30.11.2009

"Дело БТА": шила в мешке не утаишь



 Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ

Любопытный факт – про судебный процесс над менеджерами «БТА Банка», «Темiрбанка» и ряда фирм-заемщиков, который продолжается в Алматы, пишет только наше издание. Тогда как прочие СМИ как будто в рот воды набрали.
Секрет этого невнимания раскрыл нам один чиновник: оказывается, дана команда «не светить» судебный процесс.

Вспомним, как громко начиналось уголовное дело против Мухтара Аблязова, Жаксылыка Жаримбетова и других менеджеров БТА. Чего только не наговорили про бывший менеджмент БТА должностные лица КНБ и Генпрокуратуры — и ОПГ они создали, и активы повыводили из банка и из страны.

Однако судебный процесс в Алматы проходит практически в полной тишине. И это удивительно, потому что если они действительно украли те $10—12 миллиардов, в хищении которых их обвиняют, то наши коллеги из кулибаевско-масимовского медиахолдинга должны были бы не вылезать из зала судебных заседаний, широко освещая ход следствия и таким образом подтверждая первоначальные обвинения со стороны правительства.

Однако всего этого нет и в помине. Поэтому, судя по всему, завеса молчания действительно опущена по прямому приказу «сверху». Причем те, кто отдал такую команду, похоже, исходили из принципа — ветер слова носит. То есть если ничего не отвечать критикам, то все быстро забудется, если же вступать в дискуссию, то волей-неволей привлечешь внимание к теме.

А привлекать внимание Астане, видимо, как раз и не хочется, потому что межведомственная оперативно-следственная группа, «слепив» более ста томов уголовного дела, так и не смогла добыть доказательств вины ни конкретных подсудимых, ни так называемых лидеров ОПГ. Это не вызывает сомнений у тех, кто регулярно ходит на судебные заседания.

Причем, по мнению независимых наблюдателей, уголовное дело оказалось не просто слепленным на скорую руку — оно фальсифицировано в угоду политической целесообразности. И представляет собой интерпретацию нормальной финансово‑хозяйственной деятельности заемщиков и кредитной практики банков под конкретную задачу: осудить подсудимых и доказать наличие организованной преступной группы в «БТА Банке» под руководством Мухтара Аблязова и Жаксылыка Жаримбетова.

Одним из доказательств этого являются многочисленные ляпы, которые постоянно выявляются в материалах уголовного дела. Мы уже писали, что преступным был квалифицирован эпизод по выдаче кредита, который не только давно возвращен «БТА Банку», но кредитодатель получил положенные ему проценты. В чем ущерб банка от такого преступления, определить не представляется возможным в принципе.

Следователи Генпрокуратуры и КНБ прокалываются даже в мелочах и на ровном месте. Например, на странице 193 тома 105 в справке на Веронику Ефимову, подписанной руководителем оперативной группы КНБ РК Магамбетовым И., говорится, что у нее в Республике Казахстан проживает отец, 1933 года рождения. Тогда как на самом деле он умер более десяти лет назад, что, соответственно, не должно быть секретом для госорганов.

А на странице 76 тома 105 в справке на Жаксылыка Жаримбетова, подписанной тем же господином Магамбетовым И., в качестве близкой связи первого названа его первая жена, умершая несколько лет назад, зато нет данных на вторую супругу, которая, кстати, воспитывает не только своих трех детей, но и трех детей своего мужа от первого брака.

Зато в материалах уголовного дела неожиданно всплыло письмо какого-то Хан Ю. В. в Администрацию президента РК и КНБ, зарегистрированное 9 января 2009 года, сильно напоминающее донос а-ля Квятковская. Что интересно, в этом письме написано все то, что так громко и назойливо повторяли официальные представители Генпрокуратуры и КНБ в первой половине этого года и о чем замолчали впоследствии.

Понятно, что при таком развитии событий ни руководство Генпрокуратуры, ни КНБ, ни межведомственной оперативно-следственной группы, ни руководящие ими госструктуры не заинтересованы в том, чтобы казахстанские СМИ, пусть и подконтрольные власти, освещали судебный процесс в Алматы — ведь шила в мешке, как ни старайся, не скроешь. И тогда даже самое подконтрольное и самоконтролирующееся издание может написать совсем не то что надо, то есть правду — дела-то нет!

0 коммент.:

Отправить комментарий