16.06.2009

Кризис хорошему приему не помеха?


Автор: Ксения БОНДАЛ
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Сразу три события: встречу представителей азиатских и европейских стран, совещание министров и подписание меморандума о сотрудничестве между Казахстаном и Европейским союзом по развитию евроазиатского транзита – вместила в себя V Евроазиатская автотранспортная конференция «Возрождение Великого Шелкового пути: от замысла к воплощению», прошедшая в Алматы.
More...
Судя по всему, событие для Казахстана стало больше имиджевым, чем поворотным, в принятии новых решений.
Разразившийся в стране и в мире кризис не помешал власти с помпой принять представителей 42 стран, в том числе Афганистана, Ирана, Польши, Словакии, Турции, Греции, Китая, Мексики, в одной из самых дорогих гостиниц города. Несмотря на всю значимость события, было очевидно, что озвученные решения о сотрудничестве между странами Центрально-Азиатского, Средне-Азиатского регионов и Евросоюзом в сфере автотранспорта были приняты задолго до встречи в Алматы. Ничего зазорного в этом, конечно, нет, но, может быть, стоило нашему правительству в разгар кризиса быть хоть немного скромнее?

А большую часть заняли

Еще в начале прошлого года Нурсултан Назарбаев говорил о том, что Казахстан поддержит строительство дороги Западная Европа — Западный Китай (протяженность по территории страны 2787 км ), и даже спад в экономике не помешал воплощению амбициозных планов президента. Еще бы, у Казахстана ведь нет прямого выхода к морям, а значит, развитие сети автотранспортных коридоров просто необходимо для эффективного функционирования внешней торговли.

- Сегодня доставка грузов из Европы в Азию занимает 45 суток, а эта дорога позволит сделать это за 10 суток, — рассказал министр транспорта и коммуникации Абельгази Кусаинов.- Это большая выгода для предпринимателей. Каждый день задержки груза в пути снижает на 1% его стоимость, показывают данные Всемирного банка.

Но для того чтобы снизить убытки предпринимателям, придется немало вложиться. Стоимость казахстанской части дороги составляет $7,5 млрд. Как рассказал «Республике» министр Кусаинов, 85% от этой суммы составят привлеченные средства и только 15% — бюджетные. Кредиторами строительства выступают Всемирный банк, Евразийский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский и Японский банки. Доля банковского финансирования строительства коридора составляет $3,5 млрд. Из казахстанского бюджета уже освоено 700 млн тенге. Оставшиеся средства Минтранском планирует привлечь от частных инвесторов, которыми, возможно, окажутся транспортные компании.

По информации г-на Кусаинова, сейчас готовится самое крупное соглашение — с Всемирным банком на сумму $2,1 млрд и в этом году оно должно быть ратифицировано. Параллельно ведется работа с Исламским и Японским банками, но объемы финансирования по ним небольшие, уточнил министр.

На вопрос, сократились ли вложения в проект со стороны государства, г-н Кусаинов заметил, что «по дорожному сектору сокращений нет».

- Нам еще и добавили дополнительные бюджетные средства, и мы будем ремонтировать местную сеть (дорог — ред.). На местную сеть было выделено 49,9 миллиарда тенге. Это очень серьезная сумма. Вот что такое кризис! И вообще для нас это очень хорошо, — заключил он.

Дороги стали дороже

В результате закрытого для прессы совещания министров было сформировано общее заявление, согласно которому странам-подписантам «необходимо упростить работу автомобильного транспорта для того, чтобы оздоровить экономики стран за счет осуществления конвенции ООН в области международного автомобильного транспорта, правил ВТО в отношении свободы транзита, внедрения новейших транспортных технологий, устранения барьеров законодательного и налогового характера, препятствующих бесперебойной международной переправке грузов» и т.д.

Однако проект рассчитан не только на автотранспортные пути. Чтобы связь между Европой и Азией была еще крепче, планируется «модернизировать аэропортную и морскую инфраструктуру», сообщил Абельгази Кусаинов. По его словам, в Казахстане только морпорт Актау соответствует международным техническим стандартам. На сегодняшний день через него ввозится в страну 10 млн тонн грузов в год.

- В северном направлении сейчас идет расширение. Через порт будет переваливаться 23 миллиона тонн грузов, — поделился он планами. — Про аэропорты. Из 21, имеющегося в Казахстане, 10 аэропортов отвечают современным требованиям. Продолжается реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропорту Кызылорды, завершается ремонт аэропорта в Актау.

По данным министра, на поддержание и строительство новых дорог из бюджета ежегодно выделяется около $1 млрд, на развитие порта Актау — свыше $100 млн, на аэропорты — до 7 млрд тенге.

Мифа больше нет

Главным итогом встречи в Алматы стало развенчивание мифа о том, что в Азии существуют проблемы с дорожной инфраструктурой, считает глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) в регионе СНГ Игорь Рунов.

- Мы доказали, что большинство проблем рукотворные или регулятивные. Но от этого они не становятся менее ощутимыми, а наоборот — каменными, — заявил он. — 40% времени перевозчик тратит на то, чтобы пересечь границы. Размеры официальных и неофициальных поборов сравнимы с фрахтом. О каком рынке может идти речь?

Для ликвидации этих проблем нужны не многомиллиардные инвестиции, а политическая воля стран, заметил он. Чтобы помочь региону, МСАТ разработал доклад и в ближайшее время планирует завершить разработку «дорожной карты» — перечня мероприятий, которые необходимо реализовать на национальном и международном уровнях для преодоления тех самых рукотворных проблем, рассказал г-н Рунов.

МСАТ уже подписал ряд соглашений со странами Центрально-Азиатского региона, специально направленных на развитие евроазиатских транспортных связей. Одновременно с этим союз проводит работу по многосторонним соглашениям. В качестве примера г-н Рунов привел работу с Организацией черноморского экономического сотрудничества и с Шанхайской организации сотрудничества. Несмотря на разный состав участников, обе организации занимаются, по существу, одним: пытаются разработать механику разрешения перевозок, которая пришла на место устаревшей системе двусторонних отношений.

...На правах хозяина меморандум о сотрудничестве в сфере транспортного транзита с Евросоюзом подписал Казахстан. Наверное, это стало единственным значимым событием нынешней транспортной конференции. Следующая встреча в рамках создания автокоридора Западная Европа — Западный Китай состоится через 2 года в Грузии.

0 коммент.:

Отправить комментарий