16.06.2009

Рeмейк Нацбанку не удался


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Девальвация тенге, вопреки обещаниям Нацбанка, правительства и другого официоза, не помогла остановить экспансию в Казахстан российских и украинских потребительских товаров. Данные Агентства РК по статистике за январь – апрель текущего года, которые в свою очередь опираются на сведения таможенников, показывают, что идет обратный процесс.

More...
Наши власти явно понадеялись на повторение положительного эффекта предыдущей девальвации в апреле 1999 года, после которой конкурентоспособность отечественных производителей заметно возросла. Однако надеждам этим не суждено было сбыться — во всяком случае цифры говорят обратное.

Россия по-прежнему лидирует среди импортеров, поскольку на ее долю приходится 29,9% от общего объема ввезенных в Казахстан товаров за январь — апрель. Украина (8,5%) идет третьей, уступая Китаю (16,9%). Для сравнения: доля России в казахстанском экспорте за первую треть года составила 9%, а Украины — 3%.

Между тем в канун девальвации, то есть по данным за январь текущего года, доля России в казахстанском импорте была на уровне в 28,1%, Украины — 7,9%, а в экспорте из нашей страны — соответственно 9,7 и 7,4%. Таким образом, можно утверждать, что февральская девальвация тенге лишь подхлестнула экспансию российских и украинских производителей в Казахстан, заодно нанеся серьезный удар по отечественным экспортерам, ориентирующимся на эти страны, — ведь их финансовые ресурсы были подорваны одномоментным обесценением нашей валюты.

Надо полагать, что подобный расклад статистиков вполне мог бы стать предметом пристального изучения не только руководства страны и Совета безопасности, но и соответствующих правоохранительных органов. Впрочем, без указания главы государства, одобрившего девальвацию тенге, подобное расследование вряд ли возможно.

Заметно ухудшилась после девальвации и товарная структура экспорта из Казахстана, доля минеральных продуктов в котором поднялась с 69,8% по итогам января до 70,8% за первую треть года. Правда, снизилась доля недрагоценных металлов и изделий из них — с 15,9 до 13,9%, продтоваров и сырья для их производства (с 5,7 до 4,6%), и выросла доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов — с 0,9 до 1,4%. Зато в импорте в Казахстан доля последних опустилась с 37,1 до 35,3%, а доля продтоваров и сырья для их производства увеличилась с 8,1 до 8,5%.

К тому же темпы сокращения экспорта все еще значительно превышают аналогичный показатель для импорта. Так, за первую треть года объем экспорта из нашей страны уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наполовину, точнее, на 49,8%, до $10 млрд 805,2 млн, а импорта — всего на 16,3%, до $8 млрд 436,2 млн. В итоге значительно сократилось внешнеторговое сальдо — с $11 млрд 438,2 млн до $2 млрд 369 млн, то есть в 4,8 раза!

Кстати, за последним показателем по-прежнему нужно внимательно следить, поскольку от его размера зависит, как скоро Нацбанк начнет вводить ограничения на валютном рынке — ведь если приток инвалюты в страну сойдет на нет, то нужно будет регулировать и ее отток!

Но пока, даже после недавнего повышения цен на нефть на мировых рынках, дело идет к тому, что Нацбанку нужно готовиться к худшему — ведь каждый месяц происходит очередное снижение размера сальдо внешней торговли. Как уже сообщала «Республика», в марте этот показатель, определяемый как разница между объемами экспорта и импорта, оказался в 1,4 раза ниже февральского результата — соответственно $527,9 млн и 750,8 млн.

По итогам апреля экспорт по сравнению с мартом увеличился на 2,9%, до $2 млрд 788,9 млн, в том числе в страны СНГ — на 5,7%, до $493,8 млн, а в «дальнее» зарубежье — на 2,3%, до $2 млрд 295,1 млн. Импорт же в апреле вырос на 12,3%, до $2 млрд 450,7 млн, в том числе из стран СНГ — на 5,7%, до $1 млрд 11,0 млн, а из «дальнего» зарубежья — на 17,4%, до $1 млрд 439,7 млн.

В результате общий размер внешнеторгового сальдо Казахстана за апрель составил $338,2 млн — в 1,6 раза ниже итога за март и в 2,2 раза по сравнению с февралем. А сальдо в торговле со странами СНГ оказалось отрицательным в минус $517,2 млн, тогда как со странами «дальнего» зарубежья — положительным — $855,4 млн.

0 коммент.:

Отправить комментарий