14.12.2009

Деньги в кассы – искусство в массы


 Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Поистине сенсационными стали откровения ответственного секретаря министерства культуры и информации Жанны Курмангалиевой. Представляемый ею проект закона – поправки в закон «О культуре» - неожиданно вызвал горячие дебаты в зале заседаний.
Направленный на поддержку отечественного кинематографа, музейного и библиотечного дела, формирования и сохранения культурных ценностей, он, как оказалось, имеет немало «подводных камней».

Сенатор Куаныш Султанов упрекнул министерство в отсутствии политики по продаже книг. В качестве примера он привел соседнюю Россию, где, в отличие от нашей страны, этот вопрос «поставлен на высоком уровне». А в ответ услышал: это решаем не мы, а рынок. Жанна Курмангалиева объяснила, что продавцы литературы сами выбирают ассортимент, основываясь лишь на спросе.

Что же касается отечественного книгопечатания, то ежегодно за счет госсредств выпускается порядка 500 книг тиражом по 2 тысячи экземпляров, преимущественно на государственном языке. Расходятся эти книги по библиотекам. На прилавки книжных магазинов государство их не «выбрасывает», поэтому, если они и имеют шанс оказаться в свободной продаже, то лишь в случае, если издательство готово само профинансировать дополнительный тираж.

Сразу несколько вопросов поставил перед представителем министерства сенатор Гани Касымов. Во-первых, потребовал запретить исполнителям, причем не только казахстанским, но и иностранным, работать под фонограмму.

- Мы пишем о создании условий для патриотического эстетического воспитания граждан путем приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. А если ценности мировой культуры наши исполнители под фанеру исполняют сплошь и рядом — это правильно? — удивлялся сенатор.

А в ответ услышал:

- Конституция наша гарантирует свободу творчества. А творчество можно реализовывать в любом виде. С этой точки зрения, скоро дойдем до того, что караоке запретить. Это уже дело самих исполнителей, в каком виде они реализовывают свое творчество. Если людям не стыдно выходить под фанеру, это вопрос их личной ответственности перед слушателями. Но если запретить сейчас использование фонограмм, это же рухнет... вся отечественная эстрада.

Другая проблема, также затронутая Гани Касымовым, не забывается в парламенте уже много лет — снижение пенсионного возраста для исполнителей балета. Сегодня они выходят на пенсию на общих основаниях, и сенатор не понимает этой несправедливости:

- Почему они до 58 лет должны танцевать, до 60 лет? Это небольшая группа. У нас, что, бюджета не хватает что ли? — негодовал Касымов.

- Майя Плисецкая до 70 лет танцевала и ничего, — попытался парировать спикер сената Касым-Жомарт Токаев.

- Она одна, — взорвался Касымов. — И Уланова до 82-х. Но есть целая категория. Людей же нельзя в таком положении оставлять.

Жанна Курмангалиева согласилась с сенатором, и даже процитировала Булата Аюханова: «невозможно до 70 лет прыгать и полноценно заниматься».

- Нельзя сказать, что мы над этим не работаем. Закон «О культуре» не регулирует выход на пенсию тех или иных граждан. Но есть соответствующая рабочая группа, и мы этот вопрос постоянно поднимаем. И если вы поможете — вопросов нет.

Правда, почему-то ответсек Минкультуры не пожелала вспомнить, что депутаты парламента прежних созывов неоднократно пытались внести соответствующую норму о снижении возрастного ценза в законодательство, но каждый раз эту инициативу встречало отрицательное заключение правительства. Видимо, на правительственном уровне министерство, если проблему и поднимает, то явно не слишком активно.

В конечном итоге, продискутировав почти час, сенаторы направили законопроект в мажилис с целым рядом своих поправок. Однако тех самых спорных моментов — по литературе, «фанере» и «60-летнем лебеде предпенсионного возраста» — среди них так и не оказалось.

0 коммент.:

Отправить комментарий