14.12.2009

«Госзаказ» как повод для недовольства



Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Фото: Андрей ХАЛИН
 Лишь 10% от общей суммы контрактов, заключенных в Алматы в рамках акции «Госзаказ-2009», получили реальные товаропроизводители. Об этом сообщил на рабочем совещании, посвященном подведению итогов совместной акции ФНБ «Самрук-Казына» и акимата Алматы, аким южной столицы Ахметжан Есимов.
Но приглашенные на встречу бизнесмены, как выяснилось, видят в этой программе больше минусов, нежели ответственные чиновники.

Подведению итогов первого года проведения совместной акции «Госзаказ» ФНБ «Самрук-Казына» и акимата Алматы было посвящено рабочее совещание, прошедшее в горадминистрации под председательством акима Ахметжана Есимова. В его работе также приняли участие председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов, а также весь представительный состав госхолдинга — руководители и представители национальных компаний, входящих в фонд.

Недостатки от акима

Говоря об итогах акции «Госзаказ-2009», аким Ахметжан Есимов, опираясь на данные ТОО «Самрук-Казына Контракт», сообщил, что на сегодняшний день по городу Алматы подписано договоров на общую сумму 328 млрд тенге, в том числе на поставку товаров на 206 млрд тенге, на выполнение работ — 54 млрд тенге и на оказание услуг — 67 млрд тенге. Хотя результаты «могли быть лучше».

- Например, по данным статистики, порядка 60% контрактов заключено между дочерними предприятиями самих национальных компаний, — взялся перечислять недостатки аким. —Далее: доля участия торгово-посреднических компаний в общем объеме закупа составляет порядка 30%. В результате доля договоров с реальными товаропроизводителями города составляет 33 миллиарда тенге, или 10% от заключенных контрактов. То есть желания были хорошие, фактически получилось намного меньше, хотя, еще раз говорю, 33 миллиарда — это впервые в истории города, и особенно в это кризисное время было хорошим подспорьем.

Вдобавок ко всему, продолжил г-н Есимов, предприятия-производители не смогли принять участие в тендерах в рамках ранее подписанных меморандумов, «поскольку планы государственных закупок нацкомпаний на момент подписания не были уточнены и скорректированы»:

- А именно — недоработаны были вопросы по разбивке лотов и данных по суммам на конкретные товары, работы и услуги. Так, например, заключенный меморандум между АО «НК «КазМунайГаз» и АО «СП «БЕЛКАМИТ» на поставку буферной емкости на 130 млн тенге. В ходе тендерных процедур выясняется, что предприятие-победитель обязан в рамках указанной суммы меморандума произвести дополнительные строительно-монтажные работы. Если это было бы заранее оговорено, то было бы, конечно, понятно...

Исходя из опыта нынешнего года, акиматом города был сформирован реестр алматинских товаропроизводителей, включающих более 1500 промышленных предприятий с разбивкой по 15 отраслям. При этом номенклатура выпускаемой продукции составила более 2000 наименований.

Не черно-белая правда

Участникам встречи пришлось констатировать: из 442 подписанных с отечественными товаропроизводителями меморандумов на поставку товаров, работ и услуг на общую сумму 44 млрд тенге не заключены договора по 41 меморандуму на сумму 2, 87 млрд тенге. Объяснить этот казус попытался управляющий директор АО «НК «КазМунайГаз» Нурлан Саурамбаев —больше всего неисполненных меморандумов приходится именно на долю этой нацкомпании.

- Из них по 18 меморандумам на сумму 917 миллионов тенге поставщики не приняли участие в тендерах, по 7 меморандумам на сумму 398 миллионов тенге — секвестирован бюджет при корректировке, по 12 меморандумам на сумму порядка 1 миллиарда тенге заключены договоры с другими отечественными поставщиками, по 3 меморандумам на сумму 438 миллионов тенге заключены договоры способом прямых закупок и по 1 меморандуму на сумму 95 миллиолнов тенге заключение договора ожидается до конца 2009 года.

У самих поставщиков — тех, кто не смог получить вожделенные заказы, — иной взгляд на вещи. Например, генеральный директор АО «СП «БЕЛКАМИТ» Павел Беклемишев (об этом предприятии вскользь упомянул Есимов) рассказал, что тендер на поставку буферных емкостей для НК «КазМунайГаз» был объявлен в конце третьего квартала, при этом срок поставки продукции был определен в полтора месяца.

- Эти изделия на складе не лежат — это 80-кубовые емкости. Технологический цикл изготовления как минимум — два с половиной месяца. А еще доставка, закупка материала и так далее. Значит, тендер был целенаправленно подготовлен кому-то, понимаете? — сделал вывод бизнесмен. —И, к сожалению, по «КазМунайГазу» это довольно стабильный грешок, так сказать, подготовленный тендер под конкретного поставщика. Это не единичный случай.

Выслушав обе стороны, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов сделал философский вывод: правда «на самом деле не черно-белая, она такая, скажем, переходящая в разные тона»:

- Я вот вижу, что правильно такие покупки и заказы объявлять в начале года с тем пониманием, что мы, например, в каких-то позициях четко видим, что вы это можете произвести. И если это так, то, безусловно, вот такие заточенные условия на полтора месяца — это объективно невозможно, такого быть не должно... Мы ваш вопрос-предложение принимаем не только к сведению, но и к работе.

30-процентная панацея

Вместо запланированного по регламенту одного часа обсуждение темы государственного заказа заняло почти полтора. Причем большую часть времени заняли вопросы присутствовавших представителей казахстанского бизнеса. Один из них, прозвучавший из уст генерального директора ТОО «Asiaznak Kazakhstan» Айдара Баймуканова, задал настроение всему мероприятию.

- В связи с тем, что на данный момент кредитные средства сложно взять в банках, будут ли производиться какие-то авансы в тендерах? То есть если раньше я мог каким-то образом получить кредит на небольшие сроки, то сейчас это сложно сделать, — обратился он к руководителю ФНБ.

Кайрат Келимбетов, предваряя предложения госфонда по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей закупки организациями группы фонда, сообщил, что согласно новой редакции правил осуществления закупок «при заключении договора о закупке с отечественными товаропроизводителями условием договора будет предусматриваться предоплата в размере не менее 30% от суммы договора, которая должна будет выплачиваться не позднее 30 календарных дней с даты заключения договора. При этом окончательный расчет по договору заказчик обязан осуществить не позднее 30 рабочих дней с даты подписания сторонами соответствующих актов». Новые правила, как было отмечено, касаются заключения новых договоров.

- 30% предоплаты — это хорошая норма, спасибо Вам, но это не панацея. Мы должны их получить в течение 10 дней. Это неправильно, 30%, — заявил в микрофон генеральный директор Алматинского завода тяжелого машиностроения Жетписбай Едигенов.

- У нас сказано: не позднее 30-ти — это может быть и 10, и 2, и 3. Но это пока наши сегодняшние возможности, — ответил глава ФНБ, отметив при этом: — Я считаю, что все равно это существенный прогресс, и я вот думаю, какая поговорка лучше подходит: или «от добра добра не ищут», или «из двух зол выбирают меньшее»... Давайте сделаем первый шаг и потом не будем требовать как бы невозможного. Посмотрим, как будет эта практика, а дальше посмотрим, как мы это сможем исполнять.

При этом г-н Келимбетов тут же «принял к работе» вопрос Павла Беклемишева. Национальные компании, которые охватывают 90% закупок, согласно его поручению не смогут теперь начинать процесс закупок без опубликования их плана «на год или на квартал вперед».

- Никакие закупки неожиданно появляться не будут. Если будут появляться, мы будем этот случай изучать, — заверил он. — Мы до 1 декабря фактически уже одобрили бюджеты всех нацкомпаний. Они прекрасно знают, когда и что они будут закупать, поэтому мы будем требовать от них вместе с вами, чтобы до 1 января такую картину они нам уже показали. Если не будут успевать до 1 января, не будут тогда проводить.

Стекольно-текстильные вопросы

Генеральный директор ТОО «КазСтройСтекло» Муратхан Токмади напомнил представителям нацикомпаний и руководителю фонда о том, что его компанией были заключены меморандумы с фондом недвижимости «Самрук-Казына» и НК «Казакстан темiр жолы» по поставке энергосберегающего и безопасного стекла при строительстве объектов вышеназванных структур в Астане.

- В итоге — 90% всего остекления, в том числе по меморандуму на сумму более 10 миллиардов тенге, ушло за границу. Это здания КТЖ и Фонда недвижимости. Причина: все было отдано одной известной строительной компании, которую почему-то, как мы поняли, все пытаются обойти стороной, и которая использует схему СЭЗов, не выплачивая госпошлины 30%. Вся стекольная продукция с алюминиевыми конструкциями была завезена из-за границы.

Как выяснилось далее, речь идет о строительной компании «Базис-А» и о возведении в Астане трех башен. Зарубежные эксперты, проведя расчеты, утверждает г-н Токмади, поставили под сомнение, что спецификация стекла, установленного на эти башни, соответствует показателям энергосбережения.

- Почему в условиях продолжающегося кризиса отечественные производители стекольной продукции при лучшем качестве и соответствии всем требованиям стандартов остаются за бортом и наша экономика продолжает кормить чужую казну? Как нам погашать взятые обязательства и кормить людей?! — поинтересовался он.

Президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова обратила внимание на вопрос, связанный с электронными государственными закупками:

- Я считаю, что пробные электронные закупки, которые проводились в этом году, показали их несостоятельность в применении именно товаров легкой промышленности. Может быть, мотор можно выбрать, не видя его, по техническим характеристикам. Но не видя изделий, не ощутив и не посмотрев качество изготовления этих изделий...

Помимо прочего, говорит она, нацкомпании постоянно выдвигают какие-то новые условия, создают искусственные административные барьеры, которые делают неприемлемым участие в тендерах отечественных товаропроизводителей. Ее слова подтвердил на примере своего предприятия президент АО «Келет» Александр Папп:

- В 2009 году АО «Келет» приняло участие в 214 тендерах. 26 тендеров мы выиграли на 11 миллионов тенге, а в 188 тендерах проиграли по формальным причинам. Например, предложенная мной цена электродвигателя оказалась несколько ниже заявленной, что было подведено под демпинг цен.

5 минут позора

Завершая обсуждение, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов сообщил о принятии советом директоров госходинга новых норм, которые должны решить ряд концептуальных моментов в вопросах проведения госзакупок. Согласно одному из них включена норма об обязательном осуществлении заказчиками мониторинга рынка отечественных товаров с использованием соответствующих информационных баз данных.

- Мы хотим вообще сделать целую историю, Ахметжан Смагулович, не только что в этом году провели тендер и забыли, по сколько купили, у кого купили, а мы хотим сделать такую своего рода энциклопедию, где будет четко и ясно, у кого, когда покупали, почему и как вообще все менялось, — пояснил Келитмбетов, обращаясь почему-то лично к Есимову.

Кроме того, речь идет о требованиях по предоставлению банковской гарантии или иного обеспечения тендерной заявки и исполнения договора, не распространяющихся на отечественных товаропроизводителей (при участии в тендере на поставку производимых ими товаров); о критериях, дающих право на применение условных скидок к ценам отечественных товаропроизводителей в размере до 25%.

- Сегодня мы подвели итоги — они в целом неплохие, но, наверное, на достигнутом нельзя останавливаться. Они больше как бы повод для размышления и для движения вперед. Что мы предлагаем? Мы обговаривали с Ахметжаном Смагуловичем, чтобы не встречались с вами два раза в год. Иначе получается, мы в январе что-то вам обещаем, в декабре — 5 минут позора на трибуне, а в середине года делаем, что хотим.

Ежемесячные рабочие совещания по данному вопросу решено было проводить в госхолдинге, а уже раз в квартал встречаться в стенах ведомства Ахметжана Есимова.

0 коммент.:

Отправить комментарий