14.11.2011

Цианиды "Казцинка" – не радиация?

В Восточном Казахстане продолжают устранять последствия техногенной аварии, о которой мы писали в прошлом номере газеты. Полностью прекратить сброс воды, загрязненной смертельно опасными ядами – цианидами, удалось только 4 ноября – спустя шесть дней после утечки из хвостохранилища золотодобывающего предприятия ГРП «Секисовское». Но у жителей региона остается стойкое ощущение, что они вряд ли узнают о реальных масштабах этой чрезвычайной ситуации.

Автор: Андрей ЕФИМОВ

На четвертый день после аварии на сайте МЧС РК появилась информация со ссылкой на лабораторию предприятия «Оскемен-Водоканал», что ПДК цианидов в реке Секисовка на момент аварии составила 516. Но спустя пять дней после аварии в беседе с журналистами исполняющий обязанности начальника Восточно-Казахстанского филиала Иртышского департамента экологии Канапия Бохаев отметил, что, по его сведениям, ни одна лаборатория в ВКО не имеет аккредитации на определение содержания цианидов в сточных и поверхностных водах.



- А если у лабораторий нет аккредитации на определение этих веществ, то привлечь к ответственности виновных в аварии, выставить ГРП «Секисовское» суммы по компенсации ущерба окружающей среде именно цианидом мы не сможем, — рассказал горькую правду эколог. — Мы делаем анализы на цианид, но только для себя, чтобы знать, насколько безопасны наши водоемы и питьевая вода. В случае превышений ПДК по этой группе веществ мы можем дать сигнал, но дальше эти данные не можем использовать.



Неласковый Май



Однако оказалось, что г-н Бохаев не в курсе «мировых событий». По словам его подчиненной — начальника лаборатории Восточно-Казахстанского филиала Иртышского департамента экологии Клары Рахимбаевой, такая аккредитация у предприятия «Оскемен-Водоканал» есть, и получена она 26 октября этого года, то есть за три дня до аварии.



Информацию г-жи Рахимбаевой подтвердили и в самом «Оскемен-Водоканале», только начальник лаборатории этого предприятия Юрий Май почему-то воспринял вопрос журналистов, есть ли у них аккредитация на определение цианидов, в штыки.



- Не могу понять, какая разница? Кто-то кому-то не доверяет, что ли? — не ласково ответил вопросом на вопрос г-н Май.



- Речь о том, что никого не смогут привлечь к ответственности за выброс цианидов, если у лабораторий нет аккредитации, — объяснили журналисты.



- А при чем здесь тогда вы? При чем здесь вы-то? Я постоянно общаюсь с прессой, мне ваши непонятки... У нас, еще раз повторю, у нас есть аккредитация. Выйдите на портал — и все это увидите. Дальше что? Портал прозрачный. Там вы увидите что хотите. Вы Интернетом умеете пользоваться? Вы какую цель преследуете?



- Люди должны знать о реальной ситуации вокруг аварии. Правда ли, что концентрация цианидов в реке Секисовка на момент аварийного сброса превысила ПДК в 516 раз? — спросили мы сурового начальника лаборатории.



- Я вам скажу, еще раз повторю: мы не знали, откуда была эта проба. Она просто шла под номером. 31 октября была заявка от уполномоченного органа — областного СЭС. Что там, какое превышение и чего превышение — мы не знаем. Если вы хотите проверить компетентность нашей лаборатории — проверяйте! Надеюсь, я вам все четко объяснил. И вы все поняли. Все остальное запрашивайте официально.



Цианиды попали в приток Иртыша



Тем временем в Секисовке борются с последствиями аварии, а все уполномоченные структуры пытаются определить ее причины.



- Сейчас на откачке стоков из промежуточных водоемов работают несколько насосов. Ниже технологической запруды в селе Секисовка сооружена дамба, откуда стоки откачиваются в исправные секции аварийного хвосто­хранилища, — рассказали в департаменте по чрезвычайным ситуациям ВКО. — С помощью КСК «Феникс» начата промывка сельского водопровода в поселке Секисовка. Его планируется подключить по результатам анализов с разрешения органов госсанэпиднадзора. Лаборатория ГКП «Оскемен-Водоканал» ведет ежедневный отбор проб из реки Секисовка, результатов пока нет.



Напомним читателям, что водопровод в поселке Секисовка, где протекают зараженные речки Волчевка и Секисовка, был отключен в экстренном порядке сразу же после аварии. Людей предупредили: воду из реки не брать, скот на водопой не выводить. Акимат Секисовского сельского округа организовал для жителей подвоз чистой питьевой воды, а двести местных школьников отправили на каникулы раньше времени.



Как сообщили в департаменте по ЧС ВКО, в реке Убе, куда впадает Секисовка, по результатам проб лаборатории областного центра гидрометеорологии, цианиды не обнаружены.



- Вода в реке Секисовка немного посветлела, в первые дни она была мутной, грязной. Но загрязняющие вещества — соли марганца, сульфаты, хлориды — осели на дно. Это будет еще долго негативно сказываться на состоянии вод­ного мира. Но даже на территории поселка Малоубинка, где течет речка, уже далеко от места аварии, на ее дне лежат кучи мертвой отравленной рыбы, наблюдается хроническое токсическое отравление всех речных обитателей, — рассказали нам источники.



Как выяснилось дальше, анализы на содержание цианидов в рыбе и других речных обитателях в Восточном Казахстане точно никто не делает! По данным тех же источников, в реках Секисовке и Убе «зашкаливает» содержание меди — превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз. Причина в том, что для нейтрализации цианидов используется медный купорос.



Исполняющий обязанности начальника ВК филиала Иртышского департамента экологии Канапия Бохаев заверил журналистов, что цианиды не попадут в реку Иртыш и тем более не «уплывут» по ней на территорию соседней России.



В свою очередь жители Усть-Каменогорска заметили, что в Иртыше, протекающем по городской территории, резко повысился уровень воды. Как рассказали нам неофициальные источники, после аварии энергетикам пришлось значительно снизить сбросы воды из Шульбинского водохранилища, куда могли попасть загрязненные цианидами и другими вредными веществами воды из реки Убы, где уже, по данным из неофициальных источников, обнаружены цианиды, правда, в незначительной концентрации. До этой техногенной аварии в этой реке цианидов не выявлялось.



Причина аварии до сих пор не известна



Что касается причин аварии, то их, по словам природоохранного прокурора ВКО Каирбека Кенбаева, смогут установить только через несколько дней.



- На дне аварийного хвос­тохранилища — грязь, пульпа. Там сейчас работают сотрудники органов ЧС. Они разработали план мероприятий по Секисовке. Будут расчищать место, где предположительно порвалась защитная пленка. Но что там случилось на самом деле, мы пока не знаем, — рассказал г-н Кенбаев. — Потом уже чеэсники приступят к исследованию этого места, сделают заключение. Да, мы сейчас выяснили, что у «Оскемен-Водоканала» есть аккредитация на определение цианидов.



После этого, по словам прокурора, еще нужно подсчитать объемы технологической воды, которая вылилась в реки. Потом экологи должны будут подсчитать ущерб, который нанесен окружающей среде этой аварией. Будет возбуждено уголовное дело или нет, зависит от заключения и суммы ущерба.



Руководитель ГРП «Секисовское» Георгий Дудукалов успокоил жителей региона как мог. На днях он сообщил по телеканалу «Казахстан — Оскемен», что шумиха вокруг аварии необоснованна. Мол, загрязнение рек цианидами — это не радиация. По словам г-на Дудукалова, цианиды нат­рия (а на предприятии для извлечения золота из руды используются именно они) — вещества непрочные и быстро распадаются.



Но ученые, увы, не поддерживают эту точку зрения. К примеру, химики из Восточно-Казахстанского технического университета сообщили, что цианиды легко проникают в почву и там они очень устойчивы. Также, по их словам, цианиды не распадаются на более безвредные вещества под толщей воды. Помимо этого, на золотопромышленных предприятиях, как говорят ученые, широко используется ртуть, но о ней официальные источники вообще молчат.



Кстати, российский портал «РИА-Новости» привел слова руководителя токсической программы «Гринпис России» Алексея Киселева. Он утверждает, что цианид — очень сильный яд, боевое отравляющее вещество, который является устойчивым соединением и может длительное время пребывать в окружающей среде. Чьей же точке зрения отдать предпочтение?



Оценивая ситуацию, нельзя не согласиться с мнением одного из интернет-пользователей, изложенном на форуме одной из республиканских газет. По его словам, «на самом деле произошла экологическая катастрофа, а все госорганы как воды в рот набрали: мол, ерунда. В развитых странах после такого сброса давно бы митинг собрался, и посадили бы виноватых». А у нас — тишина.



Источник: Газета "Голос Республики" №40 (216) от 11 ноября 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий