07.12.2009

Инвесторам пора отращивать шерсть


Автор: Василий ИВАНОВ

Взаимоотношения иностранных инвесторов и Казахстана, похоже, претерпят революционные изменения. На смену эпохи стабильности контрактов приходит время «встречного движения» со стороны иностранцев.
Это заявление президента Нурсултана Назарбаева, по форме напоминающее ультиматум, стало ключевым моментом 22-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов в минувшую пятницу.

Начало заседания революций не предвещало. Нурсултан Назарбаев, войдя в зал, подложил членам Совета не вставать при его появлении. Затем последовало вступительное слово главы государства, состоящее из привычного уже в последнее время набора доказательств того, что в Багдаде (то бишь в Астане) все спокойно.

Грозы ничто не предвещало

- В третьем квартале, по сравнению со вторым, отмечен рост ВВП на 1,5%, за десять месяцев этого года промышленное производство Казахстана достигло уровня прошлого года за такой же период, и это дает нам веские основания ожидать, что по итогам года будет достигнут хоть минимальный, но рост экономики, а не снижение, — похвалился президент. — Думаю, что это неплохое достижение в этой ситуации, — добавил он скромно (на этот раз — без упоминания выделенных им лично средств на восстановление экономики — авт.).

Далее последовала еще более убаюкивающая благодарность иностранцам за сохранение рабочих мест в кризисный период и просьба (пока еще просьба) активно участвовать в программе форсированного индустриально-инновационного развития экономики в последующие пять лет.

- Надеюсь, что каждый из присутствующих инвесторов увидит для себя новые возможности в той масштабной программе, которую мы наметили, и тогда наш народ будет понимать, что работающие на наших недрах компании, зарабатывая прибыль, вкладываются и в развитие нашей страны, — воззвал к капиталистическим чувствам добрым Назарбаев. — Это будут комфортные взаимоотношения инвесторов и населения, и вы получите благодарность наших людей.

Разумеется, не обошлось и без осанны Таможенному союзу со стандартным уже рекламным набором: рынок в 170 миллионов человек, суммарный ВВП около $2 триллионов, устранение таможенных барьеров, снижение стоимости транзита грузов и упрощение доступ к инфраструктуре трех стран.

- Я обращаюсь ко всем инвесторам с призывом оценить все эти новые возможности, которые открываются для вас в Казахстане: у вас есть уникальное преимущество — вы давно у нас работаете, у нас сложились доверительные, партнерские отношения — это самый главный фактор успешного ведения бизнеса. И я уверен, что впереди нас ожидает множество совместных выгодных проектов.

После такого окончания вступительного слова ожидать грозы не приходилось, но она грянула: заключительное слово президента кардинально отличалось от вступительного.

«Мы будем искать других партнеров»

Незадолго до выдачи «четкого сигнала» инвесторам на мониторах в пресс-центре камера выхватила перепуганное лицо госсекретаря — министра иностранных дел Каната Саудабаева, который озабоченно вертел головой по сторонам.

Причиной переполоха, по слухам, стал переводчик президента, который то ли разрядился, то ли изначально был нерабочим. Утверждать, что все сказанное впоследствии Назарбаевым было следствием этого форс-мажора, нельзя, но масла в огонь, видимо, подлило.

- Я сегодня даю инвесторам, в том числе отечественным, четкий сигнал, что мы будем работать лишь с теми, кто будет предлагать реализацию конкретных проектов, направленных на диверсификацию экономики и глубокую переработку сырья, — отчеканил президент. — Это означает, что в отраслях, где необходимые стране проекты не находят решений, мы будем искать новых партнеров, предлагая им выгодные условия и ресурсы под проекты, — разложил он свою мысль на атомы для сомневающихся в смысле того, что они услышали.

Кстати, новых партнеров долго искать не придется: под боком у Казахстана Китай, который в плане производства прибыли всеяден. Вот и на этот раз Назарбаев огласил новую китайскую инициативу: КНР, по его словам, просит у Казахстана миллион гектар под сою и рапс. Учитывая, как глубоко Китай проник в отрасль нефтедобычи в Казахстане, после сои и рапса китайцы вполне могут замахнуться и на пшеницу, и на другие традиционные сельхозкультуры. И отвоевать эти пахотные земли назад у них вряд ли получится.

- Все ваши работники в компаниях кушают каждый день, по крайней мере, три раза, им нужно продовольствие, почему бы вместе с нашими аграрниками, там, где вы работаете, не взять, не создать аграрные комплексы? — задал в связи с этим риторический вопрос президент.

Чтобы сомнений в серьезности его намерений ни у кого не осталось окончательно, Назарбаев предложил заложить соответствующие механизмы, обязывающие инвесторов вкладываться в диверсификацию экономики, программу индустриального развития страны до 2020 года. Но, видимо, сам почувствовал, что утверждение обязательств госпрограммой — это маловато и несерьезно.

- Если нужны законодательные нормы, мы примем такие законы, которые будут вас обязывать, обязывать всех инвесторов, работающих на освоении богатств и недр Казахстана, тесно сотрудничать по программе индустриализации, — добавил глава государства и попытался слегка смягчить свое выступление, изложив мотивацию своих решений:

- Вы знаете, я сторонник всегда договариваться, а не решать через какой-то там нажим, мы всегда находили общий язык. Но мы не можем оставаться однобокой экономикой, как это было у нас при Советском Союзе и при русском царе, мы же не можем вечно оставаться государством, которое лишь поставляет вам сырье: мы такими не хотим быть, я это вам говорю серьезно и хочу, чтобы мы получили встречное движение.

Назарбаев пояснил, что встречное движение предполагает вкладывание «друзьями» республики заработанных ими денег на приобретенных на выгодных условиях активах в экономику страны. При этом, по его словам, многие ключевые для страны проекты, которые были предложены иностранными инвесторами, «обсуждаются уже не один год, но, к сожалению, не решаются».

- Зачастую это связано с субъективной позицией инвесторов, думающих исключительно об интересах своих компаний, что мы, конечно, понимаем, но без учета интересов экономики республики и ее граждан, — сказал Назарбаев и перечислил отстающих, в числе которых оказались такие крупные инвесторы, как «АрселорМиттал Темиртау» и ENRC.

Цена экономической лояльности

Зачисление Машкевича в ряды отстающих было тем более забавно, что он, пожалуй, был единственным из иностранных инвесторов, сыпавших во время выступления новыми проектами компании в Казахстане как семечками.

Правда, многие из них — как Павлодарский электролизный, к примеру — либо уже реализованы, либо уже примелькались и не воспринимаются как что-то новое. Разве что запустить новое производство на базе существующего Актюбинского завода ферросплавов через два с половиной года.

Тем не менее, «наезд» именно на старейших и крупнейших инвесторов в республике был осуществлен вполне целенаправленно. Министр индустрии и торговли Казахстана Асет Исекешев на заседании СИИ подчеркнул, что привлечение зарубежного капитала будет одним из ключевых факторов успешной реализации программы индустриализации, но не озвучил насколько важным.

Между тем, как следовало из раздаточных материалов Съезда, по предварительной оценке первая индустриальная пятилетка в Казахстане потребует около 10 триллионов тенге (или около $67 миллиардов) инвестиций. За счет бюджета, Нацфонда и кредитов Китая и России, согласно этим материалам, гипотетически собирается денежный пул порядка 3,6 триллионов тенге.

Где будут взяты еще 6,4 триллионов, то есть, по сути, две трети требуемой суммы, документ впрямую не говорит. Но в нем есть пункт, говорящий о необходимости «активизировать политику привлечения прямых иностранных инвестиций, создать условия для реинвестирования в экономику полученной иностранными инвесторами прибыли». То есть казенным языком повторяющий все то же самое, о чем эмоционально рассуждал в пятницу Назарбаев.

От ставки исключительно на крупных инвесторов, кстати, на заседании СИИ предостерегал председатель компании «Бейкер и Макензи Интернэшнл» Джон Конрой. По его мнению, Казахстану следует обратить внимание на «стержень экономики большинства стран мира» — субъекты малого и среднего предпринимательства. И создать в стране Агентство по содействию иностранным инвестициям, которое занималось бы приводом в страну не крупного бизнеса, способного решать свои проблемы на самом верху, а того самого МСБ, на котором держатся экономики большинства западных стран.

Но, по всей видимости, Конрой услышан не был — среди поручений правительству создание нового Агентства не значилось. Зато там фигурировал «согласованный перечень проектов с участием иностранных инвесторов» в ударной пятилетке — его правительство должно подготовить в течение первого квартала следующего года.

Правительству также поручили «выработать ясные механизмы поддержки перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса вокруг крупных предприятий Казахстана, закрепить эти механизмы соответствующими соглашениями и строго следить за их исполнением». Отчитаться об исполнении этого поручения премьеру предстоит в течение первых шести месяцев следующего года.

- Поручаю правительству и фонду «Самрук-Казына» до конца первого полугодия следующего года разработать четкую программу технологического сотрудничества с иностранными компаниями, работающими в приоритетных отраслях с привлечением казахстанских научно-исследовательских организаций, университетов и нацкомпаний, — продолжил президент.

И тут же нашел, на что еще попросить денег: по его словам, международный университет его имени, который начнет функционировать летом следующего года, не подчиняется министерству образования и науки и будет финансироваться из фонда, в который могли бы вносить добровольные пожертвования и иностранные инвесторы.

В общем, инвесторам впору обзаводиться шерстью погуще, поскольку стричь их собрались если не налысо, то очень и очень коротко...

0 коммент.:

Отправить комментарий