27.11.2009

У связки "Кулибаев – Масимов" есть шансы


Автор: Евгения МАЖИТОВА

Поводом для этого интервью послужило письмо в московскую редакцию «Республики». В нем читатель поделился слухами о том, что Тимур Кулибаев – будущий премьер-министр, Карим Масимов уйдет в ФНБ «Самрук-Казына», а Григорий Марченко получит должность вице-премьера. О том, насколько реальны подобного рода слухи, мы решили расспросить экспертов.


«Недавно был в Астане, куда приезжал вместе с коллегами. Естественно, зашел разговор на эту тему, — в ответ на мои вопросы заметил генеральный директор ИАЦ МГУ Алексей Власов. — Так вот, те, кто общается с людьми из «КазМунайГаза», полагают, что это уже вопрос решенный, причем говорят, что он даже не просто будущий премьер, а, возможно, преемник. А те, кто общается с другими центрами силы в Казахстане, говорят: «Да нет, есть еще альтернативные варианты».По большому же счету, считает он, смена кабинета министров возможна, только если ближнему кругу Назарбаева действительно удалось убедить его в том, что страна успешно преодолела кризис.

За Кулибаева — 60%, против — 40%

- Алексей Викторович, Вы кандидатуру Тимура Кулибаева на пост премьер-министра Казахстана считаете реальной?

- Давайте в начале разговора оттолкнемся от одной фразы в письме, которое вы предлагаете мне прокомментировать. Фраза эта о том, что неким представителям политической элиты Казахстана, входящим в ближний круг президента, удалось убедить его в том, что стабилизация достигнута, кризис преодолен и теперь есть возможность без проблем сменить состав кабинета и ключевые фигуры в руководстве госхолдинга «Самрук-Казына».

Это очень важный момент, который косвенно свидетельствует о том, что автор письма действительно имеет представление о настроениях, царящих по крайней мере у определенной части политической элиты Казахстана. Точнее сказать, или они искренне верят в преодоление кризиса, или пытаются внушить это президенту. Но и в том, и в другом случае есть впечатление, что в какой-то мере им это удается.

А это означает, что под лозунгом «Кризис преодолен» вполне возможно изменить состав кабинета министров. Необходимо формирование новых ориентиров развития, и новые люди во главе кабмина, госхолдинга, в экономическом блоке правительства будут соответствовать логике этой задачи. То есть здесь формальное обоснование не под персоналии, допустим, Тимур Кулибаев или Умирзак Шукеев, а под изменившиеся экономические и социальные обстоятельства. Так что с этой точки зрения возможность изменения в кабинете министров, скажем так, превышает в процентной вероятности цифру в 50%.

Другой вопрос, будут ли сменены ключевые фигуры или все ограничится изменениями косметического характера? Такая точка зрения тоже существует. Я полагаю, что основные системные кадровые изменения последуют уже в начале 2010 года, когда тренд «с вещами на выход из кризиса» можно будет, что называется, «пощупать», а не пытаться его уловить, исходя лишь из замечательных отчетов, которые предоставляют «ноль первому» правительство и конкретно господин премьер-министр.

- То есть Вы предполагаете, что изменения будут в январе?

- Я считаю, что в декабре возможна косметическая замена некоторых министров или, допустим, вхождение г-на Марченко в кабинет министров, а вот в январе — феврале изменения будут носить более системный характер.

- Например?

- Вы заметили, как грамотно построена связка Кулибаев — Масимов — Марченко? Причем именно в той последовательности, в которой, как мне кажется, они и могли бы занять в случае кардинальных изменений в кабинете те места, которые автор письма и обозначил. Это логично.

Карим Масимов идет в «Самрук-Казыну». Я полагаю, что нет нужды объяснять, что лакомый кусок — это не только премьерское кресло, но и «Самрук-Казына». Это очевидно даже тем, кто далек от понимания политической ситуации в Казахстане. Достаточно почитать некоторые казахстанские газеты, чтобы понять смысл целенаправленной кампании, что развязана в отношении Кайрата Келимбетова. Она ведется не против него, а за его кресло, за самый привлекательный в Казахстане актив — ФНБ «Самрук-Казына».

Григорий Марченко, понятно, будет заниматься финансовой сферой.

А вот премьер, который будет курировать социалку... Есть все основания считать, что именно Тимур Кулибаев — будущий глава кабмина. И тем не менее я бы поставил здесь большой знак вопроса. Нужно ли ему это? Если обстановка в экономической сфере не столь блестяща, как об этом рапортуют президенту, то я бы на месте Кулибаева не пошел в премьер-министры (а эти люди все-таки осведомлены о реальном положении вещей). И вот именно это обстоятельство дает 40% вероятности, что Кулибаев не станет во главе правительства: нет резона в неопределенной социально-экономической ситуации.

- Вы полагаете, что Тимур Кулибаев недостаточно хорош для кресла премьера или должность эта малопривлекательна для него?

- Я полагаю, что он не одинок. Есть альтернативные кандидаты. Умирзак Шукеев, например. Вообще, мне кажется, судя по прессе, южане развернули очень грамотную и активную информационную кампанию и тоже, думаю, не прочь подсказать президенту, что уже давно созрел серьезный человек в правительстве, который как раз социалку вполне способен поднять. Я думаю, вы знаете имя этого человека. В этом смысле интересы Кулибаева — Масимова — Марченко и южан, как вы понимаете, существенно расходятся.

Президент верит в систему

- Что группы влияния могут противопоставить друг другу?

- Очевидно, что если действительно президенту с двух сторон доказывают целесообразность и необходимость концептуального изменения состава кабинета министров, то ему наверняка доказывают это в двух противоположных версиях. Обычно за этим следует отложенное решение, просто потому, что президент захотел бы, я думаю, взвесить и понять, кого именно все-таки предпочесть в качестве премьера.

Поэтому еще раз подчеркну, мне лично кажется, что декабрь не станет месяцем, когда такое решение будет окончательно принято. Но, с другой стороны, если Нурсултана Абишевича действительно убедили в том, что кризис преодолен (а у меня есть такое ощущение), он может решиться на перемену. И тогда связка Кулибаев — Масимов имеет, конечно, несколько больше шансов.

- Но разве тогда не вероятно повторение сценария развития событий с прежним назарбаевским зятем?

- С зятем ситуация повториться не может, потому что зять неповторим. Тимур человек вменяемый в том смысле, насколько вменяемость его определяется осторожностью и присущими ему подчеркнутой непубличностью, нежеланием общаться с прессой и несклонностью к эпатажным поступкам, кои качества отличали старшего зятя. Поэтому если речь идет о том, возможны ли конфликты по линии покушения на статус главы государства, покушения не в смысле физическом, а в смысле вытеснения, то думаю, что нынешняя расстановка сил ему ничем не грозит.

- А в чем особенность нынешней расстановки?

- Очень динамично меняется ситуация в ближнем круге президента, и потом все-таки существует несколько влиятельных центров сил, которые будут существовать вне зависимости от того, будет Тимур Кулибаев премьер-министром или не будет. Поэтому получить, так сказать, «контрольный пакет» вряд ли получится. Президент рассчитывает, что по законам его любимой методики равноудаленности групп влияния даже при назначении Кулибаева они не дадут ему усилиться настолько, чтобы представлять угрозу его власти.

- Между тем в Казахстане крепнет мнение, что президент определился наконец с преемником...

- Я думаю, что нет. По моим ощущениям, он не определился, причем просто потому, что с какого-то момента вообще перестал думать о том, кому передать власть. Мне кажется, что сегодня его действия как бы говорят: я нахожусь во главе государства, где создается некая система, которая и будет гарантировать беспроблемную передачу власти, а самое главное — того курса, который провожу.

- Вы говорите, что президент верит в систему, которую сам выстроил, однако читатель пишет, что консультации по кандидатуре Кулибаева на пост премьера проходят в Кремле...

- Я не очень понимаю, на основании чего такой вывод делается. Видимо, кому-то очень хочется показать, что руководство Казахстана столь сильно зависит от мнения Кремля. Но почему тогда в духе казахстанской многовекторности не согласовать эту кандидатуру одновременно в Брюсселе и Вашингтоне? Почему только в Москве? Как-то это ненормально, нарушение логики действий. Повторюсь, если и будет принято решение кардинально сменить состав кабмина, оно будет принято внутри ближнего круга президента.



Источник: "Голос Республики" №45 (180) от 27 ноября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий