13.01.2012

ЦИК лжет: на выборы в Жанаозен прессу не пустят?!

Интересная ситуация произошла сегодня с нашими журналистами в Мангистау. Жанар Касымбекова и Дина Байдильдаева поехали в Жанаозен к коменданту для получения разрешения на передвижение внутри города в день выборов – 15 января. На блокпосту Жанаозена их развернули и отправили в Актау за некой аккредитацией, о которой не знают даже в Центризбиркоме.

Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА

Вчера я решила узнать, какие документы необходимы журналистам, чтобы свободно передвигаться по Жанаозену в день выборов. Сотрудница пресс-службы Центризбиркома, которая категорически отказалась представиться, сообщила, что представителям СМИ нужно иметь на руках редакционное задание и служебное удостоверение. В избиркоме Жанаозена уточнили, что нужно редакционное задание на каждый избирательный участок (их в городе 28).



Я сообщила женщине городской избирательной комиссии, что Центризбирком придерживается другого мнения — достаточно одного редакционного задания. Дама пообещала уточнить и попросила перезвонить позже. Я тем временим вновь начала звонить в ЦИК.



Та же анонимная сотрудница пресс-службы еще раз сказала, что нужно одно редакционное задание и что это регламентировано статьей 20—2 Закона «О выборах» (ничего о редакционных заданиях и о вообще правилах работы казахстанских журналистов я там не нашла). Благо, что и в жанаозенском избиркоме «передумали» и сказали, что достаточно будет одного экземпляра редакционного задания.



Чтобы подстраховаться, я позвонила и в комендатуру Жанаозена. Сотруднику комендатуры, который также не представился, я задала четкий вопрос: «Какие документы должны быть у журналистов?» Он перечислил: удостоверение личности, служебное удостоверение, редакционное задание и разрешение от коменданта Жанаозена.



Как получить это разрешение от коменданта? По словам сотрудника, сделать это достаточно просто: приехать в Жанаозен и взять разрешение. Но как журналистам заехать в город, где действует режим ЧП? Какие-то дополнительные документы нужны? Сотрудник даже растерялся от этого вопроса: «Нет, приезжайте — и к коменданту».



Однако сегодня наших корреспондентов не пустили в Жанаозен. Там они хотели встретиться с комендантом Аманжолом Кабыловым, чтобы тот дал разрешение на передвижение по городу 15 января. Причина, по которой не пустили: у журналистов нет аккредитации. Аккредитацию якобы должен выдавать акимат Мангистауской области.



Я опять позвонила в комендатуру Жанаозена. В этот раз собеседник представился: помощник коменданта Александр Попов. Я ему задала традиционный вопрос: какие документы нужны, чтобы въехать в Жанаозен?



- Как обычно, документ, удостоверяющий личность, и аккредитация, выданная акиматом, там есть определенный перечень СМИ, допускаемых в Жанаозен, — сказал г-н Попов.



- Есть СМИ, которые не запустят в Жанаозен?! — так и подпрыгнула я.



- Нет, есть перечень СМИ, которые сюда направляют либо регистрируют, я не знаю, как это правильно назвать, — стал успокаивать меня помощник Кабылова.



- Кто ввел правило о предоставлении аккредитации? Вчера я звонила вам, мне не сказали об аккредитации.



- Я с вами не разговаривал. Нужно согласование с комендантом. Они (сотрудники областного акимата — авт.) заранее согласовывают с комендантом, чтоб вы зря сюда (в Жанаозен — авт.) не ехали. Какие там документы вам выдают, я не знаю. А здесь мы вам выдаем только пропуск.



Словом, мне пришлось опять звонить в ЦИК. «Вчерашняя» девушка сказала, что они ничего не знают об аккредитации, что всегда для журналистов достаточно было иметь редакционное задание и служебное удостоверение, чтобы находиться на избирательных участках. «Но, может, в связи с такой ситуацией что-то изменилось?» — задала сама себе вопрос сотрудница пресс-службы, пообещала проконсультироваться у начальства и перезвонить через час. Пока никаких звонков из ЦИК не было.



Тишину поймали и в акимате Мангистауской области, куда наши корреспонденты подали заявления на аккредитацию. Похоже, если даже сейчас решится вопрос с аккредитацией, 15 января 2012 года власти обяжут журналистов предоставить еще какую-нибудь справку, например, что те не болеют чесоткой.



В общем, стоит еще раз задаться вопросом: можно ли назвать такие выборы прозрачными и свободными? Раз есть ограничения для прессы, об какой свободе и прозрачности речь?

0 коммент.:

Отправить комментарий