30.11.2009

Если надоело жить в ожидании...




Автор: Екатерина БЕЛЯЕВА

Перед председательством в ОБСЕ Казахстан обязательно проведет выборы, считают некоторые эксперты. Так ли это и, если да, что это даст нам, простым смертным? Об этом и многом другом мы беседовали с известным политологом, модератором дискуссионного клуба «АйтПарк» Нурланом Еримбетовым.


- Нурлан, многие аналитики сейчас предсказывают парламентские выборы. Как вы считаете, быть им скоро или нет?

- Я удивляюсь, почему для всех так важно, будут выборы или нет. Мне надоело жить в ожидании чего-то. Есть состояние, когда человек живет в ожидании счастья, с надеждой. Но когда это касается политики и ты постоянно разочаровываешься, я принял для себя простое решение: от политических преобразований ничего не изменится.

- Почему?

- Если выборов не будет, лично ваша жизнь изменится? Нет. Зная президента и его окружение, я не испытываю никакого оптимизма. Придет еще одна партия, две, три — и что? Вы (журналист — ред.) в этой каше варитесь, для вас будут бесконечные пресс-конференции, встречи, митинги, заявления. Для политологов это урожай. Вы что, не видите, как делают заявления депутаты в России? Как выступают Зюганов, Жириновский?

Год назад говорили, что РК станет председателем ОБСЕ, я всегда думал, что лучше бы он был им лет через десять. Ожидание лучше. А что будет после? Уйдя из ОБСЕ, власть будет делать что угодно — ты свои обязанности выполнил, и никто от тебя ничего больше не ожидает.

- Если бы мы ждали председательства десять лет, подозреваю, что посадили бы десятерых Жовтисов, закрыли бы сотню газет... Потому как в этом году у нас, на мой взгляд, полная правовая анархия.

- Почему вы считаете, что это анархия? Вы что, банкиров пожалели? Джакишева пожалели?

- Мы, кажется, уже говорили с вами на эту тему. Я не знаю, виновен в чем-то Джакишев или нет, но лишать его медицинской помощи — все равно что убивать. То же с Жовтисом. Да, человек погиб. Но вина Жовтиса не была доказана. Мы видели судилище, а не суд. При таком раскладе давайте всех сажать без разбора. Вообще, зачем нам законы?

- Да, мы с вами говорили об этом. Я думаю, что Жовтис, будь он трижды прав, и я его очень уважаю, но, занимая такую должность в такой стране, должен был ехать по этой трассе со скоростью 20 км/ч.

Мы можем тысячу раз повторять, что надо менять систему. Но я думаю, что нужно в первую очередь принимать правила игры, чтобы жить в этой системе. Если работаешь на госслужбе — не пей, не кури, не имей сомнительных связей и не бери взяток. Будь бедным и свободным.

И потом, за все время, что мы с вами говорим, назвали не более четырех фамилий. И что, у нас массовый отлов? Я сижу и не дрожу перед вами. У нас нет свободы слова?

Политика или коррупция?


- Если вы имеете в виду газету «Свобода слова», она пока есть. А вы посмотрите, сколько их осталось. На 10 000 «лояльных» изданий — 10 независимых. И то 10 сейчас не наберется. Это вы называете свободой слова? И потом, вы не чиновник, чтобы дрожать. А в информационных лентах ежедневно появляются сообщения о том, что такой-то нуротановец, госслужащий, директор какой-нибудь пойман за взятку.

- А что вас возмущает?

- То, что под видом борьбы с коррупцией ведется борьба с неугодными на всех уровнях. Причем теми, кто, по некоторой информации, наиболее всех замешен в крупных коррупционных скандалах.

- Я вам и говорю, что создана система, при которой ты должен принимать правила игры. Но я работал на должностях, когда мне приносили конверты, и не брал. Что, меня посадили? Скрутили? Нет же, вот сижу перед вами. Но у меня нет вилл и крутых машин. Мы привыкли ставить вопрос о вине во всем системы, президента, министров. Но никогда не говорим о том, что начинать нужно с себя. Что мешает жить достойно? Мы должны сейчас поднимать другие темы.

- Например?

- Большая, красивая любовь, удачливые дети, устроенные старики, крепкое здоровье.

В кредит западло?

- А как быть в регионах, аулах?

- Давайте посмотрим на структуру. Вы говорите о регионах, но там ничего нет. Я из региона вышел. Позвоните любой хозяйке дома и спросите, какие у них в семье проблемы. Обязательно выяснится, что кто-то той провел, ему срочно 150 000 тенге нужно, кто-то дочь замуж выдал и прочее. Они занимают по миллиону и живут в кредит.

И я — единственный, кто два года назад писал на эту тему. Что это такое — закладывать свой дом из-за ложной помпезности, тщеславия? Наутро после свадьбы у хозяина перед глазами только сумма в 25 000 долларов.

- Так ведь это традиции и культура — то, чем гордятся казахи!

- Такого расточительства никогда не было. Да, были гостеприимство и шикарные тои. Но в долг это делать всегда было западло! А когда он закладывает дом, не может погасить кредит и переезжает в сарайчик с тремя детьми? Какой он, к черту, отец?! Я часто говорю, что мы очень многих девчонок сами взяли за руки и привели на Саина. Они приезжают и торгуют собой, потому что у папы кредит.

Мораль выше краснобайства

- У меня любимая поговорка: «Гении рождаются в провинции и умирают в столице». Почему, когда я был маленьким, был записан в пяти библиотеках? Что такое сегодня купить DVD-диски? Можно поехать на лето в Москву, Астану. И у детей уже будет ожидание каникул — не то что «меня снова закинут в аул», а «я опять узнаю что-то новое в новом городе»! Культура никогда не приходит домой.

Оппозиция недавно заявила о том, что нужно пересмотреть историю. И никто не говорит о морали. А когда мы говорим, что народ не идет за партией, это происходит потому, что оппозиция не говорит всего этого.

Помните, в Жамбылской области в позапрошлом году замело снегом дороги и многие люди остались отрезанными от жизни? На этом кто-то решил навариться. Хлеб продавали по 1000 тенге, коньяк, который стоит 350 тенге, продавали по 5000! Люди сидели в автобусах, МЧС работало снаружи, мерзнут все, а им толкают все по нереальным ценам.

И тогда я написал: «Казахи, что с вами стало?» Мы всегда говорили, что мы гостеприимны, хотя это миф. Что, другие народы не гостеприимны? Негостеприимными бывают только отдельные люди. Есть у казахов обычай — «кудай кунак». Когда в дом неожиданно приходит человек — дервиш, путник, это не важно, — ему нужно дать все лучшее, что у тебя есть из еды, уложить спать, утром же дать коня и отправить. А тут банально делали деньги. Где наши традиции? Казах казаху продавал втридорога! Это мы потеряли.

Если бы я пошел в политику, я говорил бы об этом и был бы на первом месте. Потому что я понимаю, о чем нужно говорить. Когда приходит Абилов и говорит о низких пенсиях, праве выбора и свободе слова — все правильно. Но на первом месте все-таки должны быть моральные ценности.

Чего хотели предки?


- От кого вы еще ждете честного разговора о ценностях?

- Я думаю, его должен начать президент.

- Ему это невыгодно.

- Почему? Этот разговор должен состояться именно между нацией и ее отцом. Он должен честно сказать: ребята, у нас полная лажа, там у нас такая проблема, тут — такая...

- Но он таким образом признает, что это ОН, а не ОНИ в ответе за всю эту лажу.

- Тогда разговор не состоится. Я со своими друзьями-политиками говорю на эту тему. Они привыкли приходить к народу, говорить о свободе и правах, срывать аплодисменты — и все. Долг оппозиции не прийти к власти. Помните: декабристы разбудили Герцена, Герцен разбудил... и так далее.

Они должны понять свою задачу. Я бы хотел, чтобы они сели и сказали: давайте признаем, что мы к власти не придем. Но мы можем сделать что-то, чтобы подготовить новое поколение думающих людей, чтобы заставить их бороться через лет десять.

Нельзя бесконечно ставить вопрос о приходе к власти, этого не будет! А в этом трудно признаться. Но так ведь уходили многие — Абай, Пушкин остались в нашей памяти, подняв свой народ на новый уровень.

- А что вы предлагаете делать?

- Не только бороться за власть. Вести честный, откровенный разговор с народом.

- Но оппозиция так и говорит: «У нас все плохо».

- Нет, оппозиция заигрывает с народом так же, как и власть. Давайте представим, что Жармахан Туякбай, Булат Абилов вышли в народ. Они говорят: «Вы должны жить лучше; долой Масимова; в Америке зарплата такая, у вас — такая; вы достойны большего!»

Есть вещи, о которых можно говорить, — это свобода и все прочее, но это говорится для того, чтобы понравиться народу. А победит тот, кто скажет правду. Даже не победит, а продемонстрирует любовь к народу и Родине.

Нужен ликбез


- Ну тогда понятно, почему у президента столь высокий рейтинг. Он говорит народу, мол, расслабьтесь, все под контролем, ничего делать не надо, я все решил. А что же тогда делать оппозиции? Ведь расшевелить казахстанцев, судя по всему, невозможно...

- Года три назад я помогал оппозиции. Они выпускают множество книг с воззваниями о своей борьбе, материалы БДИПЧ и многое другое. Я всегда говорил, что нужно сделать маленькую брошюрку-памятку о том, как вести себя в полиции, налоговой, акимате.

Я был чиновником и знаю, что чиновник всегда боится человека, знающего закон. Приходит гражданин в акимат. На входе стоит полицейский. Говорит, что акима нет на месте, мол, завтра приходите. И тот уходит. А если у него прописано в брошюре, что человек, стоящий в форме, следит за порядком, а не регулирует встречи акима, было бы иначе.

Есть люди, не знающие элементарных вещей. Даже я, образованный человек, иногда звоню Светлане Савченко (президент Лиги потребителей — ред.), чтобы выяснить, на что я имею право.

У нас в стране почти каждый день министры заявляют об изменениях в законах, о снижении барьеров, например, для бизнесменов и т.д. Но это все публикуют мелким шрифтом в газетах, которые никто не читает. А ты сделай маленькую выжимку из этих новшеств и дай людям, чтобы им проще было общаться с властью. За это очень многие были бы благодарны.

- Но власти это невыгодно!

- Опять вы меня в политику возвращаете. Я буду должен говорить о системе. Но я считаю, что при любой системе (диктатуре, тоталитаризме, демократии) можно достойно работать, если ты патриот.

Нам не подойдут европейские ценности. Часто говорят: «вот в Америке» или «вот в Англии». Но давайте начнем уже жить не мечтой о сказке, а сегодня — в этой стране. Бросать красивые лозунги народу, на мой взгляд, безнравственно. Однако это дает тебе право ездить в Варшаву, Лозанну, чтобы говорить о демократии. Ну и что? В итоге народ тебя не знает, не слышит. И ты не реализован, и народ не изменился.

Хамов — к ногтю!


- Давайте так. Один из региональных материалов в прошлом номере меня просто шокировал. Молодой человек устроился в полицию. Работал, пока от него не стали требовать выполнения «плана» по сбору денег для начальства. История длинная, а итогом ее стала смерть парня в собственном кабинете. Супруга уверена, что это убийство. И вы говорите, что в этой системе можно оставаться чистым?

- Тут можно долго рассуждать. Я тоже думал, как победить это быдло, хамов. Они ведь первые говорят, что президент для них не указ! Это, наверное, нужно обсуждать на круглых столах с участием самих полицейских. Почему та же оппозиция находит средства на выпуск плакатов «Свободу Анджеле Дэвис!» и не может что-то придумать, чтобы вывести из системы хамов? Оппозиция не говорит, что в таком-то районе работает мент, который хамит или его все боятся? А когда мы ругаем Масимова и Назарбаева, это становится выгодно остальным.

- Хорошо. А вы видите сейчас возможность для появления в стране людей, способных начать честный разговор с народом? Вы в это верите?

- Сегодня — нет. Сейчас я не вижу молодых оппозиционеров. Посмотрите фото 2001 года и 2009-го. Сравните: та же площадка, те же люди, только с проседью.



Источник: Деловая газета "Взгляд" №43 (132) от 27 ноября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий