30.11.2009

Weihnachten кутты болсын, или Рождество по-немецки


 Автор: Анатолий ИВАНОВ

Берлин на пороге Рождества. Нет, официально еще не объявлено, что стартовал тот самый сладостный месяц ожидания самого любимого в Европе праздника, когда практически каждая улочка за счет разнообразной иллюминации превращается в сказку, а толпы покупателей буквально штурмуют магазины и супермаркеты в расчете приобрести товары со значительными скидками.
Тем не менее близость Weihnachten, а именно так называют в Германии Рождество, чувствуется уже сейчас.

Способствуют этому не только появившиеся на улицах Берлина праздничные плакаты с изображением традиционных рождественских щелкунчиков, святых николаев (немецкий аналог Деда Мороза), мельниц или занесенных снегом пряничных домиков, но и целая армия оформителей, в задачу которых входит в максимально короткие сроки подготовить главный город Германии к празднику.

Кстати, внимательно присмотревшись к работе бригад оформителей, начинаешь отчетливо понимать, что подготовка к Рождеству в Германии является процессом особого значения для немцев.

Страна для людей

Сделать такой вывод позволяют не только высказывания рядовых бюргеров, живо обсуждающих появившиеся новшества в украшении исключительно натуральных рождественских елей, специально привезенных из особых питомников (дескать, в прошлом году доминировали шары синего цвета, а на этот раз упор сделан на золото с красным), но и информация о том, что за право подготовить Берлин к Рождеству ежегодно проводится специальный конкурс между федеральными землями, участие в котором считается очень престижным делом.

По словам представителя института имени Гете Йорга Зильбермана, сопровождавшего нас в поездке по Германии, этому есть несколько вполне логичных объяснений.

Во-первых, работу победившей в конкурсе команды той или иной федеральной земли увидят миллионы жителей и гостей Берлина. А это очень хорошая реклама, позволяющая победителям уже в краткосрочной перспективе увеличить количество заказов на сувенирную продукцию различного направления.

Во-вторых, каждая победа в подобных конкурсах дает работу сотням, а то и тысячам небольших предприятий, которые получают возможность в дни рождественских распродаж представлять свою продукцию на самых оживленных площадях Берлина.

Собственно строительство небольших торговых павильончиков, выполненных в этническом стиле, характерном для победившей федеральной земли и композиционно тесно увязанных с рождественской елью и всевозможными каруселями, является обязательным условием конкурса по праздничному оформлению Берлина.

- Германия — это страна для людей, — говорит Йорг Зильберман, — а потому считается неприличным сбрасывать со счетов интересы самых различных слоев общества, в том числе и мелких предпринимателей, чьи доходы часто во многом зависят от успешности рождественских распродаж.

И надо сказать, бизнесмены еще до официального начала праздничной торговли стараются «обжить» полученные ими квадратные метры в небольших деревянных домиках. Нет, речи о продаже, например, аккуратно вырезанных из дерева персонажей рождественских сказок или особых подсвечников, появляющихся исключительно перед 25 декабря, нет никакой. Главное — создать небольшую передвижную выставку, чтобы потенциальный покупатель, проходя мимо лотка, уже заранее определился со своим будущим выбором рождественского подарка.

Интересная деталь — процесс оформления и лотков, и улиц, и непосредственно центральной части праздничной композиции — рождественской ели происходит в дневное время. Все это привлекает внимание не только радующейся предстоящему Рождеству детворы, но и взрослых. А непосредственно установка обязательно натуральной ели с ее неповторимым хвойным запахом сама по себе превращается небольшой праздник, когда чуть ли не каждая новая игрушка, укрепляемая на ветвях рождественского дерева, встречается аплодисментами зрителей и вспышками фотоаппаратов.

И в этот момент особо заметен еще один нюанс, позволяющий поставить дополнительный плюс немецкому обществу. Вам придется немало потрудиться, чтобы заметить присутствие на подобных мероприятиях блюстителей порядка.

Нет, можно не сомневаться, они внимательно наблюдают за всем происходящим, однако в отличие от наших доблестных полицейских они как-то не стараются занять центральное место на уличном мероприятии. И уж тем более, если какому-нибудь рядовому бюргеру вздумается под впечатлением увиденного действа затянуть «В лесу родилась елочка» на немецкий лад, ему не грозит немедленная отправка в местное отделение полиции. Даже если песенка эта будет иметь явный политический подтекст.

Проезд свободен — пробок нет

Не менее удивительным фактом является и отсутствие во время подготовки к Рождеству улиц и площадей Берлина каких-либо автомобильных заторов. Хотя речь идет о практически одновременной работе сотен оформительских бригад. Ну нет пробок и все тут!

Как, собственно, не наблюдается на горизонте и каких-нибудь дорожных полицейских, периодически ограничивающих проезд. То есть и автобусы, и частные, и служебные автомобили беспрепятственно едут по своим запланированным маршрутам. И так происходит в любой день года, вне зависимости от того, праздничный он или будничный.

А ведь всевозможных транспортных средств в самом крупном городе Германии, насчитывающем более 3 миллионов жителей, куда больше, чем, скажем, в Алматы! Если судить по личным наблюдениям, фактическое отсутствие в Берлине автомобильных пробок связано с правильным распределением транспортных потоков.

И не только за счет многочисленных развязок, туннелей, эстакад или так называемых интеллектуальных светофоров. Решить проблему пробок не только в Берлине, но и по всей Германии позволил очень простой по своей сути ход. Для пассажирских автобусов на всех без исключения дорогах, где проложены их маршруты, выделили отдельные полосы, в некоторых случаях разрешив им двигаться по трамвайным путям.

Соответственно, заезжать туда другим видам автомобильного транспорта категорически запрещено. Да, есть некоторые неудобства для владельцев личных автомашин, которые не могут остановиться там, где им вздумается. Но и тут найден компромисс. Практически везде близ мест общественного значения, как то: крупные магазины, музеи или театры, вдоль дорог построены либо подземные парк-хаузы, либо предусмотрены специальные карманы с парковочными автоматами.

То есть увидеть характерного для Алматы или Астаны господина в синей или какого-либо другого цвета жилетке, собирающего неизвестно куда идущие за парковку вашего автомобиля деньги, физически невозможно. Мелочь? Оно, может быть, и так...

Зачем автомобиль, когда есть автобус?

Впрочем, если верить упомянутому выше Йоргу Зильберману, как и нашим коллегам из немецких изданий, таких, например, как Berliner Zeitung, в Германии есть достаточно большой процент людей, которые не желают приобретать личный автомобиль. Зачем, если общественный транспорт в буквальном смысле работает как часы, чему способствует в том числе и выделение для автобусов специальных полос?!

И ведь на самом деле это смотрится для нас, словно некая фантастика, когда не только поезд метро или электрички, но и трамвай или автобус подходит в точно указанное на остановочном электронном табло время! Все сделано исключительно для людей.

Вместе с тем признать, что стоимость разового проезда на городском транспорте Берлина является дешевой, язык как-то вначале не поворачивается. При средней заработной плате 2258 евро в месяц берлинский бюргер может совершить лишь 806 разовых поездок в автобусе, трамвае или метро стоимостью 2 евро 80 центов. Тогда как среднестатистический алматинец, чья заработная плата в месяц равна 65 тысячам тенге, может совершить аж 1300 разовых поездок.

Правда, есть в данном сравнении один немаловажный нюанс: у казахстанского обывателя нет возможности выбирать принцип оплаты своего проезда в общественном транспорте. Хоть десять поездок в день делай, все равно всякий раз придется платить. В лучшем случае будет предложен месячный проездной билет, да и то для проезда в одном из видов городского транспорта.

Тогда как у немецкого бюргера выбор оплаты весьма обширен. Даже заплатив свои 2,80, он может пользоваться любым видом транспорта в течение двух часов. Если же берлинский обыватель знает, что будет ездить весь день по городу, то непременно купит суточный проездной билет на все виды общественного транспорта за исключением такси. Обойдется ему это в 6 евро 10 центов. Добавит еще 40 центов, появится возможность ездить и в пригородах, например в Потсдаме. Также можно купить проездной билет на неделю, на две недели и, естественно, на месяц, который стоит 29 евро. В этом случае элементарная арифметика уже не в пользу Казахстана.

Нельзя не отметить и работу берлинского такси, выгодность поездки на котором особо заметна, когда вместе собираются больше трех человек. Никакой торговли, как у нас, перед посадкой. Включается счетчик на зеркале заднего обзора (посадка стоит 3 евро 20 центов, а километр — 10 центов), и все вопросы исчезают сами собой. Нужен чек для отчетности? Никаких проблем, пожалуйста!

О четко отлаженной деятельности такси немецких городов, жестко контролируемой местными властями, начинаешь вспоминать уже в Алматинском аэропорту, когда сразу после выхода из терминала прилета вас, в буквальном смысле хватая за рукав, начинают атаковать какие-то темные личности с возгласами: «Такси, такси, уважаемый, такси! Три штуки до центра, четыре — до микрорайонов!».

И ведь никакой альтернативы в виде автобусных или троллейбусных маршрутов, тогда как из берлинского аэропорта Tegel можно без проблем добраться до любой точки столицы Германии на одном из пяти автобусных маршрутов, отправляющихся каждые десять минут.

И не дай бог, если график их движения, как, впрочем, и график движения любого вида общественного транспорта Берлина, по какой-либо причине будет сорван, например, на час. Это уже будет настоящее ЧП, на которое обязательно обратят внимание не только контролирующие органы, но и средства массовой информации.

Проблемы «Республики» — это проблемы Назарбаева

Кстати, от прессы даже теоретически виновным в чрезвычайном происшествии пощады ждать в Германии не приходится. Судебные иски, направленные против прессы? Да, такое в Германии в принципе возможно. Только вот реноме подавшего на журналистов исковое заявление чиновника или какого-либо прямо или косвенно контролируемого государством учреждения в сознании общества будет окончательно испорчено.

Дело в том, что в немецком обществе существует устойчивое мнение, что любой журналист, даже если он работает в «желтой» прессе, стоит на страже его (этого самого общества) интересов. Именно по этой причине у всех, с кем довелось встретиться в ходе поездки в Берлин, ситуация вокруг нашей газеты вызывала недоумение.

Ну никак не понять представителям германского общества, отчего к газете может быть предъявлен многомиллионный иск, да к тому же она может еще испытывать и трудности с тиражированием! Ведь с точки зрения немцев, даже если «Республика» и обрушилась с жесткой и, возможно, не всегда справедливой критикой на правительство, фактически национализировавшее один из крупнейших банков страны, на самом деле она сделала все, чтобы сохранить прежде всего вклады рядовых граждан Казахстана.

А потому неудивительно, что многие из наших собеседников высказали буквально-таки крамольную мысль: проблемы «Республики» — это проблемы непосредственно Нурсултана Назарбаева, поскольку на самом деле творящиеся вокруг газеты странности серьезно подрывают имидж человека, доверие к которому в западном мире еще достаточно высоко.

Вообще, ситуация вокруг «Республики» стала одной из главных тем в ходе поездки в Берлин. Помимо этого, во время многочисленных встреч в столице Германии активно обсуждались и предстоящее в 2010 году председательство Казахстана в ОБСЕ, и реальное состояние экономики нашей страны, и даже будущее Республики Казахстан в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Подробнее об этих встречах и сделанных по их окончании выводах читайте в следующем номере нашей газеты.

0 коммент.:

Отправить комментарий