЕ, навряд ли такая мелочь, как списание миллиардных долгов способна будет омрачить светлый имидж нашей республики.

Источник: Блог Романа Солодченко

0 коммент.:

Отправить комментарий