28.09.2009
Врачи «скорой» просят помощи
Автор: Лариса ШТАБА
Фото: Андрей ХАЛИН
Работа врача станции скорой помощи Алматы официально перестала входить в категорию «повышенной сложности». Теперь «спасители» вместо 36 часов в неделю должны работать 40. Недоумевающие медики, не добившись внятных объяснений от начальства и бухгалтеров, стали обращаться в газеты.
More...
Мы попытались разобраться в причинах нововведения.
Обратились к главному врачу ГККП «Станция скорой медицинской помощи» Айгерим Берденовой. Она объяснила перемены в графике работы письмом из управления здравоохранения акимата Алматы, полученным в феврале 2009 года (запомним дату).
Необыкновенная легкость «неотложки»
«В связи с обращениями работников медицинских организаций по вопросу продолжительности рабочего времени, Управление здравоохранения города Алматы дает следующее разъяснение, — говорится в письме №03–17–520, хотя ни о каких обращениях сами медики тогда еще не слышали. — При расчете продолжительности ежедневной работы для врачебного, среднего и младшего медицинского персонала необходимо строго руководствоваться Трудовым Кодексом Республики Казахстан и Списком производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 31.07.2007 года №182».
Медики взяли этот самый список опасных работ и производств и убедились: в «льготные» по времени работы категории почему-то вошли только диспетчеры и старшие врачи «скорой». А врачебный, средний и младший медицинский персонал, оказывается, обязан работать как все — 40 часов в неделю.
То есть именно те, кто выезжает по вызовам к больным, кто оказывает первую медицинскую помощь, от кого зависит жизнь людей, — они в категорию «льготников» не попали, потому что кто-то на верху решил, что их работа не сопряжена с трудностями и опасностями, а следовательно, не подлежит дополнительной оплате.
Однако есть еще один документ — приложение №6 к постановлению правительства РК от 29.12.2007 года №1400, где работа станции скорой помощи оценивается как «работа с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда». Получается, правительство еще в 2007 году считало работу врачей скорой помощи вредной, а подразделение акимата — управление здравоохранения — эту же работу в 2009 году таковой уже не считает.
- Я уверена, что это несправедливо, — говорит Айгерим Берденова, — фтизиатры, инфекционисты — все они получают определенные доплаты за вредность, а у нас — скорая помощь. Ведь мы имеем дело с теми же инфекционными заболеваниями, туберкулезом, ВИЧ-инфицированными. У нас хватает всяких «вредностей»! Но вредным производством наша работа не считается.
С правительственной трибуны не так давно провозгласили: медикам повысили заработную плату аж на 40%. Повысили, но процент начисляется от «голого» должностного оклада и, соответственно, составляет мизерные суммы. Зато добавили количество рабочих часов, тем самым снизив стоимость рабочего часа. В итоге за ту же ставку медикам «скорой» теперь приходится отрабатывать большее количество часов.
Такое уже было
Почему возникла подобная проблема с начислением заработной платы и как она решалась раньше? Этот вопрос мы решили задать человеку, который посвятил медицине 40 лет жизни, причем больше десяти из них — Алматинской станции скорой медицинской помощи, бывшему главному врачу «скорой» Юрию Волкову.
- У нас есть постановление кабинета министров по начислению заработной платы всем государственным предприятиям и учреждениям — по нему мы четко работали, — рассказал он. — Даже в этом году Айгерим Абеновна (нынешний главврач «скорой» — ред.) подавала документы и расчеты по зарплате — все прошло.
Юрий Волков предположил, что эта ситуация связана с экономическим кризисом.
- Когда нужно искать где-то деньги, тогда начинают экономить на зарплате бюджетников, — сказал он.
Игорь Борисович припомнил, что нечто похожее было в 1998 году. Тогда кабинет министров Казахстана издал постановление, в котором значилось: «сократить административные расходы на 15%». Всех главных врачей вызвали в «горфин» и потребовали: «как хотите, а все свои штатные расписания на 15% сократите»! И пришлось сокращать.
- Для скорой помощи всегда рабочий день был короче в связи с тяжелыми и опасными условиями труда. На каком основании это отменено сегодня — не знаю, но думаю, что это сделано для того, чтоб сократить бюджетные расходы, — считает врач.
С миру по нитке
Почему же с июля 2007 года — в течение двух лет — никто о приказе Минтруда РК не вспоминал? И почему добавочные рабочие часы ввели только в мае нынешнего года, а не в феврале, когда было послано письмо из горздрава? До мая оплата работы медперсонала шла в прежнем режиме, а затем ее пересмотрели. Но ведь бюджет этого года был заложен в конце прошлого, и средства на зарплату — в прежнем объеме — давно выделены. На эти вопросы никто медикам ответов так и не дал. Тогда они сами стали выдвигать разные версии.
Например, некоторые врачи скорой помощи увязывают снижение оплаты своего рабочего времени с открытием в мае в Алматы новой городской подстанции №8. На эту мысль их наводят некоторые особенности формирования подстанции. Было объявлено, что это отделение скорой помощи обошлось городскому бюджету более чем в 97 млн тенге. Но, со слов медиков, оборудование для подстанции практически не приобреталось, а было заимствовано на семи других действующих: по одной машине вместе с водителем и бригадой врачей были переброшены на восьмую подстанцию. Заселили «восьмерку» в отнюдь не новое здание, находящееся в микрорайоне Калкаман.
Это, повторим, только версии. Факт же в том, что бюджет Казахстана, похоже, начал экономить на копеечных зарплатах медиков. И вот эта тенденция весьма настораживает.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий