10.12.2009

Греция – слабое звено Евросоюза


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Греция уже во второй раз за год оказалась на грани банкротства. Ситуация с государственными финансами даже ухудшилась по сравнению с началом года, когда страна едва не стала первым в истории ЕС государством-банкротом.
Тогда грекам помогли соседи-европейцы, но теперь Афинам придется рассчитывать на собственные силы.

Похоже, репортеры и экономисты несколько поторопились, возвещая конец мирового финансового кризиса, — по крайней мере, на государственном уровне. В последние недели сообщения о новых проблемах участились. Сначала дурные вести пришли из Объединенных Арабских Эмиратов (не склонные обычно к эмоциональным эпитетам биржевики успели прозвать крах тамошней строительной отрасли «Дубайской трагедией»). Теперь же виновницей плохих новостей стала Греция — страна Евросоюза, вступившая в Сообщество еще в 1981 году.

Кризис возвращается?

Дефицит госбюджета Греции, по официальным данным, составит в будущем году 12,7%. До сих пор подобные цифры в Европе не встречались, оставаясь уделом стран третьего мира. Сумма греческого госдолга составит 121% валового национального продукта — при том, что европейские правила вообще позволяют набирать долгов не более чем на 60% от ВНП.

Неудивительно, что в минувший вторник международное рейтинговое агентство Fitch официально понизило статус кредитоспособности Греции — с «А-» до «BBB+». Большинству людей это изменение абсолютно ничего не говорит: все эти «а и бэ сидели на трубе» всегда были слишком далеко от повседневной жизни, чтобы всерьез беспокоиться о подобных мелочах. Другое дело — сами греки: на сегодняшний день все они, поголовно, стали разбираться в хитросплетениях мировой экономики, так как теперь она непосредственно влияет на их жизнь.

Чтобы хоть немного пояснить, что означает для страны подобное понижение рейтинга, следует для начала упомянуть о том, что за всю одиннадцатилетнюю историю существования Европейского Валютного Союза ни одна из стран, входящих в еврозону, не выпадала из высшей рейтинговой категории ни одного из мировых агентств. Сам же этот рейтинг есть не что иное, как показатель степени доверия кредиторов к стране-реципиенту.

Это не значит, конечно, что греческому правительству отныне будут отказывать в кредитах, однако теперь Греции придется гораздо больше платить за одолженные деньги. В данный момент, к примеру, Греции приходится выплачивать за свои десятилетние долговые обязательства по 5,5% годовых — для сравнения: Германия платит по таким же кредитам 3% годовых. Теперь же, когда Афины «рухнули» до категории «B», греческий государственный долг будет обходиться стране еще дороже.

Таким образом, возникает самая настоящая долговая спираль, которая заставляет Грецию платить все больше и больше за одолженные деньги и, соответственно, разоряет греческую казну.

Интерес к «высоким финансам» у греческих обывателей появился не от хорошей жизни. Возросшие государственные расходы как нельзя более непосредственно отражаются на их повседневной жизни. Вот уже в течение месяца греческие города утопают в горах мусора: виной тому не мафиозные махинации, как это было в Неаполе, а всего лишь бессрочная забастовка греческих коммунальщиков, которые требуют от властей создания дополнительных рабочих мест в их секторе. Еще год назад в такой забастовке, пожалуй, не было бы ни малейшей надобности — государство бы попросту выделило дополнительные средства. Но теперь на мусорщиков банально не хватает денег.

И не только на них. Пострадали школьные учителя и воспитатели детских садов, было урезано жалованье сотрудников многих госслужб и даже армейских офицеров. Взамен повысилась плата за государственные услуги и со дня на день ожидается, что правительство примет решение поднять налоги — пусть хотя бы временно. Вот чем оборачивается для, казалось бы, непричастных к высоким финансовым материям обывателей простая замена буквы «А» на букву «B» в кредитном рейтинге...

Никто не даст нам избавленья?

Когда «финансы поют романсы» в одной отдельно взятой стране — это тяжело для страны. Когда эта страна является членом большого надгосударственного объединения — это задевает всех остальных его участников, которые вынуждены что-то по этому поводу предпринимать. Евросоюз уже один раз выручил Грецию, спас ее от страшного призрака государственного банкротства. Произошло это, напомним, весной этого года, когда было принято решение создать специальный фонд для поддержки экономически слабых членов Сообщества.

С тех пор в Афинах сменилось правительство — новый премьер Папандреу, как водится, обвинил во всех невзгодах кабинет своего предшественника и пообещал грекам «новое начало». Пока что из этого ничего не вышло: правительство греческих социалистов еще глубже увязло в долговой яме и, похоже, на этот раз ситуация складывается гораздо более угрожающая.

Надеяться на помощь из Брюсселя больше не приходится: еврокомиссар экономики Хоакин Альмуния в своем выступлении по поводу греческого «почти банкротства» подчеркнул, что Еврокомиссия ожидает от Греции самостоятельного выхода из положения. «Греция должна своими силами остановить дальнейшее раскручивание долговой спирали и не может рассчитывать на финансовую поддержку своих партнеров по ЕС», — заявил он. Он потребовал от правительства Греции срочного введения мер строгой экономии и пообещал в будущем внимательнее приглядываться к тому, как греки управляются со своими деньгами.

«Правительство в Афинах должно наконец-то взяться за серьезную финансовую политику», — поддержал еврокомиссара председатель совета министров финансов Евросоюза Андерс Борг. Стране, долгие годы живущей «в минусе», просто необходимо разработать многолетний антикризисный план и научиться экономить на всем, на чем только возможно.

Столь жесткая позиция соседей-европейцев объясняется вовсе не душевной черствостью, которую зачастую приписывают финансистам. Она продиктована логикой событий. К примеру, советник немецкого правительства Клеменс Фюст считает, что любая помощь Греции — скажем, в виде давно обсуждающихся «общеевропейских госкредитов» — была бы контрпродуктивной.

«Последствия были бы катастрофическими, — подчеркнул он в интервью информационному агентству Reuters. — Европейские налогоплательщики окажутся в этом случае вынуждены платить собственные деньги за ошибки правительств, на действия которых они не могут оказать ни малейшего влияния». Это стало бы недвусмысленным приглашением для экономически слабых стран ЕС «попользоваться» деньгами, которые заработали граждане более стабильных государств-соседей.

Греческое правительство, впрочем, также понимает, что на этот раз ему не стоит просить помощи. Более того, поддержка из-за рубежа означала бы, по мнению премьера Георгиоса Папандреу, «потерю государственного суверенитета». Греческий премьер не устает подчеркивать, что его страна в состоянии самостоятельно справиться с бедой. В конце концов, к власти он пришел под лозунгом бескомпромиссной борьбы с коррупцией — а ведь именно коррупцию он считает ответственной за нынешнее плачевное состояние дел. Так что для греческого лидера нынешний кризис — лишь дополнительный и весьма веский аргумент в его стремлении перетрясти всю государственную структуру страны и вычистить из нее нечистых на руку чиновников.

Помочь нельзя отказать

Так что же получается — европейцы попросту умыли руки и оставили несчастных греков в одиночестве? Выплывайте, мол, любезные соседи, как хотите? Ничуть не бывало. Помощь Греции будет оказана, но весьма своеобразная. Вместо того, чтобы просто дать денег и тем решить все проблемы, Европа посылает в Афины своих эмиссаров.

Официальный статус команды финансовых экспертов из Брюсселя невысок — они числятся всего лишь «наблюдателями». Неофициально же они — советники, причем с правом решающего голоса. Некоторые комментаторы утверждают, что более безжалостных бухгалтеров Европа еще попросту не породила — эту группу кое-кто даже называет «финансовыми «зелеными беретами». Именно они призваны заставить греческое правительство ввести курс на жесточайшую экономию, которому ЕС, таким образом, обеспечивает легитимность, так сказать, «снаружи».

Никакие забастовки мусорщиков, никакие страдания учителей и невзгоды прочих категорий греческих обывателей не смягчат их сердца — под их строгим оком Греции придется пройти долгий, полный трудностей путь. Вряд ли это прибавит популярности Георгиосу Папандреу, но, может быть, спасет страну от банкротства.

На столь неординарные меры пришлось пойти, чтобы не входить в конфликт с общеевропейскими законами. В Евросоюзе не существует общепринятого механизма поддержки стран, попавших в финансовые затруднения, — до сих пор он попросту не был нужен. Более того, параграф 103 Базового договора ЕС недвусмысленно запрещает странам-членам еврозоны оказывать друг другу помощь в подобных ситуациях. Этот параграф был введен для того, чтобы правительства этих стран не забывали о собственной ответственности и о финансовой дисциплине, не надеялись на «доброго дядю».

Впрочем, для стран ЕС, в которых еще сохранились национальные валюты, сделано послабление: для них Брюссель создал специальный фонд в размере 50 млрд евро. Именно он помог в свое время Румынии, Венгрии и Латвии. Для Греции, «старого» члена ЕС и члена еврозоны, этот путь закрыт. Вот и приходится изобретать такую экзотику, как «зеленые береты».

0 коммент.:

Отправить комментарий