14.12.2009

Уравнение с множеством неизвестных


Автор: Анатолий ИВАНОВ

На первый взгляд вопрос о том, что думают в Казахстане относительно предстоящего председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, должен был не только застать нас врасплох, но и показаться где-то даже странным. Ведь кто именно думает?!
Население страны, представители оппозиции или все же те люди, которые принимают решение где-нибудь на левобережье Ишима в Астане?

В теории можно было бы объявить этот вопрос и не совсем корректным. Если бы не один важный момент: задали его известные в Германии политологи из Центра имени Кербера Штефан Майснер и Александр Рар. И задали, надо сказать, не просто так — он был своего рода прелюдией к серьезному разговору о роли Казахстана на посту председателя ОБСЕ.

Надежды без конкретики

Влиятельные немецкие политологи сильно удивлены невероятной активностью представителей официальной Астаны на международной арене, которые при любой даже самой маленькой возможности стараются подчеркнуть, что именно Казахстан в 2010 году станет председателем ОБСЕ.

Оно все бы ничего, но дело в том, что еще никто до настоящего момента не придавал такого значения своему председательству в ОБСЕ, как это делает Республика Казахстан.

- В большинстве своем население Европы, — отметил, в частности, Александр Рар, — не в курсе, какие страны в последние годы возглавляли ОБСЕ. Но это не применимо по отношению к Казахстану. О том, что ваша страна станет председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, похоже, знают все.

По большому счету его намек весьма прозрачен. Судя по всему, даже несмотря на экономический кризис, разразившийся в Казахстане, официальная Астана все же решилась вложить немалые средства в информационное обеспечение своего предстоящего председательства. Отсюда-то вполне естественно и вытекает вопрос: что думают и на что, собственно, надеются в Казахстане относительно своего председательства в этой организации?

Говорить о так называемой третьей корзине Казахстану особо не приходится. Причина понятна: поэтому-то она и действует только в отношении стран СНГ, где наблюдаются схожие процессы, не всегда совместимые с основными принципами ОБСЕ.

Что касается двух других «корзин», относящихся к военно-политическому и экономико-экологическому сотрудничеству, то здесь, по мнению германских политологов, хоть пока и призрачные, но надежды на Казахстан все же возлагаются.

Другой вопрос, что официальная Астана до сих пор еще не конкретизировала планы относительно своих действий на посту председателя ОБСЕ, периодически передвигая срок ознакомления с ними то на конец декабря 2009-го, то начало января 2010 года.

- За последние годы казахстанские дипломаты заметно выросли, — заметил по этому поводу Александр Рар. — Они научились не только придавать себе важный вид, но и говорить все и при этом ничего.

Признак авторитаризма

Ярким показателем отмеченного выше немецкими политологами замечания стало выступление в те дни в Германском совете по внешней политике посла Казахстана в ОБСЕ Кайрата Абдрахманова.

Говорил он больше полутора часов. Однако для большинства немецких и зарубежных специалистов, пришедших на данное мероприятие, какой-либо ясности в вопросе о предстоящих действиях Казахстана на посту председателя ОБСЕ так и внес.

Скажем, многих интересовало, что именно будет предпринято Казахстаном в разрешении афганского конфликта. Однако кроме общих фраз о том, что единственной альтернативой военным действиям может стать улучшение социально-экономического положения населения и, соответственно, экономический подъем Афганистана, никто так и не услышал.

Уже позже в кулуарах вышеуказанного мероприятия один из представителей германского политического истеблишмента как бы между прочим заметил автору этих строк, что из всего сказанного господином послом он вынес всего два момента.

Первый: Астана постоянно согласовывает и, видимо, будет согласовывать свои будущие действия на посту председателя ОБСЕ с Москвой. Второй: выглядит несколько странно, что большинство казахстанских дипломатов предпочитают выступать не от имени своего государства, а почему-то от имени президента. Фразы «как сказал мой президент» и «как отметил мой президент» очень популярны среди представителей дипломатических кругов Казахстана.

Но если постоянное согласование Астаной своих действий с Москвой — процесс вполне закономерный, считает германский политик, в конце концов без масштабной поддержки со стороны России Казахстан вряд ли возглавил бы ОБСЕ, то второй момент в свете проведения Казахстаном далеко не самой демократичной внутренней политики вызывает в политических кругах Германии особую настороженность.

С точки зрения немецкого политика, вполне безобидная на вид фраза «мой президент», произносимая официальными представителями Казахстана, на самом деле лишний раз подтверждает наличие элементов авторитаризма в правлении Нурсултана Назарбаева.

Саммит под вопросом

Кстати, со стороны германских политиков подобную обеспокоенность «проявлениями элементов авторитаризма в Казахстане» услышать в Берлине нам доводилось не раз. Причем чаще всего эта тема поднималась не в связи с ситуацией вокруг газеты «Республика», или делом Евгения Жовтиса и Тохнияза Кучукова, или, скажем, тягомотиной с регистрацией партии «Алга».

Как это ни удивительно звучит, но всякий раз данный вопрос становился на повестку дня, когда речь заходила о продвижении Казахстаном идеи проведения в Астане саммита глав государств — членов ОБСЕ в 2010 году.

Практически все, с кем довелось беседовать на предмет проведения саммита, называли минимум три причины, из-за которых его необходимость ставится под сомнение. Во-первых, очень сомнительно, что в ходе саммита в Астане главы государств — членов ОБСЕ смогут найти общее решение по какому-либо вопросу.

Слишком уж много стран входит в данную организацию, и у каждой из них есть свой, порой непримиримый, взгляд на проблему даже «коронной» для Астаны темы межэтнического согласия. Примером тому может служить последнее подобное мероприятие, проведенное в Стамбуле в 1999 году, когда ни одно из принятых решений в итоге не было ратифицировано парламентами большинства стран — членов ОБСЕ.

Во-вторых, Астана расположена не где-нибудь в Центральной или Восточной Европе, а географически в Центральной Азии. То есть достаточно далеко. Учитывая до сих пор наблюдающийся мировой кризис, далеко не все государства, входящие в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, посчитают экономически целесообразной поездку в Казахстан.

Наконец, в-третьих, как сообщили наши собеседники, не только в Германии, но и в ряде других стран Западной Европы существует вполне устойчивое мнение, что участие в предстоящем саммите в Астане их глав государств станет своеобразным оправданием тем авторитарным действиям властей Казахстана, которые вызывают острую критику со стороны многочисленных международных организаций.

Соответственно, некоторым первым руководителям демократических стран нет смысла приезжать в Астану, дабы, сфотографировавшись на фоне «Байтерека», позже дать возможность своим оппонентам обвинить их в поддержке правителя, деятельность которого в мире воспринимается далеко не однозначно.

Подводя же общий итог многочисленных встреч с представителями германских политических кругов, хотелось бы отметить следующее.

Пока в целом в Европе относятся к Казахстану вполне положительно. Однако выданный ранее официальной Астане кредит доверия медленно, но верно тает. И не последнюю роль в этом играет невыполнение взятых Казахстаном на себя обязательств по так называемой третьей корзине ОБСЕ.

Нет, в частности, в Берлине не склонны излишне драматизировать ситуацию, но обиды, а вслед за ними и подозрения все-таки имеются. Ведь если сегодня Казахстан пытается по-новому трактовать свои же вполне ясные и неоднозначные мадридские обещания в области человеческого измерения, то нет никакой гарантии, что завтра официальная Астана не заявит о своем пересмотренном отношении к военно-политическому и экономико-экологическому сотрудничеству в рамках ОБСЕ.

По этой же причине в Германии не раз довелось услышать, что в следующем году Казахстан окажется под очень и очень пристальным вниманием со стороны западных демократий. А это значит, особо подчеркнули отдельные германские политики, предстоящий 2010 год в политическом плане для официальной Астаны будет далеко не простым...

Источник: Газета "Голос Республики" №48 (129) от 11 декабря 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий