05.06.2009

От «Нур Отана» секретов не бывает?


Автор: Жанна БАЙТЕЛОВА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

Прелюбопытную новость озвучил в среду телеканал «Хабар»: оказывается, КНБ ознакомил депутатов Мажилиса с материалами дела Джакишева (которые считаются секретными). Это притом, что адвокату Мухтара Джакишева отказано в защите, потому что у него якобы нет допуска к гостайнам, а женам обвиняемых не разрешают выступать общественными защитниками.
More...
Народные избранники, естественно, ответили на такое высокое доверие комитета благодарностью и заявили, что родину продавать негоже. А мы попытались найти логику в действиях КНБ.

Допуск — привилегия партии?

Юрист Салимжан Мусин совсем не удивился тому, что КНБ предоставил нуротановцам материалы следственного дела — и не такое повидал за годы своей практики.

- А то, что нуротановцы ознакомились с документами, то они могут обосновать это тем, что имеют допуск к секретам, — прокомментировал г-н Мусин «вседозволенность» президентских партийцев.

- Была такая ситуация в Алматинской коллегии адвокатов, когда нас известили о том, что никто из адвокатов города Алматы не имеет доступа к секретным делам. Это было года два-три тому назад. И по специальному списку к таким делам допускались определенные адвокаты, — вспомнил он.

Акт политического фарса

Председатель координационного комитета незарегистрированной партии «Алга!» Владимир Козлов действия КНБ расценил как очередной акт государственного трагифарса.

- КНБ состоит под личным руководством президента. А само «засекречивание» процесса сделано исключительно для того, чтобы «закрыть» все детали и заставить общество тупо верить в то, что бездоказательно говорит и заставляет говорить других, много раз доказавший свою нечистоплотность, коррумпированность и преступность (вспомните, кто участвовал в убийстве Алтынбека Сарсенбаева) Комитет национальной безопасности, — высказал г-н Козлов все, что думает о чекистах.

Политик также заявил, что ему жалко депутатов «нур-парламента», так как «вся эта нечисть» скоро кончится, а их слова и поступки останутся.

За поддержкой в «Нур Отан»

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что действия КНБ обусловлены поручением президента генеральной прокуратуре усилить контроль над законностью расследуемых уголовных дел в отношении экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева.

- Сразу после заявления президента КНБ решил привлечь к себе «Нур Отан», так как эта партия формально является представителем казахстанской общественности. Получается, комитет решил просто-напросто использовать «Нур Отан», как организацию, которая якобы должна показать публичность в рассмотрении этого дела, — поделился своим мнением политолог.

Даешь материалы следствия!

Юрист Сергей Уткин нашел положительный момент в щедрости КНБ на материалы дела.

- В любом уголовном деле есть такое понятие, как тайна следствия, и у следователя есть полномочия определять, что входит в тайну следствия, а что нет. И раз материалы дела предоставлены партии, значит, эта информация не составляет тайны следствия. Все, это точка. Значит, информация может быть свободно предоставлена кому угодно. И следователь уже не может сейчас отказать вам, ссылаясь на тайну следствия, — прокомментировал юридическую составляющую Сергей Уткин. И добавил:

- Ну а если нуротановцам была предоставлена информация, составляющая тайну следствия, то тут получается, что УПК уже не работает?!

От чего ушли — к тому вернулись

А директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис заявил, что если изначально КНБ пытался отрицать политическую составляющую этого дела, то сейчас лишь подтвердил ее.

- КНБ себя рассматривает не как орган, занимающийся национальной безопасностью государства, а как инструмент, причем политический. Соответственно, он реагирует и подотчетен тем, кто, как он предполагает, дал ему власть. И КНБ, предоставив «Нур Отану» документы, продемонстрировал политическую мотивацию этого дела. Уголовным делом они пытались устранить политическую мотивированность, а этими действиями они ее подтвердили, — возмущен правозащитник.

Как оказалось, об «открытости» Комитета национальной безопасности Евгений Александрович узнал от нас.

- В общем, нет слов... Их давно уже нет. Вроде были междометия, а теперь и они пропадают.

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №20 (155) от 5 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий