07.12.2009

Грязные люди делают грязную политику


Автор: Екатерина БЕЛЯЕВА

Президент предложил именовать народ Казахстана казахстанской нацией. Кто-то в знак протеста грозился объявить голодовку, а кто-то решил, что шумиха – способ отвлечь внимание. Об этом мы беседовали с национал-патриотом, председателем общественного объединения «Жаса, Азаттык!» Жасаралом Куанышалиным.


Это же вам не Америка!


- Господин Куанышалин, как вы считаете, нам нужна казахстанская или казахская нация?

- Есть общепринятые международные нормы, когда применяют этническую терминологию. Когда речь идет о Франции, Испании, говорят «французы» и «испанцы», и нам понятно сразу, о какой стране идет речь. А у нас зачем-то придумывают другие термины, изобретая велосипед.

«Казахстанская нация» — придуманное выражение, которое не соответствует ни содержанию, ни своему духу. Такой нации нет и быть не может. В свое время в СССР придумали выражение «советский народ». Как общий термин он, может, и давал понятие, но такой народ не появился. Люди разных национальностей всегда будут ощущать принадлежность к этносу. И нельзя их приобщить к чему-то директивами сверху. Это как раз и пытаются сделать наши власти. Может, они и хотели как лучше, но, как говорят, благими намерениями устлана дорога в ад.

Идея казахстанской нации способна только взбудоражить людей, но не более того. Это мертворожденная инициатива.

- Чем вы можете объяснить желание президента назвать нацию именно так, а не иначе?

- Он увлекается моделями. Мы помним, как он в свое время носился с корейской моделью экономики, чилийской. Ему все время надо что-то где-то брать. А что у нас может быть что-то свое, ему в голову не приходит. От того, что мы взяли чилийскую пенсионную модель, мы же видим, что только проиграли! Так же и тут. Он вспоминает США. Но мы и США — совершенно разные страны, несопоставимые и несравнимые!

Изначально Назарбаев заблуждается. США — страна эмигрантов, которую образовали люди из Европы, пересекшие океан. Они истребили коренное население — индейцев — и на костях этих народов образовали государство эмигрантов, пришельцев.

Ну а коренное население Казахстана тысячелетиями тут живет. Американцы вообще назвали свою страну именем человека — Америго Веспуччи. Это чисто колонизаторский подход к образованию государства. И тут оказывается, что мы должны подражать подобным образованиям.

Как глава государства, президент должен быть достойным примером своим гражданам, а он делает наоборот! Абсурд! Потому что «казахстанская нация» — это «нация страны казахов». Назарбаев совершил большой политический ляп. Ляпнул — и все.

Как вы яхту назовете...


- От того, как называется нация, зависит ли, как будет жить народ в стране?

- Конечно, нет! Если мы переименуем город, от этого станем лучше жить? Говорят, нет. Подобные вещи делают не для того, чтобы кому-то стало лучше жить, а просто так надо. В свое время, когда происходило присоединение Казахстана к России, сюда приехало много русских людей, которые с ходу стали переименовывать казахские названия на русский лад.

Таким образом появился целый пласт названий местности, населенных пунктов, которые исказили прежние исторические названия. И когда их возвращают к истокам, кому от этого лучше? Название местностей, населенных пунктов — это паспорт страны. В таком плане это делают во всех странах мира. Какая-то империя распадается, и, когда колонии образуют самостоятельные государства, все, что искажено, возрождается. Говорят «казах», «казахстанец» или «казахстанская нация», возникают споры. Но это не для того, чтобы людям стало лучше жить!

- Со стороны ситуация, на мой взгляд, выглядит так. На дворе кризис. Экономические проблемы испытывают разные социальные слои населения. И тут выходит президент Назарбаев и рассказывает о доктрине. А позже появляется поэт и общественный деятель Мухтар Шаханов и говорит, что он против идеи президента. Возникает резонанс. А не способ ли это просто отвлечь народ от насущных проблем?

- Я так не считаю. То, что есть проблемы дольщиков, жилья, земли, не означает, что другие вопросы должны отметаться. Жизнь имеет свои особенности развития. Одновременно можно обсуждать и проблемы дольщиков, и вопрос доктрины. А он возник не потому, что Шаханов так захотел. Говорить «тут дольщики, а вы об этом» — это не национальный подход.

- Есть у нас в стране люди, называющие себя патриотами. Некоторые из них внезапно начинают говорить о том, что стране необходима переоценка истории. Несколько недель назад Нурсултан Абишевич выступил на прямой линии, которая обнажила массу проблем управления. Власть показала несостоятельность, неспособность эффективно управлять страной. И сейчас, вместо того чтобы выступить в защиту своего народа, предлагать пути выхода из сложившейся ситуации, «патриоты» говорят о какой-то там доктрине. Как-то нескладно получается...

- Это зависит от того, какова политика государства. В отношении государства, я согласен, зачастую вбрасываются какие-то посылы, которые не способствуют консолидации общества, а порождают споры. Вполне возможно, власть это делает сознательно, чтобы отвлечь народ. Когда Назарбаев выступает с какими-то инициативами, я сразу начинаю анализировать, зачем ему это. И часто оказывается, что для отвлечения внимания.

- И не просто отвлечь, а поделить на два лагеря.

- От самой власти исходят эти деструктивные моменты. Мы, простые люди, в такие моменты не должны ловиться на ее крючки.

Не справедливости ради, а корысти для

- Вы говорите, что названия городов и улиц являются паспортом страны. А как же люди, живущие в стране? Их уровень жизни, образованности, социальной защиты? За 20 лет мы не сумели создать устойчивую, эффективную экономику и не комплексуем по этому поводу, а продолжаем пускать пыль в глаза. Мы получаем пинки и плевки от власти в отношении наших прав и свобод и опять же молчим. Но как только речь заходит о национальном сознании, то появляется столько «горячих парней»...

- Если бы это не задевало людей, они бы не реагировали. Не нужно этого пугаться. Жизнь многогранна. Если мы живем лучше или хуже кого-то, это не должно быть предметом гордости или самобичевания. Мы такие, какие есть. А когда возникают проблемы, мы должны подходить к этому без оскорблений и унижений.

Что касается переименований, то их нужно делать там, где это просто необходимо. Если это надуманно — не надо.

Когда Булат Абилов поднимает вопросы истории, хотя сам он от исторической науки человек далекий, — это чистой воды пиар. Это подражание российским делам. Там создали комиссию по противостоянию фальсификации истории, идут споры на эту тему, и принято решение сверху диктовать, какой будет история. Но нельзя этого делать директивно.

Эта зараза проникает и к нам. Я вижу, как Абилов старается на этом заработать себе очки. А когда относительно доктрины возникает спор и на это реагирует Шаханов, это проблема не Шаханова, а государства. Я ознакомился с доктриной. Там многое дублируется из Конституции РК, делается вид, что государство тоже зарабатывает себе дешевые баллы, якобы заботясь о межнациональном согласии.

Тем более что в доктрине они опираются на незаконный орган — Ассамблею народа Казахстана, которая была создана президентом в тот момент, когда ему нужно было узаконить свои дела в 1995 году. Это игрушка в его руках.

Казахстан — унитарное государство, Россия — федерация, в состав которой входят республики. А у нас нет других земель, государств и не должно быть ассамблей. И не ассамблея должна решать национальные вопросы, а государство как таковое.

Национальный вопрос — острый и тонкий. Это естественно, когда люди реагируют на него соответственно. Плохо, когда люди пользуются этим в своих негативных, корыстных политических целях. Постановка проблемы должна быть направлена на ее позитивное решение.

- А каким вы видите позитивное решение проблемы? И где эта проблема в принципе? Да, есть проблема казахского языка, и то, что многие казахи не знают своего языка, — трагедия нации. А тут в чем проблема?

- А в том, что ее государство не решает.

- У нас и с пенсиями проблему государство не решает...

- Отсутствие проблем будет означать, что жизнь прекратилась. К их решению надо подходить разумно. Например, язык. Государственный язык — это язык, который законодательно закреплен в качестве действующего на всей территории государства. А чтобы он стал таковым на практике, де-факто, надо поработать. Государство ничего не делает для этого!

Пусть покажут свои руки


- Есть идейные люди, которым все равно, платят за это или нет. Возьмите того же Айнура Курманова, который, не взимая платы за юридические услуги, помогает дольщикам и ипотечникам и даже отсиживает по 15 суток в СИЗО из-за их проблем! Я не говорю, что Шаханов должен все бросить и начать сутками заниматься с гражданами казахским языком. Но есть ведь НПО. Что мешает получать деньги за реальное, действенное продвижение языка в массы, а не за красивые речи с трибун? И инициативы тоже нет.

- Я высказал свое мнение, мне нечего добавить. Я тот человек, который делает то, что говорит. На этом основании могу сделать вывод, что многие, казалось бы, энтузиасты недееспособны в этом отношении. Поэтому многое не получается. Но нельзя подменять государственную заботу заботой энтузиаста.

У государства огромные возможности, которые используются в корыстных целях. Пока это существует, проблема не решится. Только тогда, когда у нас будет система управления государством, построенная на основах подлинной демократии, что-то изменится.

- А когда это будет?

- Когда мы сможем объединить усилия и поменять эту власть. Когда будут объединяться силы не лже-, а настоящей оппозиции.

У нас очень многие только кажутся демократичными. Я считаю лжеоппозиционными партиями бывшие ОСДП и «Азат». Никогда они не проводили реальной работы с гражданами. Они палец о палец не ударили, чтобы сделать что-то больше, чем заявления, обращения, конференции и «круглые столы». А надо, чтобы партия, раз она так себя назвала, работала с людьми.

Эти пустышки хотят показать, что представляют собой реальную силу, но на самом деле ее нет. Тех, кто мог бы работать, давят.

Почему партию «Алга!» не регистрируют три года? Потому что эта партия работает с людьми. У Абилова же проблем с этим нет. Помните, они сливались с ОСДП, а потом снова «разошлись» и без проблем зарегистрировались.

А «Алга!», которая названия не меняла, ни с кем не объединялась, столько времени ждет регистрации. Власть видит, кто есть кто. Абилов многие свои действия согласовывает с «Ак ордой» и не имеет проблем.

- Но опять же, мы на все это открыли глаза не вчера. Что остается делать? Ждать появления истинных демократов?

- Ни в коем случае не ждать! Нужно работать. В первую очередь каждый должен заниматься своим делом. Я бы многое хотел сделать, но не участвовал в приватизации и не имею ресурсов, какие имеет тот же Булат Абилов. Хочу что-то сделать, но не могу. А он может, но работает на себя.

Я никого не виню. В приватизации я не участвовал принципиально, писал, говорил, что это ограбление народа, и я не мог в то же время грабить людей. Я писал, что нельзя вводить частную собственность на землю, и не участвовал в аферах по земле. Не потому, что не умею. Это дело принципа. Если ты идешь в политику, должен соответствовать тем целям и задачам, которые провозглашаешь. А иначе ты просто двуличный человек. Часто говорят, что политика — грязное дело. Нет, ее делают грязные люди.

Источник: Деловая газета "Взгляд" №44 (133) от 4 декабря 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий