30.11.2009

Швейцарцы запретили ислам


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Результат народного референдума, проведенного в Швейцарии в последнее воскресенье ноября, ошеломил всю Европу: швейцарцы желают запретить строительство в стране мечетей с минаретами. 62% из проголосовавших сочли минареты не религиозным, а политическим символом, направленным на исламизацию их страны.


В Швейцарии с ее 4,5 миллионами населения проживают около 400 тысяч мусульман — то есть чуть меньше 10%. Это довольно много для такой маленькой страны, но до сих пор швейцарские мусульмане не считались «проблемными» на фоне своих единоверцев из других европейских стран. Они не устраивают шумных демонстраций, как немецкие мусульмане. Они не готовят и не проводят теракты, как в Испании и Великобритании. Они в большинстве своем довольны жизнью и неплохо интегрированы в швейцарское общество.

Призрак исламизма

Однако, как оказалось, призрак исламизации, годами пугающий европейцев, добрался и до Гельветической Конфедерации (так официально называется швейцарское государство), встав во весь рост над ее горами и живописными альпийскими лугами. Сравнительно небольшая, даже по швейцарским меркам, правопопулистская партия, гордо именующая себя Народной партией Швейцарии (Schweizerische Volkspartei), полтора года потратила на сбор подписей под петицией о проведении «антиисламистского» референдума.

Речь в ней идет о том, чтобы запретить строительство в стране мечетей с минаретами, — как заявили лидеры этой партии, подобные мечети являются не молельными домами, а политическими символами наступающего на Европу воинствующего ислама.

На самом деле мечетей в Швейцарии довольно много — они есть при каждом культурно-национальном обществе мусульман. Но «полноформатных» — с минаретами — в стране всего четыре. Существуют планы постройки еще двух, но теперь они вряд ли воплотятся в жизнь. Собрав необходимые по Конституции 100 тысяч подписей под петицией, активисты SVP инициировали проведение референдума о запрете минаретов.

Бей своих, чтоб чужие боялись?

История со швейцарским референдумом лишний раз демонстрирует, сколь неточными могут быть прогнозы социологов. Накануне его проведения опросы населения недвусмысленно показывали, что запрету на строительство минаретов не суждено увидеть свет — согласно выкладкам, его поддерживали не более трети швейцарцев.

Против такого запрета высказывались все без исключения швейцарские партии. Даже представители духовенства не остались в стороне: многие священники, от простых приходских пасторов до епископов, высказывались в эти дни в том смысле, что веротерпимость и толерантность всегда были отличительными признаками Швейцарии и негоже было бы эту традицию ломать. Их прихожане слушали, кивали, соглашались... и шли голосовать против минаретов.

Очевидно, агрессивная кампания, проводимая националистами, оказалась более действенной, чем благостные увещевания: плакаты пестрели стилизованными изображениями минаретов в виде баллистических ракет, а с листовок на избирателей зловеще сквозь глазную прорезь в чадре глядела укутанная в черное женщина, пряча в складках просторной черной одежды нечто угрожающее.

Что касается самих швейцарских мусульман, то они честно пытались убедить своих соседей в том, что их нечего бояться, но потерпели неудачу. Главной их ошибкой, по мнению многих наблюдателей, стало решение не участвовать в этом референдуме: лидеры ряда мусульманских организаций страны призвали своих единоверцев, обладающих швейцарским гражданством, отказаться от голосования, чтобы продемонстрировать остальным швейцарцам свои мирные намерения — они, мол, не желают хоть как-то влиять на настроение в обществе.

Результатом этого самоустранения и стала победа запрета. За его введение проголосовало большинство избирателей. По сути, запрет не был поддержан лишь жителями столицы да обитателями южных кантонов Швейцарии — определенная ирония заключена в том, что именно на юге страны возвышаются три из четырех пресловутых минаретов.

Теперь правительство в Берне оказалось перед сложной дилеммой. С одной стороны, референдум обладает законодательной силой, а значит — придется запрещать строительство мечетей с минаретами. С другой — подобный запрет совершенно противоречит не только Конституции, но и входит в жесткий клинч с Европейской хартией прав человека, соблюдать которую независимая Швейцария обязалась с самого момента возникновения этого документа. Кроме того, швейцарские политики всерьез опасаются, что имиджу их страны будет нанесен непоправимый ущерб: образ открытой миру, толерантной и спокойной Швейцарии уходит в прошлое вместе со знаменитой банковской тайной, рухнувшей недавно под напором США.

Европа в ужасе

И реакция из-за рубежа не заставила себя долго ждать. Политики из соседних стран забрасывают правительство Швейцарии встревоженными запросами, и даже Еврокомиссия уже успела официально поинтересоваться: что, мол, собираются делать соседи с результатами такого неудобного референдума? Газеты задаются вопросом: не является ли «швейцарский бунт» лишь первой ласточкой, несущей весть о грядущей буре? В конце концов, страх перед «ползучей исламизацией» — явление не столько швейцарское, сколько общеевропейское.

Многие европейцы подписались бы под таким запретом — и их страхи не лишены некоторых оснований. Об этом, к примеру, пишет немецкая газета Passauer Neue Presse: «Нельзя считать атакой на свободу вероисповедания, если в преимущественно христианской стране мусульман попросят не слишком активно совать всем в глаза свои религиозные символы. Швейцарцы хотят и дальше жить в стране церковных колоколен, а не в стране минаретов — и это их право.

Тот, кто не желает, чтобы христианские корни Европы сгнили, — должен позаботиться о сохранении собственной культуры, определяющей лицо Запада. Чем больше появится в Европе активных христиан, тем больше у нас будет уверенности в том, что и будущие поколения станут жить под сенью креста, а не полумесяца».

Впрочем, подобное мнение — все же редкость в европейской прессе. Крупнейшие газеты Европы представляют совершенно иную точку зрения, а именно, что референдум в Швейцарии демонстрирует скорее политическую незрелость швейцарцев, нежели их «христианскую активность». Так, Frankfurter Allgemeine Zeitung в передовице, посвященной референдуму в Швейцарии, замечает: «На самом деле речь идет вовсе не о минаретах. Об этом явственно свидетельствует фраза, взятая с интернет-страницы SVP: «Кто строит минареты — тот хочет здесь остаться». Так что главное желание протагонистов запрета — это чтобы мусульмане убрались из Швейцарии. И если уж их нельзя вышвырнуть, то следует сделать их гражданами второго класса — с меньшими правами, чем те, которыми обладают христиане».

Что ж, если это так, то швейцарцы уже отступили от европейских христианских корней. Более того, подобное отступление может обернуться не только потерей имиджа, но и вполне реальными, выраженными в денежном эквиваленте потерями. Об этом верно пишет испанская газета El Pais: «Заключать миллиардные сделки с арабским миром и одновременно запрещать ислам у себя в стране — вместе это у швейцарцев не получится. Швейцария — не остров в океане, что бы ни думали сами швейцарцы».

0 коммент.:

Отправить комментарий