11.09.2009

Weekend: от Оренбурга до Туркменбаши


Автор: Валерий МАРКОВ

Пришла пора устранять накопившиеся проблемы – так, видимо, решили президенты четырех прикаспийских государств и запланировали раунд встреч и переговоров на предстоящие выходные. При этом наибольшая нагрузка выпала на глав Казахстана и России, которые в пятницу встречаются в Оренбурге, затем перемещаются в Актау, там к ним присоединятся президенты Азербайджана и Туркменистана.
More...
А закончится неделя в Туркменбаши, где состоится встреча с участниками этапа «Шелковый путь» Казань – Ашгабат международного ралли «Дакар». Но наибольший интерес вызывает, несомненно, встреча в Актау.

Длинный уикенд начнется 11 сентября в Оренбурге, где состоится VI форум казахстанско-российского межрегионального сотрудничества с участием глав двух государств Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. «В рамках форума планируется обсудить вопросы торгово-экономического, приграничного, культурно-гуманитарного сотрудничества, а также взаимодействия в сфере топливно-энергетического комплекса и транспорта», — сказал официальный представитель МИД республики Ержан Ашикбаев на брифинге в понедельник в Астане. В работе форума примут участие главы областей Казахстана и регионов Российской Федерации, руководители государственных органов двух стран. Подобные форумы стали уже традиционными и вызывают большой интерес политиков и в деловых кругах.

Дело в трубе

Как сообщило Kazakhstan Today со ссылкой на МИД республики, 11—13 сентября в Актау состоится неформальный саммит глав Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана. По словам официального представителя министерства, «в ходе саммита предполагается обсуждение вопросов сотрудничества в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве, в том числе в рамках Содружества Независимых Государств, а также энергетической и транспортной проблематики региона с участием Казахстана, России, Азербайджана и Туркменистана».

Политические обозреватели полагают, что вопросы интеграционного сотрудничества будут все же не главными, тем более в отношении СНГ. По мнению аналитиков, на встрече будут обсуждать возможность формирования Организации каспийского экономического сотрудничества в составе пяти государств (с Ираном). Но на первое место встанут вопросы энергетической и транспортной проблематики, преодоления противоречий, возникших между Туркменистаном и Россией, Туркменистаном и Азербайджаном.

Как считают эксперты «Времени новостей», в Кремле рассчитывают в ходе визита Дмитрия Медведева в Среднюю Азию прекратить конфликт с Туркменистаном и договориться о том, о чем не может уже несколько месяцев договориться «Газпром», — о возобновлении закупок туркменского газа. Стоит отметить, что в этом очень заинтересован и Казахстан, который теряет значительные средства в виде платы за транзит туркменского газа в Россию и несет расходы на поддержание в рабочем состоянии транзитных газопроводов. Кроме того, сейчас приостановились работы по осуществлению проекта Прикаспийского газопровода, в котором Казахстан также заинтересован.

Напомним, что газовые отношения России и Туркменистана оборвались в апреле, когда произошел взрыв газопровода «Средняя Азия — Центр». Этому уже предшествовали напряженные коммерческие переговоры. В первом квартале «Газпром», несмотря на снижение объемов своего экспорта, закупал газ в полном объеме — около 11 млрд куб. м на $3,5 млрд. Ашгабату было предложено снизить либо объем газа, закупаемого российской стороной, либо его цену. Однако руководство Туркменистана отказалось идти на уступки и менять условия соглашения.

По словам информированного источника «Времени новостей», после разразившегося конфликта стало ясно, что урегулировать отношения придется на политическом уровне. Этого, кстати, давно ждали в Туркменистане — отказ президента республики Гурбангулы Бердымухаммедова приехать в июне на Санкт-Петербургский экономический форум объяснялся, в частности, тем, что Москва упорно спускала возникшие проблемы на уровень «Газпрома», который не добился никаких успехов в этом. А потому переговоры Дмитрия Медведева и президента Туркменистана готовятся в расчете на достижение конкретных договоренностей. Дмитрий Медведев уже высказал на этой неделе идею регулировать газовое сотрудничество между прикаспийскими странами с помощью межправительственных соглашений, а не контрактов, заключаемых компаниями.

Как сообщил российский президент, он намерен обсудить эти вопросы с лидерами Казахстана, Туркменистана и Азербайджана на неформальном саммите в Актау.

Российские эксперты предполагают, что в ходе визита будут достигнуты не только собственно политические договоренности, но и, вероятно, коммерческие: в частности, сразу будет оговорена цена поставок. Скорее всего, сейчас Москве придется пойти на некоторые уступки.

Напомним, что Туркменистан — крупнейший экспортер газа в Центральной Азии. По словам ее президента, страна занимает четвертое место в мире по запасам газа после России, Ирана и Катара. Тактика Бердымухаммедова проста: он пытается продемонстрировать России, что в случае продолжения блокирования поставок туркменского газа его страна переориентируется на другие рынки сбыта. Если не сегодня, так завтра Туркменистан из зависимого партнера России превратится в ее конкурента. В то же время потребность в газе отнюдь не обязательно будет увеличиваться, а покупатели могут захотеть получать его из нескольких источников — хотя бы для того, чтобы не зависеть от России.

Президент Туркменистана посетил Болгарию и Турцию, чтобы договориться с руководством этих стран о возможных поставках туркменского газа. Болгария согласна получать газ из Туркменистана. Но, как отметили эксперты, новое правительство страны ломает голову, как его получить в обход России. Турция также стремится сделать строительство Nabucco важной частью своих взаимоотношений с Западом. Бердымухаммедов предлагает Анкаре свой газ для Nabucco, осталось только понять, как его доставить.

Ответное заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова было достаточно жестким и однозначным: никакие трубопроводы через Каспий невозможны без согласия всех прикаспийских государств. А получить такое согласие отнюдь не просто, учитывая позиции России и Ирана. Но сама идея доставки газа по Nabucco гармонирует с китайским проектом Ашгабата. По большому счету, у Туркменистана нет иного выхода, кроме как диверсификация газовых поставок.

По дну или по воде

Профессор Бакинского государственного университета, эксперт по проблемам Каспия Рустам Мамедов поддерживает инициативу президента РФ Дмитрия Медведева о проведении саммита. «Это очень логичный ход России. В Москве прекрасно понимают, что если начнут конфликтовать малые государства, то пострадают интересы великих держав, прежде всего России, а России этот конфликт абсолютно не нужен», — сказал Мамедов в интервью агентству Интерфакс-Азербайджан.

Эксперт выразил надежду, что предстоящая встреча глав государств позволит разрешить противоречия Азербайджана и Туркменистана по вопросу спорных месторождений. «Я думаю, что президент Медведев постарается примирить Азербайджан с Туркменистаном, поскольку любой конфликт способствует проникновению в этот регион третьей силы, что противоречит декларации Второго каспийского саммита», — заметил профессор.

А независимый азербайджанский эксперт по нефтегазовому комплексу Чингиз Велиев в интервью ИА REGNUM Новости отметил, что «безусловно, каждый участник встречи в Актау будет преследовать собственные цели. Думаю, что Россия попытается консолидировать политику этих прикаспийских государств с целью выработки единой транзитной, маршрутной и тарифной позиции при выводе их национальных энергоресурсов на мировые рынки.

Кроме того, российская сторона сделает попытку привлечь эти государства к сотрудничеству в реализации проектов в Каспийском регионе. Не исключено, что будет обсуждаться единая политика давления на Иран по вопросу раздела Каспия. Мне кажется также, что с учетом последних событий будет выработан документ, в котором лишний раз будет подчеркнута недопустимость привлечения третьих стран для решения спорных вопросов в регионе».

Напомним, что обострение туркмено-азербайджанских отношений произошло после состоявшегося 30 августа расширенного заседания Государственного совета безопасности Туркменистана, на котором президент Бердымухаммедов заявил о планах по усилению военного присутствия на Каспии с целью защитить морскую границу республики «от чужих посягательств». В рамках этих планов к 2015 году Туркменистан планирует построить на Каспии военно-морскую базу постоянного базирования, создать систему локационного и оптического контроля морской акватории, закупить современные скоростные патрульные катера и два корабля, вооруженных ракетами.

Для повышения боеготовности туркменского ВМФ планируется регулярно проводить военно-морские учения. Все эти меры, по словам Г. Бердымухаммедова, направлены на борьбу «с контрабандистами, террористами и любыми другими силами, которые будут пытаться нарушать государственную морскую границу Туркмении или создавать там нестабильную обстановку».

А главной и исходной причиной обострения туркмено-азербайджанских отношений является спор по поводу принадлежности богатейших нефтегазовых ресурсов Каспийского моря, которые две республики не могут разделить. Основные противоречия между Азербайджаном и Туркменистаном касаются принадлежности месторождения Сердар (азербайджанское название — Кяпаз), которое, по оценкам специалистов, содержит до 50 млн тонн нефти.

Спорными Туркменистан считает и месторождения Осман и Омар (Азери и Чираг соответственно), разработка которых уже давно ведется консорциумом западных компаний, включая ВР, ExxonMobil и Statoil, и в настоящее время дает Азербайджану основной объем добычи нефти.

Однако даже в случае урегулирования всех разногласий между Туркменистаном и Азербайджаном нерешенной остается проблема правового статуса Каспийского моря. По этому вопросу в настоящее время сформировались две основных позиции. Россия предлагает не делить толщу воды на национальные сектора, чтобы не препятствовать свободе судоходства, а в целях регулирования недропользования разделить дно по принципу срединной линии.

Против этого выступает Иран, который, располагая всего 14% побережья Каспийского моря, предлагает выделить ему 20% площади дна, а остальное «делите как хотите». Туркменистан и Азербайджан, которым в этом случае придется делиться с Ираном своими секторами, такая перспектива не устраивает.

Напомним, что в 2003 году Россия, Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии, однако проблему его статуса это не решило. Неурегулированность статуса Каспия мешает прокладке по его дну газопроводов, поскольку неясно, кто и каким участком дна владеет.

Так, эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар, слова которого процитировало информационное агентство REGNUM, считает, что Россия и Иран имеют возможности не допустить строительства любых газовых или нефтяных трубопроводов через Каспий, поскольку международное право требует согласия всех стран, которым принадлежат участки морского побережья. В этом контексте последний демарш Ашгабата о намерении передать вопрос спорных месторождений в международный суд и модернизировать собственный ВМФ свидетельствует о его стремлении к скорейшему разделению не только дна, но и водообъема Каспия, что позволит Туркменистану «иметь все юридические и политические возможности для прокладки новой газовой трубы в Европу».

По мнению эксперта Фонда стратегической культуры Александра Шустова, в ближайшее время следует ожидать очередного раунда дипломатической борьбы вокруг определения правового статуса Каспийского моря. Однако отсутствие на встрече в Актау иранского президента говорит о том, что окончательного решения вопроса о статусе Каспийского моря на этом саммите достичь не удастся, а его наиболее вероятным результатом могут стать двусторонние договоренности в нефтегазовой сфере.


0 коммент.:

Отправить комментарий