11.09.2009

Витиеватый путь в светлое завтра


Автор: Ирина СЕРГЕЕВА

Партия «Нур Отан» на заседании бюро политсовета утвердила, по собственной характеристике, «глобальный, фундаментальный» документ – Концепцию программы индустриально-инновационного развития. Презентуя сей шедевр, партийцы уверяли, что именно благодаря этому документу перед отечественной экономикой откроется широкий путь в светлое завтра. Правда, судя по прозвучавшим выступлениям, путь этот будет весьма витиеват, тернист и сложен.
More...
Предполагалось, что концепция будет содержать принципиально новый взгляд на перспективы индустриально-инновационного развития страны. Но при внимательном прослушивании докладов, увы, стало ясно, что, по сути, «монументальный шедевр» является лишь своего рода срезом всех ранее действовавших и разрабатываемых сейчас программ да президентских поручений.

Торговые надежды

Концепция, как и положено документу такого рода, содержит анализ нынешнего состояния дел. Однако проблем партия нашла немного. В их числе тот факт, что по производительности Казахстан уступает «многим развивающимся странам», и то, что в стране «практически отсутствуют многие перспективные отрасли экономики, определяющие глобальный рост на долгосрочную перспективу».

Естественно, даже преданные партийцы не смогли закрыть глаза на то, что в экономике по-прежнему доминирует лишь сырьевой сектор и «сохраняется относительно низкий уровень развития малого и среднего бизнеса».

Правда, при этом нуротановцы свято верят, что именно Казахстан имеет все возможности, чтобы стать едва ли не «главным производителем всей планеты», причем в первую очередь благодаря своему геополитическому положению. Поэтому, по их мнению, «страна должна принять целенаправленное участие в международных торговых союзах».

- Как конкретные примеры мы предлагаем следующие две торговые инициативы, — заявил заместитель председателя инновационного комитета «Нур Отана» Канат Тулеметов. — Это «Ворота в Россию» и «Торговый эксперт по Азии», опирающиеся на уникальные компетенции и логистический сервис мирового уровня для торговли с этими странами.

О том, что «логистический сервис» еще необходимо создать, представитель партии упомянуть забыл. И для кого Казахстан может выступить в качестве «ворот в Россию», тоже не сказал. У язвительных журналистов тотчас родилось юмористическое предположение: может, для Афганистана трафик легализуем? Чтобы не по тайным тропам наркоту таскали, а, как приличные люди, по нормальному коридору?

Старая песня по-новому

Но шутки шутками, однако конкретных предложений в докладе, к сожалению, так и не прозвучало. За исключением, пожалуй, одного — основную ставку в индустриально-инновационном развитии партия предлагает делать за счет прямых иностранных инвестиций. Государственный бюджет и внутренние инвестиции — не в счет.

Также стране предлагается заняться трансфертом современных технологий, созданием «современных средних высокотехнологичных предприятий с количеством занятых 200 — 300 человек и оборотом около $20 — 30 млн». Наряду с этим необходимо уделять особое внимание развитию человеческого капитала и проводить «эффективную политику по удержанию и привлечению талантов». В списке «ключевых рекомендаций» партии — внедрение «оазисной» модели привлечения инвестиций, или, иначе, «создание четырех-пяти пилотных промышленных парков под управлением международных операторских компаний». Еще из рекомендаций: «разработка и запуск ряда системных проектов для диверсификации экономики и развития МСБ, разработка программы «Территория роста» для поддержки перспективных средних компаний, будущих звезд экономики».

О тех проектах и программах, которые уже реализуются, партийцы не сказали ни единого слова. Хотя, по сути, база под эти прожекты уже есть. В стране

действуют социально-предпринимательские корпорации (СПК), цель создания которых изначально была в поддержке бизнеса на местах и развитии промышленных предприятий. А предлагаемая к разработке программа «Территория роста» — это не что иное, как уже действующая «30 корпоративных лидеров».

Однако такие вопросы и рассуждения возникали только в пресс-зале. Похоже, лишь журналисты подметили, мягко говоря, схожесть «глобального труда» с действующей стратегией индустриально-инновационного развития и уже давно заявленными правительственными программами. Члены бюро политсовета партии, в числе которых и первый вице-премьер Умирзак Шукеев, такими мыслями явно не озадачивались. Последний даже заметил, что разработанная партией концепция вполне может быть использована при разработке правительственного документа.

Без подсказки никуда?

Бюро политсовета также рассмотрело итоги работы комитета партийного контроля, созданного при «Нур Отане» в прошлом году. Глава этого комитета Буран Рахимбеков гордо отрапортовал, что ряды партии от недостойных людей очистили. Если сравнивать с цифрами прошлого года, то из партии исключено 209 человек.

Правда, признал г-н Рахимбеков, «не всегда партийная организация своевременно реагирует на факты совершения преступлений и других правонарушений, нарушение этических норм членами партии, занимающими высокие руководящие посты». Поэтому необходимы новые подходы к внутренней контрольной работе, например, назрела необходимость в принятии кодекса чести члена НДП «Нур Отан».

Отчитался глава комитета и о работе комиссии по контролю за использованием средств Национального фонда, выделенных на реализацию антикризисной программы, и о деятельности антикоррупционного совета партии. Впрочем, информация содержала лишь данные о том, сколько заседаний было проведено, и какие вопросы заслушаны, да о количестве принятых обращений граждан.

Любопытно, что каждый блок доклада начинался со слов «во исполнение поручения председателя партии, президента Республики Казахстан...». Собственно, сам комитет и антикоррупционный совет были созданы после прямого президентского поручения. Невольно возникает вопрос: а способна ли партия додуматься до чего-нибудь самостоятельно, не дожида­ясь прямого указания от первого лица?

К слову, изначально идея президента об усилении роли политических партий заключалась в том, что именно ПАРТИЯ, формируя через свое парламентское большинство состав правительства, будет контролировать деятельность исполнительной власти. Но, похоже, в «Нур Отане» об этом уже запамятовали...



Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №34 (169) от 11 сентября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий