Автор: Виктор ЛЕРНЕР
Выступая с давно обещанным докладом перед слушателями военной академии США в Вест-Поинте, президент Барак Обама обрисовал наконец в деталях свою новую стратегию в отношении Афганистана.
По его словам, в ближайшее время на Гиндукуш отправятся 30 тысяч американских солдат – но лишь для того, чтобы как можно скорее вернуться домой.
Итак, затянувшийся период ожидания наконец завершился: новая афганская стратегия Белого дома была озвучена лично главой администрации США. Накануне его выступления в Вест-Поинте неофициально уже пошли слухи, что Америка чуть ли не в ближайшие дни отправит в Афганистан 5 тысяч солдат, но теперь эти сведения стали официальными.
«Жди меня, и я вернусь»
По заявлению Барака Обамы, 5 тысяч бойцов — это лишь передовой отряд, своего рода квартирьеры, чьей задачей является зачистка плацдарма в одной из южных афганских провинций, оккупированных в данный момент талибами. После этого туда же отправятся еще 25 тысяч морских пехотинцев, с помощью которых командование экспедиционного корпуса надеется отвоевать позиции, потерянные в течение последних двух лет, и взять под контроль весь юг Афганистана.
Впрочем, немедленно оговорился Барак Обама, «джи-ай» отправятся в Афганистан вовсе не для того, чтобы застрять там надолго. Как поется в песне: «Одержим победу — к тебе я приеду на горячем боевом коне». В трактовке американского президента «ненадолго» означает — максимум на пять лет. После этого начнется вывод экспедиционного корпуса из Афганистана. «В конце концов, — заметил Обама, — в Ираке это сработало. Должно сработать и в Афганистане».
Принятое президентом решение, по сути, являет собой компромиссный вариант между тем, что требовал командующий афганским корпусом армии США, генерал Стэнли Маккристал, и тем, что предлагал министр обороны Роберт Гейтс.
Разница в требованиях первого и предложениях второго, пожалуй, лучше всего подходит под описание известного, ныне, увы, покойного советского фантаста Бориса Штерна, торга на одесском рынке в повести «Записки динозавра». В одном из эпизодов шла речь о маленьком мальчике, отправившемся на «Привоз» летом голодного 1918 года, чтобы продать томик стихов Надсона за четыре картофелины: «надеясь втайне на пять и соглашаясь на три». Так же и генерал Маккристал: специалисты предполагают, что требование прислать под его начало 40 тыс. бойцов было специально завышено, чтобы получить 30 тыс.
Вслед за Америкой и другие союзники по НАТО поспешили с заявлениями о расширении своих воинских контингентов в Афганистане. Конечно, их обещания выглядят поскромнее, но все же: Великобритания посылает 500 «томми» прямо сейчас и обещает прислать еще 3 тысячи к весне. Генеральный секретарь НАТО Расмуссен заявил, что европейские члены Североатлантического альянса должны выделить 5 тысяч бойцов, причем 2 тысячи, скорее всего, прибудут в Афганистан из Германии. В целом сразу после выступления Обамы «афганская активность» союзников немедленно возросла — чего, собственно, и следовало ожидать.
Афган — большой, Кабул — широкий
Тем не менее не следует забывать, что количество солдат НАТО и ISAF в Афганистане — фактор все же не решающий. Гораздо большее значение имеет обстановка в самой стране. В данный момент Афганистан все глубже погружается в беспросветный хаос. В своей «тронной» речи свежепереизбранный президент Афганистана Хамид Карзай в очередной раз поклялся бороться с коррупцией, обеспечить возможность войскам союзников уйти из страны через пять лет и помириться со своими основными противниками на внутриполитической арене.
Американцы, заметно подуставшие в процессе иракской и афганской войн, с восторгом отнеслись к перспективе возвращения своих солдат домой в течение пяти лет. Но «фишка» заключается в том, что Хамид Карзай сможет выполнить это обещание лишь в одном случае: если достигнет необходимого уровня авторитетности в собственной стране.
Пока правительство в Кабуле погрязло в коррупции, пока оно является самым неэффективным в мире, отставая даже от правительств каких-нибудь Танзании с Лесото, изменить ситуацию не смогут никакие солдаты, сколько бы их ни было.
Стратегия «замирения и выхода» может сработать лишь в том случае, если правительство Карзая в самом деле заработает и сможет снискать поддержку самих афганцев — как для себя, так и для США и их союзников по НАТО.
«Караул устал?»
А между тем именно стратегическим выкладкам американского президента не хватает ответа на вопрос: как наделить афганское правительство реальными властными полномочиями, как его «поставить на ноги», чтобы стояло и не падало без поддержки извне? В данный момент войска НАТО необходимы для борьбы с талибами и для обеспечения хоть какой-то безопасности населения. Но если они собираются уходить — пусть и через пять лет — то как сделать, чтобы с их уходом все построенное и созданное не рухнуло в одночасье?
Возможно, именно как ответ на этот вопрос набирает популярность идея создания так называемого «правительства народного согласия», в которое вошли бы наиболее влиятельные (обладающие реальной властью у себя в провинциях) лидеры национальных и военизированных групп Афганистана — пуштунов, таджиков, «полевых командиров» из Северного альянса, а также губернаторов важнейших провинций.
Такое правительство имело бы шанс эффективно решать локальные проблемы и одновременно справляться с централизацией власти. Другое дело — захотят ли афганские «первые парни на деревне» отправляться в столицу и взваливать на себя заботы о стране, отказавшись от абсолютной власти в своих уделах?
Если НАТО удастся убедить в этой идее провинциальных лидеров — это в значительной мере облегчит и военные операции против «Талибана». Если лидеры «этнических партий» согласятся взвалить на себя бремя ответственности за всю страну, а не только за свои «улусы» — у Афганистана может появиться реальный шанс на становление, а у войск США и их союзников — на победное возвращение домой.
В качестве примера, после окончания Второй мировой войны Европе понадобились десятки лет, чтобы «дорасти» до Евросоюза и умения мирно решать конфликты, которые в течение сотен лет неизменно оборачивались войнами и тотальным истреблением. Принцип регионального распределения власти, до которого додумались европейцы, доказал свою жизнеспособность. И возможно, именно он позволит афганцам наконец зажить в мире.
03.12.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий