05.06.2009

Явный сдвиг по парадигме?


Автор: Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ

Пресса все не так понимает, когда речь идет о регулировании интернет-пространства. По крайней мере, в этом твердо убежден главный регулятор Куанышбек Есекеев. Свою точку зрения председатель Агентства по информатизации и связи изложил вчера на заседании рабочей группы в Сенате. По его версии, Всемирная сеть – это рынок, а не средство творческого самовыражения.
More...
Оказывается, у всех, кто усмотрел в новом законопроекте интернет-цензуру, проблема с парадигмой. Именно этот термин использовал Куанышбек Есекеев, когда отвечал на вопросы по законопроекту с поправками по вопросам информационно-коммуникационных сетей. Этот документ был одобрен Мажилисом и сейчас активно обсуждается в рабочих группах Сената.

- Парадигма Интернета на сегодня другая. Нас воспитали, что Интернет — это что-то такое, где все могут выразить свое мнение. В течение пяти лет оппозиция жестко воспитывала нас, чтобы мы реально смотрели там оппозиционные сайты, собирали там информацию, — глубокомысленно заключил главный регулятор.

Впрочем, в этом заявлении новым было только слово «парадигма», которое, если верить энциклопедиям, означает систему ценностей, методов, технических навыков и средств, характерных для определенного периода времени. И, по сути, к пониманию Интернета этот термин имеет весьма отдаленное отношение. Но все же лучше, чем «технический вопрос», при помощи которого глава АИС раньше уходил от ответов.

А так заявление г-на Есекеева было старо, как мир: во всем виновата оппозиция. Как в одной популярной песне: «Это мы придумали Виндоуз, это мы отменили дефолт...», так и в понимании г-на Есекеева: это оппозиционеры научили интернет-пользователей и читать, и писать, и мыслить. А вот это уже, оказывается, очень вредно в рамках существующей... парадигмы.

Периодически это приводит к правильным выводам, пониманию своих прав и — о, ужас! — попыткам их защитить. Так и появились, видимо, идеи организованных выступлений в южной столице, когда блогеры (не иначе как тоже воспитанные неправильным свободным Интернетом) прислали по почте спикеру Мажилиса закованную в цепи клавиатуру.

Вообще законопроект с интернет-поправками еще на стадии разработки вызвал мощный резонанс и получил отрицательные оценки экспертов разного уровня. Правозащитники и журналистские ассоциации долго пытались достучаться до сознания депутатов, указывая на нормы, явно абсурдные или значительно ухудшающие положение СМИ, живущих в Сети. Большинство возражений депутаты проигнорировали.

В результате борцам за свободу в Сети удалось «отбить» только одну спорную поправку из трех. Мажилисом была отклонена норма, позволяющая генеральному прокурору единолично приостанавливать деятельность интернет-ресурса, если размещенная в нем информация, по его мнению, идет вразрез с законодательством. Хотя, как выяснилось, глава АИС остался при своем мнении.

- Реакция местных СМИ была на разные статьи, особенно касательно санкции генерального прокурора, того, что он может без суда прекращать действия СМИ. Но я, как разработчик, честно скажу, до сих пор остаюсь на данной позиции, — заявил он, выступая в рабочей группе Сената.

Другую норму законопроекта, которая приравнивает все интернет-ресурсы к СМИ, мажилисмены одобрили, а сенаторы до сих пор всеми силами старались не замечать. Настолько, что пытались даже якобы избежать присутствия журналистов на заседаниях рабочих групп. Но когда пресса явилась организованной толпой к руководителю этой группы — депутату Сената Нурлыгаим Жолдасбаевой, она отрицала все слухи, и в итоге лично пригласила представителей СМИ на все последующие рабочие группы по интернет-поправкам.

Видимо, к этому моменту журналисты успели поговорить не только с г-жой Жолдасбаевой, поскольку на рабочей группе уже сенатор Талгатбек Абайдильдин «реанимировал» тему всеобщей СМИ-уравниловки и поинтересовался, будет ли распространяться требование о регистрации в Министерстве культуры и информации на интернет-ресурсы. Ответ Минкультуры удивил всех.

- Интернет-ресурсы постановке на учет в уполномоченном органе, коим является МКИ, не подлежат, — заявила ответсекретарь ведомства Жанна Курмангалиева.

То есть получилось, что все интернет-ресурсы по новому закону — это СМИ, но для Минкультуры они, оказывается — не СМИ? Или это опять проблема с парадигмой...

0 коммент.:

Отправить комментарий