28.02.2011

Россия отказала Назарбаеву в «Евразии»

Россия, похоже, окончательно решила отказаться от строительства канала «Евразия», который мог соединить Азов, Каспий, Черное и Средиземное моря. 
 
Автор: Сергей РАСОВ
 
О реализации этого проекта грезил Нурсултан Назарбаев, но россияне решили, что обеспечить грузооборот, способный вывести проект на рентабельность, Казахстан не способен, а заниматься шапкозакидательством в условиях рыночной экономики смысла нет.
Заместитель министра Министерства транспорта России Виктор Олерский, которого процитировало агентство «Интерфакс», сообщил буквально следующее: «На сегодняшний день наши коллеги из Казахстана не могут подтвердить достаточный объем грузовой базы для транспортировки по каналу "Евразия". Поэтому смысла в огромных инвестициях на строительство канала сегодня нет...»
Так, похоже, бесславно канет в Лету и эта идея Елбасы. А когда-то она так красиво звучала. Напомним, с инициативой строительства канала «Евразия» для транспортировки казахстанских энергоносителей в страны Евросоюза Нурсултан Назарбаев выступил еще в начале 2007 года.
Затем в ходе первого визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева Нурсултан Назарбаев заострил внимание на строительстве канала. Глава Казахстана намекнул, что не собирается обходить «своими трубами» Россию, «если будут представлены возможности». В ответ Дмитрий Медведев пообещал рассмотреть вопрос и принять решение на «ясном глазу».
Почти три года шла борьба за этот проект. Так или иначе Нурсултан Назарбаев напоминал о нем властям России, но как-то все не получалось протолкнуть строительство канала. Помнится, в ходе визита на Украину в сентябре 2010 года Назарбаев обсудил этот проект с президентом Виктором Януковичем и даже получил его поддержку в этом вопросе. Глава Украины заявил, что «это очень интересный проект, и, конечно, у него есть будущее». Однако россияне не прислушались ни к Назарбаеву, ни к Януковичу, приняв прямо противоположное решение.
По большому счету споры были не по поводу цены проекта, а о возможности России получать прибыль за счет создания транзитного коридора по доставке казахстанской нефти на европейский рынок. Как известно, пока значительная часть казахских углеводородов прокачивается через нефтепроводы по территории России.
А планировалось, что танкеры будут возить казахстанскую нефть через Каспий и далее по каналу «Евразия» (по территории Южного федерального округа России), через Азовское и Черное моря на европейский рынок. Но после стольких лет ожиданий проект «Евразия» умер. Официальная причина — отказ Минтранса РФ от строительства канала, который мотивирован тем, что легче строить трубопроводы для транспортировки нефти, чем рыть каналы. Но по большому счету причина в том, что Москва не желает выпускать Астану из сферы влияния и давать пусть и минимальную, но все-таки свободу от российских трубопроводов.
По сути, для Казахстана отказ России от строительства «Евразии» означает консервацию режима естественной географической блокады — ведь на данный момент других способов масштабного вывода казахстанских энергоресурсов у команды Назарбаева нет. Но Елбасы может сменить политический вектор.
Например, казахстанские танкеры начнут транспортировать нефтепродукты из Казахстана к трубопроводным магистралям в Азербайджане и Грузии. Тогда неизбежно между Астаной, Баку и Тбилиси произойдет формирование более тесных политических взаимоотношений, что в свою очередь может привести к ослаблению «стратегического партнерства» между Казахстаном и Россией. Впрочем, в такую вероятность мало кто из наблюдателей верит.

0 коммент.:

Отправить комментарий