20.10.2009

Россия втянулась в турецкую трубу


Автор: Дмитрий КОПТЕВ

Россия окончательно вписалась в проект турецкого нефтепровода Самсун – Джейхан. Соответствующие соглашения были подписаны в понедельник в Милане. Российскую сторону представляют «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот». Кроме того, в проекте участвуют итальянская Eni и турецкая группа Calik.
More...
Свою часть обязательств выполнит и Турция – во вторник Анкара официально разрешит строительство газопровода South Stream.

Переговоры в Милане проходили на крайне серьезном уровне. Кроме глав названных выше компаний, там присутствовали вице-премьер РФ Игорь Сечин, министры энергетики России и Турции Сергей Шматко и Танер Йылдыз, а также министр экономического развития Италии Клаудио Скайола. В Милан они прибыли не только для того, чтобы придать церемонии подписания менеджерами компаний меморандума о взаимопонимании толику светского блеска. Пока бизнесмены готовили свой документ, политики выпустили свой.

В совместном заявлении Сечин, Шматко, Йылдыз и Скайола не только констатировали «превосходный уровень» сотрудничества между правительствами трех стран, особенно в сфере энергетики, но и дали определенные гарантии того, что этот уровень будет оставаться таковым и далее. По крайней мере, в отношении турецкого нефтепровода подписанты гарантировали «стабильную и сбалансированную регулятивную базу», сообщала пресс-служба Eni.

Правда, говорить, что все вопросы разрешены, все же рано. Подписанный меморандум посвящен как раз одному из них, а именно — объему нефти, который Россия будет поставлять в строящийся нефтепровод. Это, собственно, ключевой вопрос. Российские компании для остальных участников проекта интересны исключительно как поставщики сырья, без которого нефтепровод теряет всякий смысл. Поэтому сейчас основные дискуссии будут вестись вокруг условий, на которых «Роснефть» со товарищи вольется в коллектив строителей трубы Самсун — Джейхан.

Итальянцы и турки, само собой, будут настаивать на получении гарантий того, что поставляемые объемы будут достаточными для обеспечения экономической состоятельности проекта (об этом, судя по сообщению Eni, говорится и в подписанном сегодня меморандуме). Российские же компании никогда этот маршрут в качестве приоритетного не рассматривали. Напротив, до недавнего времени в нефтяной тусовке считалось хорошим тоном отзываться о турецком проекте с пренебрежением — дескать, этой трубе суждено лежать пустой.

Так бы оно и было — никакой другой серьезной нефти, кроме российской, на Черном море нет. Однако очень кстати для Анкары у России вышел конфликт с Украиной на почве газа, в результате чего в Москве озаботились строительством обходных газовых путей — двух подводных газопроводов, Nord Stream и South Stream. В обмен на разрешение последнему пройти по турецкой территории российские компании и воспылали внезапной страстью к маршруту Самсун — Джейхан.

Увязка двух проектов, о которой «Республика» неоднократно писала, на этой неделе окончательно стала очевидной. Ничем другим объяснить совпадение по времени подписания меморандума по Самсун — Джейхан и официального одобрения турецкой стороной планов строительства South Stream в своих территориальных водах попросту невозможно. Более того, хотя, как заявил Танер Йылдыз, официальная передача разрешительной документации состоится только во вторник, бумаги уже переданы им Игорю Сечину, так сказать, в неофициальном порядке.

Впрочем, дружба дружбой, а табачок, то есть газ, врозь. Несмотря на взаимные реверансы, Турция вовсе не собирается ставить все на одну российскую карту. Как стало известно в конце минувшей недели, французская GdF Suez, ранее заявлявшая о намерении влиться в South Stream, передумала и решила инвестировать в Nabucco. Произошло это после того, как Турция сняла свои возражения против присутствия в этом проекте французских компаний, выдвинутые в обмен на признание французским парламентом геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Сейчас, как выразился глава GdF Жерар Местралье, «трудности политического плана устранены». Вместе с трудностями был устранен и глава газового холдинга Botas, представляющего в консорциуме Nabucco Турцию, Салтук Дюзйол, отправленный в отставку ровно накануне заявления Местралье.

Правда, для South Stream тоже не все потеряно. Как уже сообщала «Республика», интерес к участию в строительстве этого газопровода проявляет другая французская фирма — EdF (подробнее об этом см. материал «Францию увлекли российские потоки»). Предполагается, что французский концерн получит не менее 10% акций этого проекта.

Кто в этих хитросплетениях выглядит лучше всех, так это Турция. У Анкары амбициозные планы — стать главным связующим звеном между азиатскими энергоресурсами и европейскими потребителями. И турецкие руководители демонстрируют изрядную гибкость. Ради великой цели можно закрыть глаза на французских парламентариев, признавших геноцид, и забыть о ехидных заявлениях российских нефтяников по поводу Самсун — Джейхан. Это, в конце концов, только слова. В нефти и газе они не слышны.

0 коммент.:

Отправить комментарий