27.11.2009

Госзаказ для СМИ – не панацея


Автор: Евгения ПЛАХИНА

Пилите, Шура, пилите. Это фраза могла бы стать слоганом завершившегося второго «Медиа­курултая». Большинство редакторов и журналистов, которым в руки попал микрофон, как мантру повторяли одно и то же волшебное слово – «госзаказ».
Впрочем, были не только причитания любителей госхалявы, цеховые проблемы тоже поднимались.

На «Медиакурултай» народ собрался достаточно разнокалиберный — от медиа-НПО до представителей пресс-служб крупных банков. Шикарная обстановка отеля Rixos располагала больше к разговорам о бизнесе, нежели о свободе слова, нелиберальном законе о СМИ, о котором было упомянуто лишь вскользь, и уж тем более о находящихся в заключении журналистах, закрытых телеканалах и газетах. Или, может, на таких мероприятиях не принято об этом разговаривать?

Огласите весь список

Надо отдать должное, в отличие от «Евразийского медиафорума» «Медиакурултай» был действительно посвящен проблемам отечественных средств массовой информации, а не каким-то абстрактным понятиям и не имеющим отношения к Казахстану событиям.

Президент «Казахстанского пресс-клуба» Асель Караулова особенно это подчеркнула, открывая медиатусовку, а разговор начала сразу с проблем.

- Журналисты, опрошенные MediaNet, а их более двухсот, отметили усиление влияния государства на контент посредством увеличения госзаказа, — привела г-жа Караулова результаты исследования Международного центра журналистики.

Cогласно результатам, журналисты все чаще стали применять самоцензуру:

- Цензуры у нас нет, но редакторы говорят, что и у них, и у журналистов возникает страх при подготовке каких-то проблемных материалов, потому что они боятся лишиться в том числе госзаказа.
Проблемы у журналистов возникают и с доступом к информации — по-прежнему сложно получить информацию у госструктур, сохраняется разный подход к так называемым государственным и оппозиционным СМИ. Все большие проблемы возникают и с законодательством, но на этом вопросе г-жа Караулова решила не останавливаться...

Экономический кризис заставил некоторые СМИ затянуть пояса — более 40% собственников СМИ сократили тиражи и штат сотрудников. Частично происходящее можно свалить на значительное сокращение рекламного рынка. Как в свою очередь рассказала генеральный директор «ТНС Галлап Медиа Азия» Татьяна Старцева, рекламный рынок сократился с $425,2 млн в 2008 году до $363,6 млн в 2009‑м. Меньше всего, по ее словам, пострадало телевидение.

Сюрприз от МКИ

Главным сюрпризом второго «Медиакурултая» стало присутствие на нем представителей Министерства культуры и информации. Причем вице-министр Газиз Телебаев приятно удивил публику своими прогрессивным взглядами (и не только тем, что читает «Республику»).
Одной из первых тем, которую поднял г-н Телебаев, стала именно диверсификация источников финансирования.

- На прошедшем позавчера и вчера Гражданском форуме представители НПО говорили о том, что они не имеют права пользоваться одним источником финансирования, каким бы замечательным он ни был. Нельзя полностью зависеть от международных организаций, рассчитывать на госзаказ или на деньги спонсоров, — заявил г-н Телебаев.

В свою очередь директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев напомнил, что негоже отделять медиабизнес от политики:

- Знаете, что меня немного смутило. На пленарном заседании мы делаем акцент на то, в каком примерно направлении будет развиваться информационное пространство. Многие озвученные сегодня идеи напоминают мне разговоры про то, как сделать одно колесо в машине красивее, — заметил политолог. — Информационное пространство Казахстана на 80% определяется политическим фактором, 20% — другими. Очень большое влияние на информационный контент оказывает глава государства. Он, по сути, режиссер...

Г-н Сатпаев напомнил также о репрессивных законопроектах, принятых в Казахстане в этом году, и резюмировал:

- СМИ, в отличие от других сегментов казахстанского общества, это мощное оружие. И все это понимают, и, более того, все хотят СМИ контролировать. Госзаказ — это метод политического давления.

Даешь «Республике» типографию?!

А еще вице-министр культуры и информации сделал почти сенсационное заявление. Оказывается, Газизу Телебаеву тоже не нравится новый формат «Республики» на скрепке — шрифт мелкий и читать неудобно. Признание это прозвучало в ответ на «неудобные» вопросы руководителям профильного ведомства — Министерства культуры и информации.

Заместитель главного редактора газеты «Республика» Оксана Макушина рассказала, что преемницу закрытой газеты — «Голос республики» — приходится печатать на офисном оборудовании. Издание-то это переживет — не впервые, а вот читатели...

- Проблемы возникают у наших читателей. К примеру, Сейтказы Матаеву (председатель совета Союза журналистов Казахстана — авт.) пришлось очки купить, уж больно шрифт мелкий, — рассказала г-жа Макушина и поинтересовалась у вице-министра, почему издание отказываются печатать все типографии страны.

Вице-министр в ответ заявил, что проблему с типографией для «Республики» необходимо решить обязательно.

- Это не вопрос, как я понял, а задание. Спасибо за такое задание. На самом деле я тоже читаю вашу газету, и сейчас, когда мелкий шрифт, ее читать сложно. Я считаю, что эту проблему надо решить. Я с вами абсолютно согласен, — сказал вице-министр.

Позднее в кулуарах «республиканцы» умудрились задать вице-министру еще и вопрос об «утере» документов на газету «Моя республика», которые были отправлены в Минкультуры на перерегистрацию. И тут г-н Телебаев, к нашему удивлению, заверил — вопрос с перерегистрацией уже решен.

- Безусловно, об этом факте мне известно. Я попросил сопредседателя комитета провести служебное расследование, выявить виновника. Сейчас, как мне говорили, проблема уже решена относительно перерегистрации, ведь речь шла именно о перерегистрации. Относительно того, чтобы наказать виновного, я тоже поручил председателю комитета, чтобы с этим вопросом разобрались, — отметил вице-министр.

Что ж, поживем — увидим, чем сможет помочь «Республике» чиновник профильного ведомства.

Источник: "Голос Республики" №45 (180) от 27 ноября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий