Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Фото: Андрей ХАЛИН
«Реалии и мифы» – так называется книга первого секретаря ЦК Компартии Серикболсына Абдильдина. Ее презентация прошла на этой неделе в южной столице аккурат в день рождения известного политика.
Но гламурного мероприятия в итоге не получилось – автор и его гости говорили о важнейших событиях в истории становления независимого Казахстана. Естественно, не обошли стороной и личность президента.
В книге, изданной на казахском и русском языках, раскрывается сущность нынешнего периода истории и излагаются приемы узурпации политической власти. По словам самого Серикболсына Абдильдаевича, в книге немало внимания уделено роли нынешнего президента в новейшей истории Казахстана:
- Этого человека я знаю с момента его прихода в высший эшелон власти советского Казахстана — его привел тогда Димаш Ахметович. Он был вертким, подвижным и общительным человеком. С нами, с министрами, он сразу начал крутить-вертеть. Тогда он нам нравился, а потом, когда появился Горбачев, он скинул самого «кумира».
По мнению аксакала от политики, первый президент в свое время с полной отдачей использовал имеющиеся у него полномочия.
- Он очень быстро, авантюрно распустил 13-й созыв и через две недели созвал первый съезд Ассамблеи народов. Короче говоря, навязал от них решение, что президент может не проводить очередные выборы, а может провести референдум. Референдум прошел по его диктовке, и после этого он объявил, опять же, через решение ассамблеи, референдум на предмет принятия второй Конституции. Мы ее называем до сих пор «назарбаевской», — объяснил Серикболсын Абдильдин.
На вопрос, когда он последний раз встречался с Назарбаевым и о чем был разговор, лидер коммунистов ответил:
- Когда работали вместе, мы каждый день обедали, а когда я отошел от него — это (встречи — авт.) было по обоюдному желанию. Иногда он меня хотел увидеть и кое-что спросить, иногда я хотел поговорить. В 2005 году он подводил итоги работы НКВД, я помню дату, 13 февраля: мы сидели, общались, разговаривали, а после завершения профессионально «поручкались», друг другу комплименты сказали. Физически это была последняя встреча, но, в принципе, я его каждый день встречаю по телевизору.
Вопросы политику задавали много — и очень разных. Ниже мы собрали самые, на наш взгляд, интересные.
Журналист Айгуль Омарова: Я, например, помню такой эпизод, когда Нурсултан Абишевич просил слово, но тщетно. Вы ему не давали этого слова и заявили, что пусть сначала говорят народные избранники, а уже потом Нурсултан Абишевич. С чем это было связано? Быть может, напишете книгу об этом?
- Я был прав... Президент не может в любое время прерывать вопрос и вносить в зал какие-то авантюры. Поэтому в тот раз, когда я ему немножко задержал слово, перед этим он немного вольности чувствовал: в любое время либо просит, либо сам включает микрофон и начинает воспитывать людей. А зачем это нужно?! Я считаю, что и он тогда это нормально воспринял, и я, и зал.
Экс-депутат Верховного Совета РК Болат Абишев: По большому счету, вы, Серикболсын Абдильдаевич, виноваты в том, что у президента сложилась устойчивая аллергия на парламент. Ведь с тех пор он ни одному парламенту не дает доработать до конца свой срок, а зато потом он оторвался. Сейчас уже, когда президент входит в парламент, ни один депутат не может говорить. Это результат того, что вы сделали: дали бы ему тогда слово — может быть, он и успокоился.
- Знаете что? Я во многом виноват. Мне иногда задают вопрос: «Вам приходилось стыдиться?» Я стыжусь некоторых государственных и политических дел, но часто у меня стыд приходит по частным делам. Здесь у меня тоже есть стыд по той простой причине, что до конца я не разобрался, а вслепую поддерживал Нурсултана с первого дня его появления на вершине казахстанской власти. Мне казалось, что после смены того, старого поколения он будет достигать больших успехов для народа, для страны, но я ошибся. Что поделать?! Об этом я открыто пишу...
Председатель Союза журналистов РК Сейтказы Матаев: Серикболсын Абдильдаевич, наверное, вы знаете истинную причину переноса столицы? Потому что он хотел построить новый город и оставить память о себе, как другие руководители, как фараоны...
- С первых дней я знал, что он заразился этим после поездки в Турцию и Ата Тюрком хотел стать. Сейчас его уже Ата Тюрком называют. Коренная причина — его собственный имидж, косвенная причина — уходить надо было. Здесь шумный алматинский город и здесь ему не давали бы покоя, выходили бы на пикеты, митинги, подписывали бы бумаги о том, что мы молчать не будем. Скорее всего, эта была та самая причина. В принципе, если бы вы, интеллигенция Алматы, Назарбаева не испугали, он мог бы повременить. А для того, чтобы это было понятно народу, он придумал много легенд.
Общественный деятель, экс-депутат Верховного Совета РК Жасарал Куанышалин: Вы сказали, что верили в него. До какой поры вы ему верили и что послужило причиной потери вот этого доверия?
- Я верил ему с момента его прихода, где-то, по моему, в 1980—1981 годах, из Караганды, откуда его секретарем ЦК перевел Димаш Ахметович. С того времени он выступал на заседаниях Верховного Совета. Очень толково выступал. Я был просто поражен. Казалось, он был именно тем человеком, который изменит Казахстан в лучшую сторону. Это убеждение у меня оставалось до января 1983 года, когда я впервые узнал, что он интриган. Но я списывал это на то, что он борется за высокую власть.
...Книга патриарха отечественной политики уже поступила в продажу, и ее читателям, судя по этому разговору, предстоит многое узнать о реалиях и мифах современного Казахстана и президента Назарбаева.
26.11.2009
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий