02.12.2009

«Нефтянка» требует льгот и обедов


 Автор: Василий ИВАНОВ

Дайте нам денег – и будет вам нефть! Таким был лейтмотив выступления ученых на прошедшем в Астане очередном заседании координационного совета по развитию нефтегазовой отрасли ассоциации KazЕnergy.
Однако нефтяники и сами не прочь сэкономить – хотя бы на снижении ставки налога на добычу полезных ископаемых.

На очередном заседании координационного совета ассоциации KazEnergy вышел казус: представитель компании Repsol Exploracion Kazakhstan S.A. Питер Дерни, выступивший с инициативой о создании под эгидой KazЕnergy промышленно-технической ассоциации нефтяной отрасли, долго и убедительно объяснял, что собрания этой ассоциации следует проводить в форме бизнес-ланчей и деловых обедов. Для чего ее членам следует, естественно, хорошенько скидываться. Тезисы проголодавшегося иностранца отлично накладывались на общий фон собрания, где большинство выступавших просили денег на науку.

В отличие от главы делегации Repsol, наши ученые отлично понимают, что прежде чем просить денег на что-то у нефтяников, надо что-то материальное пообещать им взамен. И независимый эксперт Евгений Огай нащупал нужную струну — во-первых, из 15 известных осадочных бассейнов на территории Казахстана разведаны и освоены только пять, в то время как на оставшихся десяти также могут отыскаться углеводороды. Но, чтобы они отыскались, нужны деньги на геологоразведку, причем на разведку с размахом — с заведением специализированного научно-исследовательского института или организации.

Во-вторых, наука готова прийти на помощь в извлечении высоковязкой и тяжелой нефти — такие месторождения, по сведениям ученого, содержат в себе до миллиарда тонн нефти. При этом применяемые сейчас в Казахстане технологии и технические средства позволяют добиться нефтеотдачи от таких месторождений в среднем на 20%.

- Иными словами, 80 процентов запасов нефти остаются в пласте, — констатировал ученый.

По его словам, на Западе уже научились добиваться нефтеотдачи от таких месторождений на 40—45%. По подсчетам Огая, применение таких технологий в Казахстане аналогично открытию нового месторождения с извлекаемыми запасами 200—250 миллионов тонн нефти. Цифра красивая, вот только нефтяники, наверное, и сами были в состоянии высчитать 40—45% от одного миллиарда тонн, сокрытых в месторождениях с высоковязкой нефтью. Куда интереснее им наверняка было бы выслушать, какие именно технологии позволят им это сделать, насколько они применимы в республике и сколько будут стоить.

Куда конкретнее был исполняющий обязанности генерального директора Казахстанского института нефти и газа Фуад Сериков, который не мудрствуя лукаво предложил создать в Казахстане государственную инжиниринговую компанию в сфере нефте- и газодобычи. Которая, собственно, и занималась бы приводом новых технологий в Казахстан. Правда, после перечисления выступающим ограниченного количества участников сервисного рынка с собственно казахстанской пропиской стало ясно, что государственную структуру можно будет создать исключительно при институте нефти и газа.

Убедившись, что претендентов на нефтяные деньги в стране много, председатель координационного совета Жакып Марабаев попросил отчитаться за причитающиеся нефтяникам льготы по трудноосваиваемым месторождениям курирующего эту работу члена ассоциации — генерального директора ТОО «Olympics Advisers» Рустама Журсунова. Тот обрадовал нефтяников только в одном: понижающие ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для высоковязких, малодебитных, выработанных и обводненных месторождений будут представлены казахстанскому правительству в ближайшее время, после чего, возможно, начнут действовать.

- Данные цифры (размеры понижающих ставок — авт.) в настоящий момент обсуждаются с Министерством финансов и в ближайшее время будут внесены в канцелярию премьер-министра. Мы очень надеемся, что до конца года мы к какому-то знаменателю придем, — сказал Журсунов.

Напомним, что налоговым законодательством по НДПИ предусмотрены льготы двух видов. Первый вид льгот распространяется на высоковязкие, обводненные, выработанные или малодебитные месторождения и действует на постоянной основе. Вторая группа льгот по НДПИ распространяется на низкорентабельные контракты — льготы предоставляются в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой и являются временными мерами с целью оказания временной поддержки предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом положении из-за падения цен.

По словам гендиректора Olympics Advisers, для первой группы месторождений, претендующих на постоянные налоговые льготы, предлагаются следующие размеры понижающих ставок: для категории высоковязких месторождений привязка идет в зависимости от вязкости — от 200 до 300 миллипаскаль в секунду понижающая ставка предлагается на уровне 70%, выше 300 миллипаскаль в секунду — 95%. Для категории обводненных месторождений — при обводненности от 90 до 95% понижающая ставка 70%, при обводненности выше 95% понижающая ставка будет равна 95 же процентам. Для категории выработанных месторождений, исчерпание запасов в которых составило от 80 до 95% от извлекаемых утвержденных запасов, понижающая ставка предлагается на уровне 70%, при выработке от и свыше 95% понижающая ставка будет равна 95%. Для малодебитных месторождений понижающую ставку предлагается установить в зависимости от тоннажа добычи в сутки: при добыче от двух до трех тонн — 50%, от одной до двух — 70%, менее одной тонны в сутки — 95%.

- Понижающие ставки даются только по этим пороговым процентам, то есть если обводненность месторождения будет 89%, то к нему понижающие ставки неприменимы, — подчеркнул Рустам Журсунов.

На это председатель координационного совета KazЕnergy заметил, что пороговые значения, предлагаемые правительству, «очень высокие, потому что при обводненности в 90% это уже не месторождение».

- Мы это прекрасно понимаем и этот вопрос на протяжении всего года обсуждался, но это единственное, что мы смогли выторговать, — парировал Журсунов.

В связи с чем разобраться без бизнес-ланча, будет ли смысл инвесторам вкладываться в новые технологии для повышения нефтеотдачи по таким месторождениям, представляется невозможным. На что, видимо, и намекал глава делегации Repsol Exploracion Kazakhstan, когда требовал неформального общения в рамках гипотетической промышленно-технической ассоциации нефтяной отрасли республики.

0 коммент.:

Отправить комментарий