02.12.2009

Скандал с Шабдарбаевым ударит по «Ак орде»


Автор: Евгения МАЖИТОВА

Заявление Жамили Джакишевой о том, что скандальную видеозапись ей отдал в руки сам председатель Комитета нацбезопасности, взорвало информационное пространство Казахстана. Шабдарбаев отреагировал мгновенно - он все полностью отрицает.

Ситуация, прямо, скажем, экстраординарная. Прокомментировать ее мы попросили отслеживающего события в соседней стране директора ИАЦ МГУ, российского политолога Алексея Власова.

- Алексей Викторович, в Казахстане-то очередной скандал, и на этот раз в главной роли председатель спецслужбы. Прокомментируете?

- Настораживает ощущение постепенного выхода ситуации из-под контроля. Происходит некая хаотизация борьбы, в которую включены силовики, и если эта тенденция продолжится дальше, начнется война всех против всех. А это, в общем-то, достаточно опасно для политической устойчивости «Ак орды».

Что касается обстоятельств этого дела, то они достаточно туманные. Версий может быть предельно много, но общее впечатление такое, что заявление супруги Мухтара Джакишева могло быть озвучено только в одном случае — если она имеет некие гарантии безопасности от сильных людей. Гарантии для себя, детей и супруга, который находится в заключении. Потому что в противном случае это был бы самоубийственный шаг, на который, даже при всех конфронтационных сценариях, решиться очень сложно.

Из этого следует, что помимо всего прочего (я не буду возвращаться к обстоятельствам дела Джакишева) есть, видимо, конкретный, абсолютно ясный заказ на дискредитацию главы КНБ, и реальный или виртуальный момент передачи этой пленки с записью используется для того, чтобы, видимо, нанести «смертельный» удар в аппаратной борьбе.

Однако последствия, если эта история будет раскручиваться дальше в таком же темпе, могут быть негативными не только для фигурантов, которые вокруг этого дела обозначены, но, еще раз подчеркну, и для самой системы власти.

- Почему?

- Отход от определенных правил игры влечет за собой то, что называется «в ход пускаются все, даже самые крайние меры». Я думаю, этого никто не хочет на самом деле. Но такой вариант, к сожалению, возможен.

- Зачем все-таки, на Ваш взгляд, Жамиля решилась предать огласке факт передачи ей Аманом Шабдарбаевым записи допроса?

- Повторюсь, женщина, искренне переживающая за супруга, может на это пойти только в том случае, если она получила твердые и внятные гарантии того, что дело каким-то образом разрешится благополучно.

- Но не Шабдарбаев же решает судьбу Джакишева...

- Конечно. Это дело изначально было политическим. Значит, здесь и гарантии не правовые, а политические. Исходя из этого, я думаю, возможен такой вариант. Это вообще редкий случай, когда нет жертв, победивших и пока нет проигравших. Много будет зависеть от реакции, естественно, президента, потому что ситуация экстраординарная. Много будет зависеть и от того, как поведет себя председатель КНБ.

- Думаете, реакцией через пресс-секретаря дело не ограничится?

- Я думаю, нет. Нужно было быстро ответить, что называется, на «предъяву», что и было сделано, а вот дальше уже начнется... Я думаю, с завтрашнего дня грянет. Как говорится, читайте казахстанские интернет-порталы, кто за красных, кто за белых — мочилово начнется довольно бодрое. Главное, сохранить здравый ум и попытаться как-то прийти к более-менее внятному знаменателю.

- А как вы думаете, кто мог дать такие гарантии Жамиле, если, конечно, кто-то их дал?

- Откровенно говоря, я не нахожу персоналий. Коллега по этому поводу высказал любопытное предположение, что может быть дело даже не в персоналиях, а в объекте. За что борьба идет по большому счету? Так что вполне может быть, что все это действительно связано с урановыми вещами, а не политическими.

0 коммент.:

Отправить комментарий