23.12.2011

Черный Дракон не сулит покоя

Ставшая уже очевидной дестабилизация внутренней ситуации в Казахстане сулит серьезные потери отечественной экономике и ее финансовой системе даже при нынешних высоких ценах на нефть. Ведь последние события в Жанаозене и усиление террористической активности в первую очередь бьют по доходам контролируемых государством нефтяных компаний, которые являются ключевыми клиентами ведущих банков страны, поддерживая их на плаву своими депозитами.

Автор: Тулеген АСКАРОВ

Кроме того, нефтяники приносят немалые доходы и другим нацкомпаниям, деньги которых также служат мощной подпиткой крупных банков.



Нужно учесть также, что иностранные и казахстанские инвесторы, не говоря уже о миллионах перепуганных соотечественников, наконец-то всерьез оценили опасность растущих политических рисков — в первую очередь смены правящего режима, терроризма и массовых волнений на грани самой настоящей революции, приступив к выводу капиталов за рубеж. Массовый отток капиталов из страны вынудит Нацбанк из последних сил пополнять скудеющую ликвидность в банковском секторе, что в итоге приведет центральный банк к убыткам и обращению за поддержкой из бюджета.



Ну а если в ближайшее время вновь резко снизятся цены на нефть и металлы, экспортируемые из Казахстана, то нашу экономику и банковский сектор вряд ли спасут даже те $20 млрд из Нацфонда, на которые все еще рассчитывают в Нацбанке. Девальвация же казахстанской валюты до уровня как минимум 170—180 тенге за доллар с одновременным банкротством нескольких системообразующих банков и «замораживанием» вкладов их клиентов, а также введением специального валютного режима при таком печальном раскладе совсем не кажется фантастическим сюжетом.



Еще один «минус» государству



От прогнозов на грустное будущее перейдем к не менее пессимистичному настоящему банковского сектора, в котором центральная роль отведена сейчас национализированному «БТА Банку».



После того как по нему «отстрелялись» международные рейтинговые агентства, наступил черед «Эксперт РА Казахстан». Это агентство снизило рейтинг кредитоспособности банка с уровня «В+» до «С+», соответствующего преддефолтному, очень низкому уровню кредитоспособности. Заодно к этой же планке опустились и рейтинги сразу 9 выпусков облигаций банка.



Аналитики агентства мотивировали свое решение высокой вероятностью наступления условий, при которых банк не сможет самостоятельно отвечать по своим обязательствам, и отсутствием уверенности в достаточной поддержке БТА его ключевым акционером — ФНБ «Самрук-Казына». Кроме того, генеральный директор агентства Адиль Мамажанов заявил в пресс-релизе на эту тему, что «отсутствие четкого плана развития, удовлетворяющего основных акционеров банка, существенно ограничивает вероятность поддержки Банка и с их стороны. Перспективы развития БТА Банка без докапитализации и/или реструктуризации его обязательств представляются неопределенными».



Среди других негативных факторов в «Эксперт РА Казахстан» указали на отрицательный собственный капитал банка, «чрезвычайно низкое и продолжающее ухудшаться качество ссудного портфеля», убыточность бизнеса (размер убытка достиг за 9 месяцев 3,7% от активов) и существенные разрывы ликвидности по всем срокам за исключением «до востребования».



Кроме того, к негативу аналитики агентства отнесли низкую диверсификацию ресурсной базы по клиентам, высокую отраслевую концентрацию ссудного портфеля и ухудшение конкурентной позиции «БТА Банка». В позитиве оказались его разветвленная филиальная сеть, высокое качество портфеля ценных бумаг и «высокое покрытие внебалансовых рисков кредитного характера высоколиквидными активами».



А биржевое агентство «Ирбис» опросило финансовых аналитиков на тему успешности поиска инвесторов для «БТА Банка» его ключевым акционером — ФНБ «Самрук-Казына» и получило довольно неутешительные отклики.



Карлыгаш Сармасаева из «Сентрас Секьюритиз» констатировала, что «в условиях дефицита адекватной транспарентной информации» весьма сложно строить прогнозы «относительно вероятного стратегического партнера». Она также указала на неважное финансовое состояние банка и вероятность поддержки со стороны ФНБ до тех пор, пока такой партнер не будет найден.



Екатерина Карцева, заместитель председателя правления Unicorn IFC, также отметила, что если стратегический инвестор для банка не будет найден, то текущая структура его акционеров особо не изменится. А судить о привлекательности БТА вряд ли можно, пока «финансовое состояние БТА не начнет демонстрировать позитивную динамику, что указывало бы на сохранение рентабельной стратегии в долгосрочном периоде после реструктуризации».



Позицию же ФНБ сформулировал для «Ирбиса» Юрий Черкасов, руководитель пресс-службы госхолдинга, заявивший следующее: «В настоящее время фондом «Самрук-Казына» рассматриваются различные сценарии развития деятельности АО «БТА Банк». Перед менеджментом банка поставлена задача представить бизнес-план дальнейшего развития бизнеса с учетом интересов потенциальных инвесторов. Работа по поиску инвесторов будет продолжена». Таким образом, в очередной раз в госхолдинге утверждают, что вариант банкротства «БТА Банка» не рассматривается, о чем, кстати, на днях заявил и управляющий директор ФНБ «Самрук-Казына» Питер Хауз.



Среди других новостей от «БТА Банка» отметим значительную перетряску его топ-менеджмента. В соответствии с решением совета директоров были прекращены полномочия двух заместителей председателя правления — Фархада Карагусова и Берика Отемурата, а также члена этой руководящей структуры в ранге управляющего директора Мурата Алькенова. Его сменит на этом посту Арман Шакенов.



Примечательно, что г-н Карагусов, сын экс-депутата Гульжан Карагусовой, проработал на этом посту лишь месяц, так как был назначен в начале ноября, когда его мама еще занимала кресло мажилисвумен. Впрочем, вполне возможно, что как раз таки хорошо информированная о намерениях Акорды г-жа Карагусова и посоветовала своему сыну в срочном порядке покинуть банк, дабы он не попал затем в состав очередной ОПГ.



С другой стороны, наши источники говорят и о том, что у нынешнего главы «БТА Банка» — Марата Заирова — складываются непростые отношения с его подчиненными, усилиями которых вроде бы и появилась на YouTube запись с признаками явно неадекватного поведения их шефа, зафиксированного на видео. Правда, в качестве уважительной причины для такого поведения указывается и возможная усталость г-на Заирова после перелета из Астаны прямо перед встречей с журналистами.



Немного позитива



Среди редких сейчас хороших новостей для нашего банковского сектора укажем на сообщение агентства Standard & Poor's, обновившего свою методологию присвоения рейтингов банкам. Оценка S&P охватывает 11 казахстанских банков, но при этом изменений в рейтингах не произошло у «Альянс Банка», дочернего «HSBC Банк Казахстан», Delta Bank, «Казинвестбанка» и «Темiрбанка».



Из тех банков, которым повезло, почти одновременно откликнулись «Казком», «Народный» и «Евразийский». Первый из них сообщил о повышении его долгосрочного кредитного рейтинга с уровня «В» до «В+», краткосрочного — с «С» до «В». У «Народного» поднялся долгосрочный рейтинг с «В+» до «ВВ», у «Евразийского» — с «В» до «В+», а также рейтинг по национальной шкале — с «kzBB+» до «kzBBB».



Кроме того, в агентстве пересмотрели прогноз по рейтингам AsiaCredit Bank, «Нурбанка» и «Цеснабанка» с «негативного» на «стабильный», при этом последнему был повышен рейтинг по национальной шкале с «kzBB» до «kzBB+».



Забыт навечно?



В попытке услышать хоть что-нибудь о намерениях власти по поводу будущего банковского сектора мы внимательно выслушали выступление главы государства на торжественном собрании в Астане, посвященном 20-летию независимости. Увы, президент Казахстана в очередной раз обошел тему будущего банковского сектора, кстати, загнанного в нынешний тупик не только по причине финансового кризиса, но и национализацией ведущих банков вместе с февральской девальвацией 2009 года, отмашку которым дали в Акорде.



Из финансовой тематики, озвученной в выступлении президента, укажем на заявление спикера о том, что с 1993 года, когда «у нас не было 500 миллионов долларов, которые позволили бы внедрить национальную валюту», золотовалютные резервы Нацбанка вместе с активами Нацфонда приблизились к $80 млрд. Тем не менее прогноз Акорды на ближайшее будущее весьма неутешителен — «никому не удастся остаться тихой гаванью в бушующем море глобальных катаклизмов», а посему «нас тоже ожидают непростые времена».



Не оказалось банковского сектора и среди тех 5 «родников», которые «будут питать и укреплять нашу независимость в настоящем и грядущем». В этот список вошли единство народа, индустриализация, инновации, активное участие в региональных и глобальных интеграционных процессах, справедливые соцзащита, системы образования и здравоохранения, молодежная и жилищная политика.



Зато глава государства отчего-то вновь обратился к мировому сообществу, напомнив о своей инициативе реформы мировой финансовой системы и призвав его к созданию новой площадки для поиска глобальных антикризисных решений — «Проект G-Global» на базе Астанинского экономического форума.



Кроме того, он заявил об инициативе проведения в следующем году Всемирной антикризисной конференции, на которой мог бы быть выработан план мировых реформ в качестве основы антикризисного плана ООН. Почему именно ООН должна заниматься борьбой с кризисом, в то время как этим уполномочены заниматься МВФ и Всемирный банк, осталось непонятным.



Акции банков не «уходят»



Среди текущих новостей банковского сектора последних дней уходящего года в первую очередь укажем на информацию биржевиков о том, что размещение простых акций «Цеснабанка», проводившееся в торговой системе KASE, так и не состоялось. Объем размещения составлял почти 188 тысяч акций, или 0,7% от количества размещенных акций при цене продажи 1 тысяча тенге за бумагу. Кстати, акционеры «Цеснабанка» встретятся на внеочередном общем собрании 12 января следующего года, чтобы принять решение об увеличении количества его простых акций на 50 млн штук.



Несостоявшимися были признаны и специализированные торги по выкупу привилегированных и конвертируемых привилегированных акций «Народного банка Казахстана». К выкупу было предложено соответственно 70,5 млн и 67,4 млн «префов» при индикативной цене отсечения 145,0 тенге за бумагу, тогда как в заявках на продажу средневзвешенная цена составила 269,72 тенге и 377,99 тенге. По этой причине эмитент акций, то есть банк, уведомил KASE о том, что в удовлетворении встречных заявок им отказано, а биржевики объявили несостоявшимися специализированные торги.



Новых внешних заимствований и дефолтов у банков по их долговым обязательствам не было. «Казкоммерцбанк» перечислил инвесторам крупную сумму купонного вознаграждения в $10,6 млн по своим 10-летним облигациям, предложенным рынку в июне 2007 года на $250 млн. «Евразийский банк» погасил свои 7-летние облигации, выпущенные в декабре 2004 года, выплатив напоследок инвесторам основной долг в сумме более



1 млрд тенге и заключительное купонное вознаграждение в 39,5 млн тенге. Дочерний «Банк ВТБ (Казахстан)» выплатил купон по внутренним бондам на 447,5 млн тенге, «Казкоммерцбанк» — на 237,5 млн тенге, «Казинвестбанк» — на 64,6 млн тенге.



Из кадровых новостей отметим появление в составе правления «Казкоммерцбанка» нового его члена — 34-летнего Рустама Набирова, который в ранге управляю­щего директора будет курировать риск-менеджмент. Внимание в его биографии привлекло то обстоятельство, что он закончил один и тот же факультет международных отношений КазНУ им. аль-Фараби вместе с другим членом правления — Магжаном Ауэзовым, а затем трудился с ним вместе в «ABN Amro Банк Казахстан», откуда и пришел вслед за г-ном Ауэзовым в «Казком». По этой причине назначение г-на Набирова можно расценивать как укрепление позиций г-на Ауэзова в правлении, где большинство членов, включая и председателя Нину Жусупову, являются выпускниками Алматинского института народного хозяйства, переименованного затем в Казахский государственный экономический университет, Казахскую гос­академию управления, и наконец, в Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова.



Согласование у регулятора прошли кандидатуры Дины Чектыбаевой, члена правления дочернего «Альфа-Банка», Алии Карпыковой, занявшей аналогичный пост в «Народном банке Казахстана», Павла Гашковца, управляющего директора «АТФ­Банка», Мурата Алькенова, члена правления и управляющего директора «БТА Банка», и двух руководителей Delta Bank — Галины Шалгимбаевой, председателя совета директоров, и Нурбола Самзаева, возглавившего правление. Кстати, в последнем банке, переживающем своего рода кадровую революцию, совет директоров решил досрочно прекратить полномочия члена правления Маржан Касеновой на основании поданного ею заявления.



Управляющий директор «Альянс Банка» Жайдаржан Затаев через «Панораму» опроверг заявление агентства Fitch о нерыночной оценке пула проблемных розничных кредитов, проданного банком инвесторам за 14 млрд тенге. Признав, что сделка и в самом деле была трудной в плане оценки, он сообщил о привлечении к ней в качестве оценщиков как международного аудитора, входящего в «Большую четверку», так и двух отечественных компаний, а также зарубежных юридических фирм. Также были соблюдены и все обязательства, принятые по итогам реструктуризации обязательств банка, в части корпоративного управления.



Антимонопольщики приняли решение о сохранении за государством доли в 50% плюс 1 акция в капитале Казахстанской ипотечной компании, тогда как остальная доля должна быть «передана в рынок».



В заключение заметим, что среди «конечных» владельцев банков, получивших государственные награды и юбилейные медали в преддверии минувшего праздника из рук главы государства в Акорде, были замечены министр обороны Адильбек Джаксыбеков («Цеснабанк»), акционеры ENRC Александр Машкевич и Фаттах Шодиев («Евразийский банк»). Награжденным оказался и председатель Нацбанка Григорий Марченко, а также премьер-министр Карим Масимов, которому приписывается контроль над «Казкоммерцбанком». Вернувшись в Алматы, уже сам г-н Марченко вручил юбилейную медаль двум ветеранам банковского сектора — Даулету Сембаеву и Серику Аханову.



Аналитики Всемирного экономического форума поставили нашу страну на 46-ю позицию в рейтинге финансовой стабильности по итогам уходящего года. Условия институциональной среды, по которым нам досталась 52-я позиция, остаются наиболее слабыми в части либерализации финансового сектора (52), корпоративного управления (49), а также правовых и нормативных вопросов (53). Все банковские финансовые услуги в нашей стране получили 50-ю позицию, а доступ к финансовым ресурсам — 55-ю. Ситуация могла бы быть еще хуже, если бы не высокие места по показателям отношения секьюритизированного долга к ВВП (6), реальному росту прямых страховых премий (5) и уровню объемов сделок слияний и поглощений к ВВП (5), а также по качеству небанковских финансовых услуг (22). Возглавили же рейтинг Гонконг, США и Великобритания. Россия оказалась 39-й, тогда как Украина — 54-й.



Тенге спокойствия не гарантирует



Население не верит в нацвалюту, стабильность по-назарбаевски, и усиленно скупает доллары, евро и фунты.



О сюрпризе к Нового году сообщили аналитики казахстанского Национального банка. Из их данных о состоянии рынка наличной инвалюты в ноябре выясняется, что скупка населением долларов достигла своего месячного максимума начиная с преддевальвационного января 2009 года — $2 млрд 11 млн — на 4,5% больше по сравнению с октябрем. Причем продажи долларов последовательно росли с августа, что и неудивительно — ведь внутриполитическая напряженность в Казахстане усиливалась буквально по часам, взорвавшись трагедией в Жанаозене!



Наличной европейской валюты клиенты обменных пунктов приобрели в ноябре больше на 27,4%, до 135 млн евро, российской — на 9,9%, до 3 млрд 222 млн рублей, и британской — на 20%, до 6 млн фунтов. Исключение составила лишь китайская валюта, которой население купило в объеме 16 млн юаней — на 15,8% меньше по сравнению с октябрем. Оно и понятно — желающие покинуть Казахстан, где внутренняя ситуация значительно обострилась к концу года, вряд ли намереваются осесть в Китае, где, кстати, в этом году также прошла волна массовых беспорядков.



В обратном направлении, то есть в обменные пункты, за последний месяц осени было продано американской валюты на $596 млн со снижением к октябрю на 1,2%, единой европейской — 62 млн евро с приростом на 12,7%, российской — 1 млрд 638 млн (16%), британской — 3 млн фунтов (50%), китайской — 17 млн юаней (13,3%).



Примечательно, что в то время как казахстанцы явно не ставят на китайскую валюту, на самом деле в прошлую пятницу, 16 декабря, ее курс к доллару достиг исторического рекорда — 6,3294 юаня. Произошло это явление в силу интервенций центрального банка КНР, продавшего значительные объемы долларов на внутреннем рынке. В принципе, официальный Пекин можно понять — ведь США уже не раз грозили своему азиатскому партнеру применить к нему жесткие санкции в случае, если юань не будет укрепляться против доллара.



Что касается единой европейской валюты, заметно ослабевшей в конце года против доллара, то главный валютный стратег американского инвестбанка Morgan Stanley Ханс Редекер предсказывает: евро снизится в первом полугодии наступающего нового года до уровня $1,2 по причине бегства инвесторов из этой единой валюты. Он рекомендовал инвестировать в австралийский доллар и азиатские валюты.



Источник: Газета "Голос Республики" №46 (222) от 23 декабря 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий