05.06.2009

Без Карима Масимова не обошлось?


Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

Многочисленные «белые нитки», которыми сшиты обвинения в адрес Мухтара Джакишева и его коллег, заметили многие. Например, в заявлении ДПК «Азат», которое партия обнародовала на этой неделе, приводится свидетельство того, что прежнее руководство НАК «Казатомпром» просто не могло украсть у государства и продать иностранным инвесторам казахстанские урановые месторождения,
More...
так как подобное право в форме подписания контракта на недропользование является исключительной прерогативой государства в лице правительства и Министерства энергетики и природных ресурсов.
В приложении к заявлению «Азата» приводится информация с официального сайта Канадской администрации по ценным бумагам (www.SEDAR.com) относительно отдельных сделок, которая полностью противоречит версии следствия.

Так, в официальном пресс-релизе КНБ РК сказано: «В последующем при участии указанных иностранных компаний были созданы совместные предприятия — ТОО «Кызылту», ТОО «Бетпак дала», ТОО «Кендала KZ», ТОО «Байкен-U», ТОО «Кызылкум» и еще ряд предприятий. Указанным СП на безвозмездной основе были переданы права недропользования на крупнейшие урановые месторождения «Акдала», «Инкай», «Харасан-1», «Мынкудук» и другие с запасами урана более 200 тысяч тонн и фактической стоимостью в десятки миллионов долларов США, а также Степногорский горно-химический комбинат».

А информация с официального сайта Канадской администрации по ценным бумагам свидетельствует: месторождения иностранным инвесторам отдала не НАК «Казатомпром», а Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК. То самое, которое, как уполномоченный государственный орган, имеет эксклюзивное право подписывать контракты на недропользование.

Цитируем: «9. Харассан контракт, датированный 8 Июля 2005 г., измененный 15 Сентября 2005 г., между Кызылкумом и Министерством Энергетики и Минеральных Ресурсов. См. пункт 3.2 «Общее развитие бизнеса UrAsia — Значительные приобретения — Приобретение Харассан», «11. Акдала контракт датированный 28 Марта 2001 г., измененным 23 Мая 2002 г., 7 Июня 2004 г. и 25 Апреля 2005 г. между Бетпак Дала и Министерством Энергетики и Минеральных Ресурсов. См. пункт 3.2 «Общее развитие бизнеса UrAsia — Значительные приобретения — Приобретение Акдала и Южного Инкая», «13. Южный Инкай контракт датированный 8 июля 2005 г., измененный 15 Сентября 2005 г. между Бетпак Дала и Министерством Энергетики и Минеральных Ресурсов. См. пункт 3.2 «Общее развитие бизнеса UrAsia — Значительные приобретения — Приобретение Акдала и Южного Инкая».

Эти цитаты свидетельствуют, что КНБ РК пытается, мягко говоря, «завести рака за камень». Ведь продажа казахстанских уранодобывающих ТОО не означает продажи месторождений: государство в лице Министерства энергетики и природных ресурсов имело и имеет право наложить запрет на сделку, во-первых, а во-вторых, не переподписывать контракт на недропользование в связи со сменой контроля над недропользователем.

Другими словами, в 2005 году сделки по продаже уранодобывающих предприятий прошли все согласования, в том числе и в КНБ Республики Казахстан, и были благополучно проведены. Через четыре года они же оказались поставлены в вину Мухтару Джакишеву и его коллегам. Возникает вопрос — почему? Что изменилось?

Конечно, нам могут заявить, что нынче президент поручил навести порядок в стране и побороть коррупцию, а Мухтар Джакишев деньгами из «черной кассы» подкупил чиновников Министерства энергетики и природных ресурсов. Но тогда возникает закономерный вопрос, а где ответственность Школьника Владимира Сергеевича? Ведь без участия и санкции министра энергетики и природных ресурсов сделки с канадским инвестором в 2005 году состояться не могли.

Более того, г-н Школьник назначен новым президентом НАК «Казатомпром». Получается, что даже если преступление было, то один его «участник» назван официальными представителями КНБ преступником еще до суда и к тому же руководителем организованной преступной группы, а второй участник назначен руководить местом «преступления»? Веселенькая история!

Что же касается борьбы с коррупционерами, взяточниками, расхитителями со стороны КНБ и его сотрудников, то нас удивляет субъективность выбора подозреваемых. Про хищения в национальной компании «Казахстан темiр жолы» в казахстанской прессе писали не раз, причем не только оппозиционные и независимые издания. Однако дело закончилось тем, что посадили только Жаксыбека Кулекеева, причем за то, за что другие топ-менеджеры даже не получили выговора.

И это притом, что в КТЖ воровали даже не миллионами, а сотнями миллионов долларов. Достаточно вспомнить телефонные разговоры, вывешенные в Интернете, героем которых является г-н Атамкулов. Однако мы ничего не слышали, чтобы против последнего КНБ предприняло хоть что-то. Неужели потому, что Амангельды Шабдарбаев и Ерлан Атамкулов из одного аула?

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №20 (155) от 5 июня 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий