26.11.2009

Банки в России оставили без помощи


Автор: Константин ГРИГОРЬЕВ

Экономика России вышла из кризиса, остались его последствия. Чтобы избавиться от них, потребуются год–два. Но власти уверены, что уже можно сворачивать меры по поддержке банковской системы.
Эксперты предупреждают, что отмечать победу над кризисом рано, пока не восстановились потребительский спрос и кредитование малого бизнеса.

ЦБ России фактически начал свертывание антикризисных мер поддержки банковского сектора, заявил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев на «Финансовом форуме России», организованном газетой «Ведомости». «Валовой кредит банковскому сектору с начала года сократился десятикратно — с 4 триллионов рублей до 400 миллиардов рублей. Это практически означает свертывание наших антикризисных мер», — сказал он.

Кризис ушел, последствия остались

Правда, говорить о том, что все последствия кризиса преодолены, рано, признают российские власти. Как заявил на том же мероприятии вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, «пузырь сдувается», но медленно, и на «рассасывание проблем» уйдут один-два года.

Тем не менее, российское правительство готово не только свернуть программу поддержки банков, но и пойти еще дальше. «Сегодня у нас 25 ноября, и через год я готов внести законопроект, повышающий минимальный капитал банков до 1 млрд рублей... Срок — пять лет», — приводят слова Кудрина российские СМИ. Министр уже согласовал норматив с Центральным банком и просчитал последствия. «Таким образом мы существенно снизим количество банков. Сейчас их больше 1100, будет, допустим, 500», — пообещал топ-чиновник. Свежий прогноз Кудрина оказался значительно жестче предыдущего. В октябре он говорил, что в ближайшие два года с рынка могут уйти от 100 до 200 банков.

Как бы то ни было, российские власти считают, что это пойдет на пользу экономике даже в том случае, если замедлит ее развитие. Кудрин даже объяснил, что рост ему, в принципе, не очень-то и нужен. По его словам, в 2005—2007 годах бурное развитие строительства и торговли происходило за счет кредитного бума — ставки постоянно снижались, доступ к рынкам капитала был свободный. В быстрорастущие отрасли шел активный приток спекулятивных денег. В итоге объем кредитования в 2007 году вырос на 50%, напомнил Кудрин, при этом покупка недвижимости на 80% осуществлялась за счет кредитных средств.

«Мы хотим вернуть рост, основанный на других факторах», — отметил министр и заявил, что необходимость возвращения прежнего уровня кредитования экономики сомнительна.

Инвесторы, впрочем, находят в словах Кудрина повод для беспокойства. Опасность в том, что мы остаемся в парадигме сохранения, но не переходим к парадигме роста, заявил президент «Альфа-банка» Петр Авен. Видимо, из вежливости он все же отметил заслуги правительства (медленная девальвация рубля, которая стоила стране трети международных резервов, спасла банковскую систему), но предупредил, что банки будут нуждаться в капитале, так как должны стать источниками роста экономики. Банкир при этом точно знает, сколько нужно банкам, чтобы они начали толкать экономику: 2,5—2,7% ВВП, или $40—80 млрд в ближайшие два года —и произойдет переход «к парадигме роста», пообещал Авен.

Председатель совета директоров «МДМ-банка» Олег Вьюгин сформулировал, пожалуй, главный страх мирового экспертного сообщества: что делать, если государство уменьшит поддержку экономики, а спрос частного капитала не оживится. Ответа на этот вопрос он не получил.

Отключать, но осторожно

Опрошенные «Республикой» эксперты, впрочем, согласны, по крайней мере, с тем, что пройдена самая острая фаза кризиса в российской экономике. «Эти утверждения имеют ряд оснований, —отметил консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский. — С июня месяца наметилось сокращение темпов падения промышленного производства, стабилизировались на довольно высоком уровне цены на нефть, последние несколько месяцев не растет инфляция, на рынке труда также отмечается стабилизация положения».

Эксперт при этом отметил, что меры государственной поддержки оказывались с целью не допустить коллапса финансового сектора, а раз эта цель выполнена, то в дальнейшем спасенные таким образом учреждения сами должны демонстрировать рост и доказывать свою экономическую эффективность. «В целом ситуация в российской экономике такова, что крупные российские банки и предприятия могут самостоятельно привлекать средства на внешних рынках капитала с помощью IPO», — заключил Чернявский. «К настоящему моменту многие банки накопили большие объемы денежных средств на случай второй волны оттока депозитов, которые можно направить на кредитование реальной экономики, увеличив доходы банков», —добавляет аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

Положительно эксперты воспринимают и идею об увеличении требований к капиталу банков и сворачивании мер господдержки. «ЦБ сворачивает меры поддержки в связи со снижением спроса на них, а также стабилизацией ситуации в банковском секторе», — объяснил Романов.

А новые требования к капитализации банков — вообще положительный фактор, убеждены эксперты. «Это приведет к консолидации в банковском секторе, сокращению количества банков и увеличению их капитализации. Это позволит реформировать банковскую систему, повысить ее надежность», — сказал Чернявский. «Укрепление кредитных организаций повысит устойчивость российской банковской системы, степень доверия к ней», — добавила в интервью «Газете.Ru» аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина. «Центробанку станет легче управлять банковской системой», — заметил аналитик «Арбат Капитала» Михаил Завараев.

«При этом ЦБ не отказывается от других мер поддержки, в частности, за счет снижения ставки рефинансирования», — напомнил Романов.

Впрочем, эксперты отмечают, что полноценного возрождения финансового сектора в России не будет до того момента, пока не восстановится внутренний спрос и не вырастет масштаб кредитования малого и среднего бизнеса. «А сейчас этого не наблюдается», — сказал Чернявский. Поэтому он предупреждает, что прежде чем что-то предпринимать, необходимо провести полную финансовую ревизию всех крупнейших банков страны, а также расширить надзорные функции ЦБ. Собирается ли это делать Алексей Кудрин — пока неизвестно.

0 коммент.:

Отправить комментарий