16.11.2011

Даже природа требует изменений

Последние пять лет мировое информационное пространство то и дело сотрясают сообщения о катастрофических по своим масштабам землетрясениях, наводнениях, ураганах, цунами и засухах. Вкупе с повышением общепланетарной температуры воздуха и воды они оказывают непосредственное влияние и на положение дел в мировой экономике. Да что там экономика?! У всех этих катастроф есть последствия, о которых большая часть людей даже не задумывается.

Автор: Анатолий ИВАНОВ


Принято считать, что нынешнее глобальное потепление является следствием активной деятельности человека. Дескать, в результате многочисленных выбросов в атмосферу продуктов сгорания все больше и больше проявляется так называемый парниковый эффект, который и разогревает нашу планету до неприемлемых для существования человечества температур. Киотские протоколы, как и безумные по своей сути предложения выкрашивать освобождающиеся от ледников вершины гор краской белого цвета, что мертвому припарка.



Две тысячи лет до нас



Мало кто знает, что за последние две тысячи лет климат на Земле кардинально менялся как в сторону потепления, так и похолодания несколько раз. Свидетельством тому служат не только оставленные летописцами из разных стран мира хроники, но и археологические раскопки, и даже произведения искусства.



Так, две — две с половиной тысячи лет назад климат сильно отличался от того, что мы наблюдаем в настоящий момент. Да и уровень мирового океана был иным — он был выше. Особенно хорошо это видно в современной Турции. Малоазийские города Эфес, Троя, Пергам и ряд других располагались непосредственно на берегу Эгейского моря. Ныне же, в результате понижения уровня мирового океана на 57 (!) метров, ближе всех к береговой линии оказался город Эфес — в шести километрах.



Иначе выглядел и наш Центрально-Азиатский регион. Как рассказывал еще в 2001 году автору этих строк академик из Кыргызстана Азат Конурбаев, чей авторитет признан мировым научным сообществом, два тысячелетия назад совсем не так, как сегодня, выглядело озеро Иссык-Куль. Вода в нем вплотную подступала к горам, соответственно, и плодородной Иссык-Кульской долины почти не было. Все основные пастбища, равно как и первые сельскохозяйственные угодья народов, населявших в тот момент территорию, прилегающую к Иссык-Кулю, располагались вдоль вытекающей тогда из озера реки Чу.



Более мягким и влажным был климат на территории всей Центральной Азии. Огромное влияние на него оказывали более крупные, чем сейчас, акватории Каспийского и Аральского морей. Да и крупнейшие реки нашего региона текли две тысячи лет назад совсем иначе. Достаточно сказать, что река Амударья впадала в Каспийское море, а в Арал помимо Сырдарьи свои воды с севера несла река Тургай.



Поменявшийся мир



Но, как говорится, ничто не вечно под луной. Начиная с IV века нашей эры, климат на планете стал резко меняться. Сегодня благодаря оставшимся римским и византийским хроникам достаточно точно установлено, что Средиземноморский регион вначале стал страдать от бесконечных засух, затем от наводнений и цунами (в 385 году разрушительной волной были уничтожены многие города, расположенные на территории нынешних Греции, Ливии, Италии и Египта), и, наконец, от небывалых морозов.



Дело дошло до того, что в VI веке изрядно к тому времени обмелевшие моря Средиземноморского бассейна стали в зимние месяцы в некоторых местах покрываться коркою льда, а пролив Босфор в самые холодные 535—536 годы и вовсе полностью замерзал. Вдобавок ко всему в Иерусалиме, Вифлееме и даже Дамаске выпали обильные осадки в виде снега. И вовсе не удивительно, что столь серьезное изменение климата в IV-VI веках привело к великому переселению народов как с востока на запад, так и с севера на юг (гунны, готы, славяне, аланы, тюрки и др.).



После VIII века средняя температура на планете вновь стала постепенно подниматься, и уже к IX веку превысила нынешние температурные показатели на один градус. В результате большая часть ледников Гренландии растаяла, а уровень мирового океана вырос, правда, так и не достигнув своего относительного максимума первых четырех веков условной новой эры. Тем не менее к началу IX века на Земле установился вполне комфортный мягкий климат, который продержался почти 600 лет.



Впрочем, без предваряющих смену климата катаклизмов также не обошлось. Следы сильных землетрясений, активной вулканической деятельности, наводнений и цунами на стыке VIII-IX веков ныне обнаружены в Индии, Китае, Европе, Южной и Северной Америке.



Века глобальных катаклизмов



Новые напасти для людей начались в конце XIII — начале XIV веков. Во многих местах планеты, как и тысячу лет назад, были зафиксированы настоящие природные катастрофы.



В 1268 году мощнейшее землетрясение в Анатолии стирает с лица земли сразу несколько населенных пунктов этого региона. Погибает почти 100 тысяч человек, что для того времени очень много.



1273 год проходит под знаком цунами на Адриатике. Особенно пострадал город Драч на северо-западе Балкан — за считанные минуты он попросту сполз в море вместе со всеми своими жителями.



Мощнейшее землетрясение и последующее за ним цунами зафиксировано и на японских островах в 1281 году, которые, несмотря на многочисленные жертвы и разрушения, спасли японцев от массового вторжения монгольско-китайских войск хана Хубилая.



В 1285 году из-за продолжительных дождей и длящегося несколько дней шторма на Балтийском море под водой оказывается практически весь север Германии. Погибло, по меньшей мере, 60 тысяч человек. Спустя еще пять лет землетрясение в Китае уносит жизни 100 тысяч его жителей.



Впрочем, все это были лишь цветочки. Наиболее «замечательными» становятся 1333 и 1334 годы. На Сицилии неожиданно взорвался спокойный до этого вулкан Этна, а его стоячее газовое облако накрыло огромную территорию от Гибралтара до Кипра. Это немедленно сказалось на климате Средиземноморья, который, став теплым и сырым, способствовал повсеместной гибели урожая и массовому падежу скота. На юге Европы и Севере Африки начался голод.



Не лучше в эти годы обстояли дела и в Китае, куда в 1333 году вслед за летним нашествием саранчи, уничтожившей большую часть посевов, пришли ливни и наводнения, похоронившие 400 тысяч человек. Но и это еще не все: под занавес года сильнейшее землетрясение было зафиксировано на юге Поднебесной. Толчки были такой силы, что под землю полностью ушла священная гора Цинчоу близ Гуаньчжоу, оставив вместо себя огромный провал. Тогда же с лица земли были стерты и горы Кимин-чан.



Стоит заметить, что все эти катаклизмы повлияли на смену климата на планете в целом. Нет, минусовых температурных рекордов времен великого переселения народов зафиксировано не было, но многие культурные растения перестали вызревать там, где они ранее успешно возделывались. Примером тому может служить виноград. Есть немало свидетельств, что до конца XIV века его выращивали даже на территории современных Дании и Нидерландов. Мир вновь оказался в плену пусть и относительного, но глобального похолодания, которое длилось до XIX века...



Главный «сюрприз» — чума



Важно отметить, что всем начинающимся климатическим изменениям на планете обязательно сопутствуют катастрофы глобального масштаба. И деятельность человека здесь абсолютно ни при чем, поскольку «эпоха перемен» обычно длится на протяжении от 150 до 200 лет. Кстати, во многом это и объясняет, почему со второй половины XIX века нашу планету сотрясают всевозможные природные катаклизмы. Начиная от мощнейшего извержения в 1883 году индонезийского вулкана Кракатау и завершая вызвавшим огромное цунами 9-балльным землетрясением в Сендаи (Япония) и наблюдаемыми ныне наводнениями в Юго-Восточной Азии и Европе. Вполне вероятно, что ближайшие годы нас ждет еще немало подобных «сюрпризов».



Но наводнения, засухи, землетрясения и извержения вулканов — это еще полбеды. В действительности их угроза для населения планеты не столь велика, как это кажется на первый взгляд. Да, они несут неисчислимые беды целым регионам планеты, однако все они ничто по сравнению с еще одним бедствием, которое, судя по историческим хроникам, всегда сопутствовало глобальным климатическим изменениям. Речь идет о пандемиях чумы.



Опять же обратимся к истории. Первая документально зарегистрированная вспышка чумы была в 540 году во времена правления византийского императора Юстиниана I. Отсюда и ее название — Юстинианова чума. Прибыв в Константинополь с территории Абиссинии и Египта, она в течение четырех лет выкосила население самого крупного города мира того времени, сократив его численность на 40%. Согласно оставшимся записям секретаря византийского полководца Велизария Прокопия Кессарийского, в период мора ежедневно погибало от 5 до 10 тысяч жителей города. Всего же от Юстиниановой чумы за 100 лет ее хождения по миру умерло около 125 миллионов человек. Особенно пострадали восток Византийской империи, Персия и Согда.



Не меньше бед принесла «черная смерть», прокатившаяся по миру в период 1346—1351 годов. Тогда ее «урожай» составил 85 миллионов человеческих душ. С содроганием о ней вспоминают в Европе, где чума унесла жизни от 34 до 42 миллионов человек. А это, заметим, более трети от всего населения Старого Света того времени.



Кстати, отголоски «великого мора» в виде его пятого пика докатились чуть ли не до наших дней, получив название «Третьей пандемии». Начавшись в 1882 году на юге Китая, она пошла гулять по миру, собирая свой страшный «урожай». Добралась она и до Центральной Азии, где буйствовала до 1930 года. Особенно сильно пострадали Туркмения, Узбекистан и Казахстан, где люди вымирали целыми селениями. Общее же количество официально погибших во время пятого пика «черной смерти» только в Индии и Китае составило 12 миллионов человек.



Причем, обратите внимание, всякий раз чума напоминает о себе в момент начала климатических изменений. И нет никаких гарантий, что в ближайшее время она снова не покажет свое лицо, тем более что предпосылок для этого хватает. Достаточно вспомнить о проблемах Монголии, появившихся после холодной зимы 2009—2010 годов, масштабном голоде в Сомали, вызванном жесточайшей засухой, или о самом сильном наводнении за всю историю Таиланда и Камбоджи, продолжающемся до сих пор. Кстати, и Монголия, и Сомали, и Юго-Восточная Азия традиционно относятся к регионам, где чума в скрытой форме присутствует постоянно.



Но это еще не все. По странному стечению обстоятельств всякий раз перед началом масштабного наступления чумы на жителей Земли наблюдался повсеместный рост религиозных настроений в различных обществах. Так было и в VI веке, и в XIV, и в конце XIX века, когда чума особо обильно собирала свой «урожай». При этом анафеме придавали чрезмерную открытость одежд, которую носили в тот момент так называемые «вероотступники», а среди людей в моду входили одеяния, максимально скрывающие части тела, вызывающие «греховные помыслы». И это несмотря на то что и при Юстиниане I, и в период хождения «черной смерти» по Европе было установлено, что чрезмерно закрытые одежды, напротив, способствуют распространению чумы.



Но, похоже, история ничему не учит. В настоящий момент мы вновь видим повсеместное распространение религиозных идей. Особенно заметно это в странах Северной Африки и Ближнего Востока, где «арабская весна» открыла путь самым радикальным формам Ислама, не только с его традиционными никабами и паранджой, но и уж совсем дикими обычаями, абсолютно несовместимыми с писанием пророка Мухаммеда.



Ярким примером тому служит Египет, где никабы стали носить более 50% женщин страны, а в повседневную жизнь возвратился обряд женского обрезания, которому, согласно статистике, стали подвергаться 97% всех девочек Страны пирамид. Надо ли говорить, что обряд этот в Египте часто проводят далеко не медики, что способствует распространению самых опасных инфекций?



А если учесть, что Египет в истории человечества уже был в числе тех мест, откуда чума пошла гулять по миру, нельзя исключать, что история может повториться. Тем более что вирус этой опаснейшей болезни, согласно исследованиям американской лаборатории Rocky Mountain, имеет склонность к эволюционной мутации.



Почему это важно для нас?



И напоследок несколько слов о причинах, побудивших взяться за эту, казалось бы, далекую от политики тему. Из исторических хроник известно, что наиболее вольготно как бубонная, так и легочная чума чувствуют себя в тех местах, где существуют серьезные проблемы с нехваткой питьевой воды, есть наличие плохих санитарных условий и далеко не благополучно с развитием медицинского обслуживания.



Увы, но весь этот букет проблем мы воочию можем наблюдать в нашей стране. Особенно большие риски возникают в южных областях Казахстана, где находятся сразу несколько природных очагов чумы.



В этом свете требования к властям страны со стороны оппозиции срочно обратить внимание на стремительно ухудшающееся качество медицинского обслуживания, повсеместное падение уровня получаемого образования и другие присущие для населения Казахстана социально-экономические проблемы выглядят не просто актуально, а жизненно необходимо. Ведь если в условиях очередного изменения климата видоизмененная «черная смерть» предпримет свой вояж по разным странам мира, от нее не спасут ни дорогие автомобили, ни шикарные дворцы, ни даже придворные лекари.

0 коммент.:

Отправить комментарий