28.02.2011

Назарбаев – президент половины страны .


При честном подсчете действующий президент наберет не больше 40-50% голосов; вторая же половина избирателей Казахстана готова поддержать на предстоящих выборах кандидата с национал-патриотическими взглядами, считает Мухтар Тайжан. 

Автор: Назира ДАРИМБЕТ

Такое мнение руководитель фонда имени Б. Тайжана высказал в Клубе казахских журналистов. Основными темами встречи стали выборы и растущие цены.    Первый вопрос от ведущего Жанболата Мамая, похоже, удивил журналистов и гостя Клуба, поскольку звучал больше как шутка:
- Среди кандидатов есть охранники и безработные, на их фоне ваша кандидатура выглядела бы весьма достойно, у вас и средства есть. Почему Вы не пошли в президенты?
-  Я?! – удивленно переспросил Мухтар Тайжан и под дружный смех аудитории продолжил. – Ну, во-первых, я не достиг возрастного ценза для кандидата, мне еще нет 40 лет, а во-вторых, средств у меня не так уж и много. А если серьезно, я даже не думал пока об этом, но в будущем - жизнь покажет.
Зато гость клуба признался, что поддерживает кандидата Серика Сапаргали. Напомним, самовыдвиженец позиционируется как рядовой предприниматель, но ранее он был известен как активист движения «Азат», и гость клуба причислил его к национал-патриотам.
- Меня очень обрадовало выдвижение Серика Сапаргали, известного как борца за национальные интересы. У него большой стаж и он достаточно знаком казахской общественности. Я поддерживаю мнение людей, которые хотели бы видеть на этих  выборах Шаханова. Но раз Мухтар-ага отказался, участие хоть одного выдвиженца от национал-патриотов показывает, что они как политическая сила набирают обороты.
Ответ Мухтара Тайжана на вопрос «Республики», на какую поддержку электората может рассчитывать Серик Сапаргали, несколько удивил журналистов.
- При условии, что подсчет голосов на выборах будет справедливым, у него есть шансы набрать около 50% голосов, - уверенно ответил спикер.
- В таком случае какой процент достанется Нурсултану Назарбаеву? – прозвучал из зала встречный вопрос.
- На мой взгляд, сегодня президента поддерживает 40%-50% населения. Хотя, конечно, никто, в том числе и я, не сомневается, что именно он  победит на этих выборах. А участие других кандидатов - не более чем фарс.
Далее разговор плавно перешел в экономическую плоскость. Мухтар Тайжан потвердил прогнозы многих экспертов о резком росте цен сразу после выборов.
- В последнее время часто звучит мнение о скором повышении цен, в первую очередь, на продукты питания. С этим я полностью согласен. Возможно, это необязательно связано с выборами, и может быть рост будет не в мае. Но это обязательно произойдет, и я вижу на это три причины, - дал свой расклад экономист.- Во-первых, вхождение Казахстана в Таможенный Союз, как известно, повлекло рост таможенных пошлин, соответственно, рост цен на товары. К примеру, таможенные пошлины на продукты питания выросли на 10-15%, а на автомобили - до 35%. Мы будем подстраиваться под цены на российском рынке. Во-вторых, мировое повышение цен на нефть влечет за собой импорт инфляции. В-третьих, монополия у нас практически присутствует на всех рынках товаров и услуг. И монополисты часто в вступают в ценовой сговор.
По мнению эксперта, импорт продуктов питания в Казахстане  составляет сегодня почти 40%. А это тоже серьезная причина для роста цен.
По прогнозам Мухтара Тайжана, Нацбанк  в этом году не сможет удержать инфляцию в заявленном коридоре.
- Марченко обещает удержать инфляцию в коридоре 6 -8%, однако я думаю, ему это не удастся. По моим данным,  в этом году инфляция ожидается в 12%-13% , - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Без внимания журналистов не осталась и идея народного IPO, к которой гость клуба в отличие от правительственных мужей относится крайне скептически.
- До 40% трудоспособного населения в Казахстане имеют доход не выше 56 тысяч тенге, и у большинства из них нет возможности покупать акции. Всего 1% населения имеют депозиты в банках и говорить, о том, что у людей есть лишние деньги на покупку «голубых фишек» не приходится. К тому же, на мой взгляд, у национальных компаний достаточно собственных средств, и в реализации этой меры я не вижу смысла, - признался Мухтар Тайжан.
Как выяснилось, очень тревожит спикера проблема китайской экспансии – по сути, Поднебесная занимается созданием инфраструктуры в нашей стране.
- Мне всегда казалось странным, что Китай проявляет большой интерес именно к инфраструктурным проектам в Казахстане. Недавно стало известно, что китайцы будут строить ветровые электростанции, железную дорогу у нас. И те, кто не придает этому значения, многого недооценивают. Я думаю, это несет очень большую угрозу для безопасности страны, - выразил озабоченность Мухтар Тайжан.

0 коммент.:

Отправить комментарий