01.11.2011

И БЯТ, и АЭС - не в интересах граждан

Восстановить Семипалатинскую область, возродить Министерство лесного хозяйства и учредить экологическую полицию предлагает активистка движения «Невада-Семей» Гульнар Акбердина. Именно эти меры, а не строительство АЭС и размещение банка ядерного топлива помогут, по ее мнению, жителям пострадавших от испытаний территорий.

Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО

На прошедшем недавно международном форуме «За безъядерный мир», приуроченном, как было официально заявлено, «к 20-й годовщине со дня закрытия указом президента Нурсултана Назарбаева Семипалатинского ядерного полигона», наш «лидер нации» провозглашал инициативы планетарного масштаба: он призвал участников форума «За безъядерный мир» заявить о создании глобального антиядерного движения, предложил государствам, обладающим ядерным оружием, войти в Ядерный клуб и взять на себя соответствующую ответственность и еще раз попросил разместить в Казахстане всемирный банк ядерного топлива.



Однако никто не вспомнил на конференции о жителях Казахстана, пострадавших от испытаний на полигоне. Как будто все их проблемы — онкозаболевания (уровень которых в два раза выше, чем по республике), безработица, неразвитая инфраструктура и загрязненная окружающая среда — уже решены. Напомнить о них взялась ветеран труда, член экспертной комиссии ООН по Семипалатинскому полигону Гульнар Акбердина. Она пришла в редакцию с документами и конкретными предложениями.



Земли трогать нельзя



«Невада-Семей» — дело ее жизни, поэтому Гульнар Вуалиевна много рассказывала о международном антиядерном движении. Ведь инициатива, проявленная в 1989 году, способствовала закрытию не только Семипалатинского, но и еще четырех полигонов, включая российский — на Новой земле.



Что получил Казахстан после прекращения взрывов? Заражены три области: Восточно-Казахстанская (54%), Павлодарская (39%) и Карагандинская (7%). После 456 испытаний, когда было взорвано 607 ядерных устройств и использовано 290 кг плутония, в почве на глубине 3—5 см осталось около 200 килограммов радиоактивного вещества, которые станут безопасными через 240 тысяч лет... Сейчас же, как известно, активно поднимается вопрос о передаче земель полигона в хозяйственное пользование.



- Этого делать ни в коем случае нельзя! — возмущается Гульнар Вуалиевна. — Академики И.Я. Частников, Б.А. Атчабаров говорили о том, что это преступление. Может быть, лет через тридцать можно будет еще раз рассмотреть этот вопрос — но не раньше.



Кстати, кроме Семипалатнинского полигона, испытания проводились еще в десяти областях Казахстана, то есть чистое место найти можно с большим трудом. А желающих нажиться на богатствах земли родной меньше не становится, поэтому наша собеседница предлагает учредить экологическую полицию. Но это не единственная ее идея.



Вернуть статус области



Корень всех бед Гульнар Вуалиевна видит в ликвидации Семипалатинской области. Лишившись статуса, регион лишился должного финансирования. Достаточно вспомнить отопительную катастрофу в Семее нынешней зимой: не выделили денег на топливо, и город замерзал.



- Экономика у области была! — утверждает эксперт. — Причем экономически богатый регион ликвидировали не во времена СССР, а уже при суверенитете. В период дикой приватизации экономика области оголилась.



По ее мнению, сейчас необходимости в объединении двух областей нет. Семипалатинская область вполне может прокормить себя сама: сейчас отсюда вывозят металл, руду, гравий, лес. Есть тантал, уран, кремний. Кстати, о лесе. Пожары, уничтожающие уникальный бор, и варварское отношение к лесному хозяйству, считает Акбердина, говорит о срочной необходимости восстановить профильное министерство. А при Минсельхозе создать Комитет радиационного сельского хозяйства.



- При наших-то зараженных территориях кто-то должен заниматься рекультивацией, лабораторными работами, анализами, — считает Акбердина.



Откуда взять на все это деньги? Активистка знает ответ и на этот вопрос:



- Государство вкладывает бюджетные средства в частные банки, в частное строительство, частные гостиницы... Почему бы не пустить эти средства на благое дело?



Народ — ничто, имидж — все?



Что касается «новомодных» идей вроде строительства АЭС и создания банка ядерного топлива, Гульнар Вуалиевна относится к ним отрицательно.



- Погоня за сиюминутной прибылью приведет к сокращению продолжительности жизни, — уверена она, — БЯТ не в интересах населения!



Иными словами, банк ядерного топлива принесет дивиденды только государству — точнее, его руководству — в виде авторитета и средств, а для народа это будет еще одна ноша. Ведь, по словам Акбердиной, для БЯТ планируется использовать заброшенные шахты, которые находятся на территории полигона: семипалатинцы и так настрадались от взрывов, а теперь им еще и это навязывают. Такая же позиция у нее и по поводу строительства АЭС.



- Атомные станции строят там, где есть вода. Смотрите: на Иртыше и Или строить нельзя — это трансграничные реки. А строить в Курчатове, как предлагают, — там рядом Экибастуз, который всю Россию углем обеспечивает. Зачем там атомная электростанция? — задается вопросом ветеран труда.



...С предложениями восстановить Семипалатинскую область, возродить Министерство лесного хозяйства и учредить экологическую полицию жители пострадавшего региона уже обратились к президенту страны Назарбаеву. Но расслышит ли «мессия антиядерного мира» голоса простых людей через гром литавров и фанфар?..

0 коммент.:

Отправить комментарий