11.09.2009

Opel меняет национальность?


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Автоконцерн Opel, о продаже которого судили и рядили многие месяцы, наконец, нашел тихую гавань. Победителем в торгах стал канадско-российский консорциум «Magna -Сбербанк». Ему достанется контрольный пакет акций автогиганта, но не патенты.
More...
10 сентября, в день, когда весь мир отметил не слишком радостную дату — первую годовщину мирового финансового и экономического кризиса — из Германии пришли добрые вести. О завершении затянувшегося «перетягивания» Opel сообщил хозяин — американский концерн General Motors.

Новая метла чисто метет?

Впрочем, особо радоваться канадско-российскому консорциуму не приходится. Доступа к внутренним патентам General Motors и американскому автомобильному ноу-хау новые владельцы не получат, несмотря на все свои старания. На этом настояла компания-продавец, угрожая в противном случае предпочесть конкурентов из финансового дома RHJ International, которые патентами совершенно не интересовались. Канадско-российскому консорциуму пришлось в срочном порядке менять свою концепцию, приводя ее в соответствие с требованиями продавца.

Итак, фирма Magna совместно с российским Сбербанком покупает 55% акций концерна Opel. Российский автопромышленник ГАЗ построит в России дополнительные сборочные цеха — на территории РФ планируется выпустить более миллиона машин этой марки. GM оставляет у себя 35% и остается, таким образом, крупнейшим инвестором. В качестве «регулятора» возможных разногласий между будущими партнерами выступает коллектив работников компании Opel (имеются в виду сотрудники «коренных», немецких предприятий) — своим 10%-ным пакетом акций он сможет, в случае возникновения конфликта, поддержать любую из трех сторон.

Компания Magna объявила, что намерена сохранить все четыре немецких завода фирмы Opel, но из более чем 50 тыс. рабочих мест планируется сократить лишь 2,6 тысяч. Всего же по Европе «под нож» пойдут 11 тысяч рабочих мест — в основном, в странах Восточной Европы, где будут свернуты сборочные цеха, которым предстоит перекочевать в Россию. За свое обещание сохранить рабочие места в Германии Magna скромно попросила немецкое правительство выполнить данные им обязательства и предоставить Opel госпомощь на общую сумму в 4,5 млрд. евро. Сам канадско-российский консорциум намерен вложить в дело 500 млн. евро, из них минимум 350 млн. должны быть использованы как базовый капитал.

Всем спасибо, все довольны?

Вполне удовлетворен оказался продавец — General Motors. Формально он теряет контроль над своей немецкой «дочкой», на деле же остается крупнейшим держателем ее акций, чья доля серьезно превышает уровень так называемого «вето-меньшинства». Это означает, в первую очередь, что лелеемые и охраняемые патенты GM не уплывут в лапы «русского медведя», как это предсказывали конкуренты из RHJI. Так что руководство GM с облегчением заявило, что и после продажи фирма Opel останется «полностью интегрированной частью в системе развития продукции» американского автогиганта.

Более того — General Motors подчеркнул, что намерен, совместно с исследовательскими группами фирм Opel и Vauxhall, и далее разрабатывать новые модели автомобилей марки Opel — в первую очередь, новые Astra и Insignia — последнее заявление особенно важно, так как Insignia, по отзывам специалистов, являет собой прорыв по многим направлениям автомобильного строительства. До сих пор высказывались опасения, что эта разработка окажется выброшена на помойку лишь из-за того, что компания Opel оказалась на грани банкротства. Теперь уже ясно — Insignia выживет, на радость автолюбителям и, похоже, на горе ближайшим конкурентам, итальянской компании Fiat.

Довольным кажется и правительство Германии. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что «Opel и GM выходят на новый путь». Долгое время всеми силами поддерживавшая канадско-российский консорциум, госпожа Меркель сообщила о том, что «несказанно рада тому, что было принято решение, отвечающее желаниям немецкого руководства и немецких рабочих», и подтвердила обязательства Германии по финансовой поддержке Opel.

...Уже вечером 10 сентября российские СМИ немедленно заполнились победными реляциями на тему покупки фирмы Opel, а знаменитая информационная программа «Время» даже выдвинула лозунг: «Opel меняет национальность!». На самом деле, это, конечно же, не так. Когда компания Opel находилась во владении концерна Fiat — это не означало, что она стала итальянской. Когда Opel был куплен фирмой General Motors — немецкий автомобиль не стал американским. Соответственно, и русским он тоже не станет — тем не менее, для радости есть повод: можно с уверенностью сказать, что Сбербанку Opel принесет немалый доход, а России — десятки тысяч рабочих мест.


0 коммент.:

Отправить комментарий