Весьма любопытная статья появилась в «Коммерсанте» – «Шанхайскую организацию признали достойной сотрудничества». Речь в ней о том, что США и Турция хотят получить статус партнеров в ШОС. Прочитал и задумался, возможно ли это?
Автор: Сергей РАСОВ
По информации неназванных источников «Коммерсанта», во-первых, Турция в апреле подала официальную заявку на получение статуса партнера по диалогу, а во-вторых, США еще не подали официальную заявку на получение статуса партнера по диалогу, но уже ясно обозначили свой интерес к сотрудничеству с ШОС.
Источники газеты уверены, что на следующем саммите Турция получит свой статус, а вот с США — сложнее. Дескать, с одной стороны, «это повысит престиж ШОС», и главные политические игроки Организации — Россия и Китай — не против Соединенных Штатов Америки, но категорически возражает Узбекистан.
Если информация насчет планов США — это не «утка», то делать козлом отпущения Узбекистан не совсем рационально. Узбекистан и Штаты в последнее время налаживают отношения. Еще пару лет назад как фантастика могло прозвучать предположение, что президент США Барак Обама по своей инициативе позвонит Исламу Каримову, но это недавно случилось. Более того, Штаты уже готовы поставлять оружие Узбекистану (!). А буквально на днях Госсекретарь Клинтон посетила Узбекистан. И все чаще звучат предположения, что США после вывода военного контингента из Афганистана намерены именно в этой республике держать военную группировку. Это, конечно, несколько нелепо, ибо Узбекистан — член ОДКБ, но чем черт не шутит, когда Бог спит?
А вот в то, что Китай и Россия легко запустят в Организацию США, верится с трудом. Особенно учитывая «большую любовь» к Америке Владимира Путина. Да и, честно говоря, я не могу себе представить, как за одним столом будут сидеть вместе Махмуд Ахмадинежад и президент США Барак Обама (если он станет президентом) или любой другой лидер Америки. Учитывая, что во время выступления президента Ирана в ООН американская делегация традиционно покидает зал заседаний.
Что касается Турции, то она действительно подала заявку на получение статуса партнера по диалогу. И вот в этом случае против турецкой заявки может выступить Узбекистан, у которого с Турцией весьма натянутые отношения. По мнению узбекских властей, Турция через деятельность исламских фондов в стране пытается воспитывать «агентов влияния» с целью контроля внутриполитической ситуации в Узбекистане.
Да и Китай считает Турцию одним из источников проблем в Синьцзяне и не признает Рабочую партию Курдистана террористической организацией, утверждая, что она ведет борьбу за национальную независимость.
К тому же кроме Турции у ШОС сейчас куда более важные проблемы со странами, которые давно уже стоят в очереди на получение своего статуса. Тот же Афганистан ждет, когда его признают в качестве наблюдателя, Иран с 2008 года жаждет полноправного членства в ШОС. Но пока ему отказывают, так как принят документ, согласно ему «страны, которые подвергаются санкциям со стороны ООН, не могут стать членами ШОС».
В мае 2011 года Индия впервые официально подала заявку на полное членство в Шанхайской организации сотрудничества, еще раньше, в 2009 году, поступила официальная заявка от Пакистана. И они тоже ждут решения по своим заявкам. Пока только лишь Монголия, которая наряду с Индией, Пакистаном и Ираном обладает статусом наблюдателя, не стремится получить полноправное членство.
Однако отношения между Пакистаном, Индией и Китаем в последнее время лучше не стали. И если, предположим, Китай заблокирует заявку Индии, то в отместку Россия может заблокировать Пакистан, учитывая теплые отношения России с индийскими партнерами. С другой стороны, постоянно отодвигать вопросы расширения ШОС — тоже не выход из положения, да и возможности уже исчерпаны, после того как на юбилейном Саммите ШОС в Астане одобрили меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства — члена ШОС.
Саммит глав государств, входящих в ШОС, в этом году состоится в Китае. Есть предположения, что он будет одним из самых трудных по рассмотрению заявок стран-претендентов. Так что не верится как-то в успех Турции и уж тем более США.
Автор: Сергей РАСОВ
По информации неназванных источников «Коммерсанта», во-первых, Турция в апреле подала официальную заявку на получение статуса партнера по диалогу, а во-вторых, США еще не подали официальную заявку на получение статуса партнера по диалогу, но уже ясно обозначили свой интерес к сотрудничеству с ШОС.
Источники газеты уверены, что на следующем саммите Турция получит свой статус, а вот с США — сложнее. Дескать, с одной стороны, «это повысит престиж ШОС», и главные политические игроки Организации — Россия и Китай — не против Соединенных Штатов Америки, но категорически возражает Узбекистан.
Если информация насчет планов США — это не «утка», то делать козлом отпущения Узбекистан не совсем рационально. Узбекистан и Штаты в последнее время налаживают отношения. Еще пару лет назад как фантастика могло прозвучать предположение, что президент США Барак Обама по своей инициативе позвонит Исламу Каримову, но это недавно случилось. Более того, Штаты уже готовы поставлять оружие Узбекистану (!). А буквально на днях Госсекретарь Клинтон посетила Узбекистан. И все чаще звучат предположения, что США после вывода военного контингента из Афганистана намерены именно в этой республике держать военную группировку. Это, конечно, несколько нелепо, ибо Узбекистан — член ОДКБ, но чем черт не шутит, когда Бог спит?
А вот в то, что Китай и Россия легко запустят в Организацию США, верится с трудом. Особенно учитывая «большую любовь» к Америке Владимира Путина. Да и, честно говоря, я не могу себе представить, как за одним столом будут сидеть вместе Махмуд Ахмадинежад и президент США Барак Обама (если он станет президентом) или любой другой лидер Америки. Учитывая, что во время выступления президента Ирана в ООН американская делегация традиционно покидает зал заседаний.
Что касается Турции, то она действительно подала заявку на получение статуса партнера по диалогу. И вот в этом случае против турецкой заявки может выступить Узбекистан, у которого с Турцией весьма натянутые отношения. По мнению узбекских властей, Турция через деятельность исламских фондов в стране пытается воспитывать «агентов влияния» с целью контроля внутриполитической ситуации в Узбекистане.
Да и Китай считает Турцию одним из источников проблем в Синьцзяне и не признает Рабочую партию Курдистана террористической организацией, утверждая, что она ведет борьбу за национальную независимость.
К тому же кроме Турции у ШОС сейчас куда более важные проблемы со странами, которые давно уже стоят в очереди на получение своего статуса. Тот же Афганистан ждет, когда его признают в качестве наблюдателя, Иран с 2008 года жаждет полноправного членства в ШОС. Но пока ему отказывают, так как принят документ, согласно ему «страны, которые подвергаются санкциям со стороны ООН, не могут стать членами ШОС».
В мае 2011 года Индия впервые официально подала заявку на полное членство в Шанхайской организации сотрудничества, еще раньше, в 2009 году, поступила официальная заявка от Пакистана. И они тоже ждут решения по своим заявкам. Пока только лишь Монголия, которая наряду с Индией, Пакистаном и Ираном обладает статусом наблюдателя, не стремится получить полноправное членство.
Однако отношения между Пакистаном, Индией и Китаем в последнее время лучше не стали. И если, предположим, Китай заблокирует заявку Индии, то в отместку Россия может заблокировать Пакистан, учитывая теплые отношения России с индийскими партнерами. С другой стороны, постоянно отодвигать вопросы расширения ШОС — тоже не выход из положения, да и возможности уже исчерпаны, после того как на юбилейном Саммите ШОС в Астане одобрили меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства — члена ШОС.
Саммит глав государств, входящих в ШОС, в этом году состоится в Китае. Есть предположения, что он будет одним из самых трудных по рассмотрению заявок стран-претендентов. Так что не верится как-то в успех Турции и уж тем более США.
0 коммент.:
Отправить комментарий