02.12.2009

КНБ финполовца «недоработал»




Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА

Основания для возбуждения уголовного дела в отношении первого зама начальника алматинского финпола Айдына Жантелеева были, рассказал на пресс-брифинге представитель Генеральной прокуратуры Кузембек Нойгабеков.
Но поскольку сотрудники КНБ допустили при задержании ряд грубых нарушений уголовно-процессуального кодекса, прокурорам пришлось приказать его отпустить.

Айдын Жантелеев родился в рубашке. После того, как сотрудники КНБ нашли у него наркотики, а во время освидетельствования установили, что и в «анализах есть наркотики», он умудрился выйти сухим из воды — его дело закрыли.

Но это отнюдь не заслуга г-на Жантелеева, а скорее недоработка сотрудников Комитета национальной безопасности. Как рассказал сегодня журналистам прокурор Нойгабеков, комитетчики допустили грубые нарушения законности.

- В частности, участие понятых обеспечено спустя 20—30 минут после фактического задержания Жантелеева, — перечислил «косяки» прокурор. — К тому же установлено, что один из понятых является родственником сотрудника органов КНБ, принимавшего участия в задержании, что также противоречит требованиям уголовно-процессуального закона.

По словам спикера, в протокол не был внесен факт выемки видеозаписи со стационарной подземной автостоянки (где был задержан г-н Жантелеев — авт.), она не приобщена к материалам дела и выдана следственной группе Генеральной прокуратуры только после неоднократных напоминаний. В самой же видеозаписи имеются следы повреждений.

На этом грехи сотрудников КНБ не заканчиваются. Чекисты, как заверил журналистов прокурор, «грубо нарушили нормы УПК о подследственности уголовных дел». Преступление, в совершении которого подозревался финполовец, относится к дознанию органов внутренних дел, поэтому после производства неотложных следственных действий дело должно было быть передано прокурору для направления по подследственности. Но КНБшники «присвоили» дело себе.

- Сотрудниками органов национальной безопасности необоснованно применены специальные средства к четырем гражданам, не имеющим отношения к данному событию. — Более того, они неправомерно подвергнуты наркологическому исследованию, личному обыску, незаконно задержаны и находились в здании Департамента КНБ с 23 часов 40 минут 5 ноября до 7 часов следующего дня, — продолжил перечислять прокурор.

Теперь сотрудники КНБ, проводившие задержание, окажутся в шкуре первого зама: в отношении них прокуратура возбудила уголовное дело за превышение должностных полномочий. Правда, кто именно удостоился этой «чести», Нойгабеков сказать отказался.

После спича прокурора журналисты взяли инициативу в свои руки. Первое, что их интересовало, не связано ли временное отстранение начальника ДКНБ по городу Алматы и двух его заместителей с таким чудесным поворотом в деле г-на Жантелеева?

- Мне об этом трудно судить. Но я не вправе исключать этого, — ответил на вопрос г-н Нойгабеков.

Представители СМИ также интересовались, можно ли в связи со всеми перечисленными нарушениями утверждать, что дело было сфабриковано?

- Оснований для утверждения о фабрикации данного уголовного дела нет, — ответствовал прокурор. — Если вы обратили внимание, то уголовное дело прекращено в связи с нарушениями во время реализации процесса задержания и личного обыска. Правовые основания для возбуждения уголовного дела, на наш взгляд, были.

Кроме того, г-н Нойгабеков заявил, что Генпрокуратура «не подтверждает и не опровергает наличия у Жантелеева наркотиков»:

- Мы констатируем допущение органами национальный безопасности грубейших нарушений требованию уголовно-процессуального закона, который ставит в разряд недопустимых ту совокупность доказательств, которые легли в основу его (Жантелеева — авт.) обвинения.

В завершение заметим, что если бы прокуроры так тщательно исследовали все уголовные дела, то они обнаружили бы подобные нарушения в 99 случаях из ста и прекращали бы 99 дел из ста. Но они почему-то этого не делают. С чего же так вдруг повезло г-ну Жантелееву? Вот главный вопрос, но лежит он, увы, не в плоскости права.

...К слову, о невероятном везении Айдына Жантелеева сегодня вспоминали и на другой пресс-конференции. Жамиля Джакишева, супруга арестованного экс-президента «Казатомпрома» рассказала, что еще до освобождения г-ну Жантелееву по ходатайству прокуратуры изменили меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест, мотивировав это решением тем, что у него панкреатит и трое детей.

У Мухтара Джакишева давление зашкаливает за 200, постоянное головокружение и частые обмороки, плюс детей даже не трое, а пятеро! Но на ходатайство о госпитализации или изменении меры пресечения та же прокуратура никак не реагирует. «Видимо, у нас для сотрудников правоохранительных органов законы одни, а для других людей — законы другие», — заметила по этому поводу Жамиля.

Ну что тут добавить — почувствуйте разницу!

0 коммент.:

Отправить комментарий