04.12.2009

Между кризисом и демографией


Автор: Александр СЕРГЕЕВ

В рамках программы «Разговор с Владимиром Путиным» российский премьер-министр преодолел пик экономического кризиса, похвастался золотовалютными резервами и профицитом, пожаловался на то, что США не пускают Россию в ВТО, и рассказал о чувствах к нему со стороны президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Общение национального лидера с народом носит важную социальную функцию. Понятно, что в ходе прямой линии стороны не узнают решительно ничего нового, да такой цели никто и не преследует. В конце концов, если бы главной целью была информированность, лидер общался бы исключительно с высшей прослойкой интеллигенции — с врачами, экономистами, учеными, но не с народом. Цель в данном случае — создать у народа ощущение, что царь все видит и всем сочувствует. И что он рад бы защитить простых людей от подлых бояр (чиновников), купцов (бизнесменов) и прочих врагов рода человеческого. Рад бы — да ведь он один, а их много. И Владимир Путин в очередной раз блестяще справился с этой задачей.

До и после пика

Из SMS: «Кто стоит за арбидолом? Цена со 125 рублей выросла до 275 рублей за десять таблеток. Есть же ремантадин по цене 50 рублей за 20 штук, но нет никакой рекламы и нет давления. Кто делает бизнес на здоровье? Список такого подорожания можно продолжать и не ограничиваться только арбидолом. Кто контролирует цены? Кто делает бизнес на здоровье? Остановите грабеж, Владимир Владимирович, Вы же можете».

Ответ премьер-министра: «Что можно сказать? Кто стоит за такими явлениями? Горе-бизнесмены, конечно, люди, которые лишены чувства социальной ответственности. На всем по максимуму хотят "отжать" деньги для себя лично в карман». Типичный вопрос и типичный ответ, после которого создается ощущение, что он за нас. Высшее сакральное существо, которому раз в году можно вот так запросто задать вопрос о лекарствах и услышать именно то, что хочется услышать.

А другой наболевший вопрос можно делегировать и ведущему. Пусть, к примеру, спросит, пережили ли мы кризис. А Он пусть, пожалуй, ответит, что самое тяжелое уже позади. «Можно сказать с большой долей уверенности, что пик кризиса преодолен, хотя турбулентные явления в мировой экономике и, как следствие, в российской еще сохраняются, — успокоил соотечественников российский премьер-министр. — Выход из кризиса потребует от нас времени, сил и средств немалых. Но в целом все-таки позитивные тенденции сегодня дают о себе знать, они проявляются отчетливо».

И здесь, по замыслу спичрайтеров, самое время рассказать о достижениях. По словам Владимира Путина, кризис российскую экономику затронул остро. Однако падение ВВП по итогам 2009 года окажется не столь значительным, как прогнозировали эксперты — примерно 8,5—8,7%, а инфляция приблизится к 9%.

При этом, отметил премьер, в отраслях, которые государство считает сферой своей прямой ответственности, ситуация более или менее приемлемая. «Скажем, в промышленности сокращение, как я сказал, ожидается примерно на уровне минус 13%, а в "оборонке" — плюс 3,7%. А в некоторых отраслях, таких как ракетно-космическая отрасль, там тоже очень много проблем, мы совсем недавно занимались этой отраслью, но там рост 13%», — сообщил Владимир Путин.

И, наконец, в качестве доказательства эффективности проводимой политики премьер-министр привел золотовалютные резервы, которые у России третьи по объему в мире после КНР и Японии (круглые $444 млрд) и положительный торговый баланс. «Это все говорит о том, что мы справились с этими проблемами», — резюмировал Владимир Путин.

Демографический пир во время кризиса

Что делает справившаяся с проблемами нация? Разумеется, плодится и размножается. И россияне премьера не подвели. «В условиях кризиса 2008 года за год рождаемость упала на 5,5%, а смертность сразу скакнула до 8%, — начал в темных тонах Владимир Путин и сразу перешел к светлым: — Что у нас происходит сегодня: у нас рекордными темпами растет рождаемость, она повысилась на 3,5%, и падает смертность. Это, конечно, о многом говорит, говорит, прежде всего, о настрое людей».

В этом фрагменте как раз наиболее четко прослеживается примат эмоций над информацией на прямых линиях. До осени 2008 года в России о кризисе мало кто слышал. Совсем наоборот, первые три квартала года были для страны чуть ли не самыми благодатными. И вот по итогам того года рождаемость в России упала. А в кризисном 2009 году она как раз повысилась на 3,5%. Премьер прав — это говорит о многом. И в первую очередь о том, что экономический кризис и безработица увеличили рождаемость. Вот только к настрою людей это никакого отношения не имеет.

Впрочем, настрой — категория настраиваемая. Главное — правильные вопросы, и лидер непременно попадет с народом в социальный унисон. И правильные вопросы не заставили себя ждать: Пикалево, социальная ответственность бизнеса, терроризм. На все вопросы, разумеется, следовали правильные ответы. В Пикалево премьер во второй раз не собирается. «Если обстановка потребует, я приеду и к вам, и в любое другое место, в любую другую точку Российской Федерации, — это мой долг, но, на мой взгляд, такой необходимости нет. Конечно, самое главное сегодня — это заключение контрактов с поставщиками сырья, и важно наладить между ними нормальный производственный процесс. Это возможно сделать», — уверен Владимир Путин.

По его словам, ситуацию в моногородах, в том числе и в Пикалево, правительство держит под постоянным вниманием и контролем. «Я поручил одному из моих заместителей создать специальную группу по моногородам. На экспертном уровне, на уровне администраций регионов и в Правительстве Российской Федерации мы эти процессы отслеживаем», — подчеркнул премьер-министр. Что же касается конкретно Пикалево, по мнению Владимира Путина, там важно заключить длительный контракт на весь 2010 год. «По имеющимся у меня сведениям, по моей информации, такой контракт между всеми участниками процесса будет заключен в самое ближайшее время», — пообещал премьер.

Вместе с тем сажать предпринимателей, по его мнению, не следует. «Если всех пересажать, кто работать будет? Пугать, хватать и не пущать? Нам нужно организовать процесс рабочий, с тем чтобы все участники этого процесса — в данном случае там три составляющие, поставщики сырья — чтобы они функционировали достаточно гармонично, чтобы убытков не было», —пояснил задачу Владимир Путин.

Разумеется, в свете недавней трагедии с «Невским экспрессом» премьер и народ уделили внимание и теме терроризма. Владимир Путин уверил, что сегодня предпринимаются все необходимые мероприятия для того, чтобы «переломить хребет терроризму», однако говорить о том, что угроза устранена, преждевременно. «Действовать нужно на упреждение», — призвал премьер. Для этого, по его словам, необходимо, чтобы все осознавали угрозу и были бдительны. «Произошедшая трагедия говорит о том, что работа на этом направлении должна быть усилена и действовать нужно очень жестко по отношению к преступникам, которые совершают теракты подобного рода, покушаясь на жизнь и здоровье людей», — отрезал премьер-министр.

С кем удобнее дружить

Разумеется, народ не мог не спросить, а премьер не мог не ответить про ВТО и Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Этой теме в последнее время уделяется больше внимания, чем кризису, посадкам и терроризму, вместе взятым. Что неудивительно. После того как премьер фактически перечеркнул все достигнутые за 16 лет договоренности по ВТО заявлением о том, что Россия будет вступать в эту организацию в составе Таможенного союза, в обществе не утихают споры на тему «куда лучше вступать».

Выяснилось, что главное препятствие России на пути в ВТО — это США. «У нас складывается впечатление, что, по неизвестным нам мотивам, некоторые страны, в том числе и Соединенные Штаты, препятствуют нашему вступлению в ВТО», — поделился премьер-министр. При этом он подчеркнул, что вступление в ВТО остается стратегической целью. «Но главным приоритетом все-таки является интеграция на постсоветском пространстве, и поэтому мы очень рады тому процессу, который происходит сейчас в сфере формирования Таможенного союза», —резюмировал Владимир Путин.

А уже после создания Таможенного союза все пойдет, как запланировано. «Мы должны будем вступать в ВТО уже этим Таможенным союзом либо в индивидуальном качестве, но проводя глубокие, очень предметные консультации и согласовывая все позиции с нашими партнерами по Таможенному союзу. Но этот процесс будет продолжаться и для нас, и для Казахстана, и для Белоруссии», — построил конспективный прогноз российский премьер.

Остальное — уже детали. Даже если они такие досадные, как перманентные показательные выступления белорусского лидера. «В последнее время Вас жестко критикует президент Белоруссии Лукашенко. Вы не отвечаете. Почему?» — задал вопрос некий Юрий Борисович. «Может, это любовь?» — застенчиво предположил российский премьер. И немедленно признался в том, что «у нас тоже очень добрые и теплые чувства в отношении всего белорусского народа, всей страны и ее руководства».

«Конечно, руководство Белоруссии хотело бы большего в отношениях с нами, — сообщил Владимир Путин, возможно, подразумевая злосчастный кредит, из-за которого Александр Лукашенко посоветовал подлечиться главе российского Минфина. — Но я напомню, в позапрошлом году мы выдали Белоруссии кредит в $1,5 млрд, в прошлом году — $1 млрд, в этом году — $0,5 млрд. Плюс "Газпром" проплатил еще $650 млн. То есть в целом из России пришло более $1 млрд», — подбил финансовую базу Владимир Путин, упомянув и о том, что Белоруссия поставляет в Россию почти 100% своего мяса и примерно 80% молочной продукции, а также большой объем сельхозтехники. Кроме того, Минск продолжает получать из Москвы нефть по льготным ценам.

А остальное уже зависит от сговорчивости. В смысле от готовности строить Таможенный союз. «Повторяю, руководству Белоруссии хотелось бы побольше. Наверное, и это тоже возможно, но это должно быть синхронизировано, по моему глубокому убеждению, с процессами интеграции в рамках Союзного государства. Чем глубже эта интеграция, тем больше возможностей переходить на внутрироссийские цены и стандарты и по энергоносителям», — пообещал премьер-министр.

В целом, по его словам, руководство Белоруссии и президент Белоруссии являются сторонниками интеграционных процессов, сближения с Россией. «Самое яркое проявление таких настроений и такой политики мы наблюдаем в последнее время, и связано оно с подписанием документов по созданию единого Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном», — подчеркнул Владимир Путин.

Не следует, впрочем, забывать, что руководство Белоруссии охотно выступает и сторонником интеграционных процессов, сближения с ВТО. «Белоруссия заинтересована в ускорении процесса вступления во Всемирную торговую организацию», — процитировало РИА «Новости» заявления пресс-службы МИДа республики. Белорусская делегация участвует в министерской конференции ВТО в качестве наблюдателя. И в этом качестве белорусская сторона привлекла внимание членов ВТО к неоправданно длительному процессу вступления в организацию новых членов.

Что же касается Таможенного союза, то белорусская сторона вовсе не намерена делать в этом вопросе ставку исключительно на Россию и Казахстан. Как сообщило РИА «Новости», президент республики Александр Лукашенко ожидает присоединения к союзу и Украины. «Самое главное, что, уже сегодня сделав первый шаг в Таможенном союзе, к нам готовы присоединиться и другие бывшие страны Советского Союза. Главное для нас — Украина. И я уверен, что есть понимание того, что без нас, без братьев, они не обойдутся», — заявил он на встрече в Минске с полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе Алексеем Рапотой.

Что же касается ответа Александра Лукашенко российскому премьеру — его мы очень скоро услышим. Похоже, схема «Кремль подтрунивает — батька огрызается» стала в России такой же традиционной, как прямые линии Владимира Путина.

0 коммент.:

Отправить комментарий