11.09.2009

«Ак орда» приоткрыла завесу тайны


Автор: Тулеген АСКАРОВ

Обозревателям, избалованным за лето перманентными публичными дебатами финансистов с периодическим выходом на авансцену силовиков, начало информационной осени показалось довольно пресным. Как будто по мановению волшебной палочки жаркие дискуссии вдруг сошли на нет.
More...
Вполне возможно, что установку на паузу всем участникам этих споров и уголовных дел дала «Ак орда», обеспокоившись значительным ухудшением инвестиционного имиджа казахстанской экономики из-за провальных акций властей в банковском секторе. К тому же для банковского сектора наступил исторический момент истины в виде разработки концепции его новой архитектуры и финансовой системы в целом. Впрочем, сказать, какой именно сюрприз власти готовят бизнесу на этот раз, пока сложно.

Нового не услышали

Ожидалось, что завесу тайны над этой концепцией приоткроет выступление главы государства на открытии III сессии парламента. Однако, как выяснилось, непосредственно в 5 основных направлениях, на которых в ближайшее десятилетие должны быть сосредоточены усилия государства и общества, развитие финансового сектора не значится.

Президентом говорилось о посткризисном восстановлении экономики, обеспечении ее устойчивости, создании конкурентоспособного человеческого капитала, обеспечении населения базовыми социальными и жилищно-коммунальными услугами, поддержании межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений.

Тем не менее пункт, посвященный устойчивости и конкурентоспособности финансового сектора страны, в выступлении все же был. Правда, понять, в какой мере его основные тезисы имеют отношение к разрабатываемой концепции национальной финансовой архитектуры, оказалось непросто.

К примеру, президент говорил об усилении роли финансового надзора, изменении законодательства по вопросам страхования, повышении эффективности бюджетного законодательства, комплексном совершенствовании законодательства в сфере банковской деятельности, валютного регулирования и контроля. Но можно напомнить читателям, что и год назад глава государства ставил задачу усиления роли и полномочий АФН. В результате был принят закон о финансовой устойчивости, ставший основой для захода правительства в «БТА Банк» и «Альянс Банк». А совсем недавно были внесены поправки в действующее законодательство по вопросам валютного регулирования и контроля.

Вряд ли можно считать новой и тему повышения эффективности бюджетного законодательства. Тезис главы государства о том, что важнейшим источником экономического развития теперь станет бюджет, с одной стороны, воплощается в жизнь уже давно, по крайней мере с начала последнего финансового бума, перешедшего в кризис, а с другой - не отвечает нашим реалиям и постулатам рыночной теории, поскольку бизнес и население в конечном итоге инвестируют в экономику не меньше государства.

Довольно спорно выглядит и выбор нового главного критерия оценки финансовой системы — им, по мнению Нурсултана Назарбаева, станет диверсификация экономики и инновационный промышленный рост. Конечно, с государственных банков, в первую очередь с Банка развития Казахстана и госхолдинга ФНБ «Самрук-Казына», за это нужно спрашивать по всей строгости, поскольку их и создавали для решения данной важной задачи. Однако частные банки и прочие финансовые компании создаются их владельцами совсем для другой цели - получения максимально возможной прибыли!

Безусловно, позитивом можно считать то, что мимо внимания президентских спичрайтеров не прошли заявления европейских лидеров о повторении прежних ошибок банками, которые, как заметил глава государства, «оживились и начали работать»: для своих сотрудников они ставят «огромные бонусы и идут по той же проторенной дороге». «Мы не должны этого допустить», — резюмировал г-н Назарбаев, потребовав, чтобы «казахстанская банковская система удерживала все коммерческие, финансовые и валютные риски в допустимых пределах».

Такой общий взгляд на эту проблему не может не удивлять — ведь власти Франции уже четко обрисовали правила контроля за доходами финансистов, а президент этой страны Николя Саркози (кстати, его визит в нашу страну ожидался этим летом, но затем был отменен) даже назначил «зарплатного царя» для контроля за бонусами в лице экс-главы МВФ Мишеля Камдессю! Инициатива Франции уже поддержана всеми министрами финансов стран-членов ЕС, кроме Великобритании.

Напомним читателям, что правила финконтроля по-французски довольно просты. Во -первых, финансовые институты обязывают раскрывать сведения о вознаграждениях вместе с информацией об эффективности деятельности банкиров и трейдеров. Во-вторых, вводится запрет на включение гарантированных премиальных в договоры с новыми сотрудниками, а работающие топ-менеджеры смогут получать лишь треть суммы бонуса, да и то в виде акций либо опционов на них. Остальную часть бонуса можно будет получить лишь через три года с момента выплаты его первой доли. В-третьих, трейдерам финансовых организаций в течение ближайших трех лет придется работать и вовсе без бонусов.

В Казахстане, по идее, такие правила нужно было принять еще зимой, сразу же после вторжения государства в «БТА Банк» и «Альянс Банк», в первую очередь в части раскрытия сведений о зарплатах и бонусах их нового топ-менеджмента, а также вознаграждениях членов советов директоров. Сейчас же контроль в данной сфере необходимо распространить на банки с государственным участием в их капитале - «БТА Банк», «Казкоммерцбанк» и «Народный банк Казахстана», а затем и на «Альянс Банк», где формально правительство не является пока акционером.

Кроме того, есть еще «Жилстройсбербанк», «Казахстанская ипотечная компания», Банк развития Казахстана и другие госорганизации банковского профиля. Далее, охвату подлежат финансовые институты из других секторов — пенсионного и страхового, которые государство контролирует напрямую либо через упомянутые банки, плюс брокерско-дилерские компании, аффилированные с банками, в капитале которых есть доля государства. При этом все сведения о выплаченных бонусах должны публиковаться как на сайтах финансовых организаций и в их официальных сообщениях на эту тему, так и на сайте АФН в открытом доступе.

Вряд ли можно считать новым руководством к действию и тезис президентского выступления, выдвигающий задачу обеспечения более высокого уровня сбережений как источника внутренних ресурсов экономического роста, а от правительства и нацхолдингов требующий «сократить расходы государственного бюджета и максимально использовать заимствования на отечественном фондовом рынке путем выпуска облигаций».

Как уже известно читателям, другого источника сейчас просто нет, ибо рынок внешних заимствований вряд ли откроется в ближайшие годы для отечественных частных банков после трюка с реструктуризацией, который правительство устроило иностранным инвесторам. Наращивать уровень сбережений населению и бизнесу нет никакого смысла после февральской девальвации тенге — все равно Нацбанк придумает вновь, как обесценить отложенные тенговые средства, а ставить на «дефектал» тоже опасно из-за угрозы введения специального валютного режима в стране.

Задача аккумулировать большую часть доходов от сырьевого сектора в Национальном фонде также не отличается новизной, ибо уже реализуется на практике. А цель достижения его активами планки не менее 30% от ВВП спустя 10 лет не производит впечатления, так как даже сегодня их объем находится на уровне порядка 20%. Призыв «ответственно» управлять валовым внешним долгом страны также звучит несколько запоздало после дефолтов крупнейших банков страны.

И уж совсем нереалистичной выглядит цель перехода к антицикличной фискальной политике, когда государству придется уменьшать свои расходы в период роста экономики и увеличивать их во время спада. Ведь сам президент в последнее время как раз таки неоднократно требовал от правительства урезать госрасходы везде, где это возможно!

А еще совсем недавно во времена экономического бума государство подавало не лучший пример рачительного обращения с бюджетными средствами, буквально зарывая деньги в землю, плодя всевозможные институты развития с сомнительной экономической эффективностью деятельности, запустив в небеса непригодный спутник и построив не самые необходимые объекты для страны, на проектирование и возведение которых даже не объявлялись тендеры!

«Акулья» логика Азамата Джолдасбекова

Поскольку, как выяснилось, «Ак орда», правительство, Нацбанк и АФН до сих пор не могут внятно объяснить обществу, как ими будет перестраиваться финансовая система страны, то остается лишь ждать выступлений тех «отцов-основателей» банковского сектора, которые в отличие от Григория Марченко не связаны сейчас административными узами. Для них наступило самое время исповедаться на заданную тему и рассказать о том, каким образом эта лучшая визитная карточка экономических реформ Казахстана оказалась теперь падчерицей власти, ранее признававшейся ей в любви на День святого Валентина.

Ведь как бы уважаемым финансистам и не хотелось появляться с публичными объяснениями на людях, но общество уже давно ждет объяснений от Даулета Сембаева, Ораза Жандосова, Кадыржана Дамитова, Серика Аханова и других членов президентской «дрим-тим» середины прошлого века. Тем более что с самого начала агрессивных реформ в банковском секторе, которые проводила эта команда с момента прихода в Нацбанк под руководством г-на Сембаева, журналисты не раз предупреждали ее членов о том, что погоня за быстрым ростом валовых показателей этого сектора до добра не доведет, включая и сопутствовавшие ей PR-ходы со сбриванием и отращиванием бороды, победные рапорты главе государства об очередном повышении рейтингов Казахстана, росте активов и капиталов банков.

Ну а пока уважаемые «отцы-основатели» банковского сектора хранят упорное молчание, свой голос довольно неожиданно подал один из «отцов» биржевого рынка страны - экс-президент Казахстанской фондовой биржи (KASE) Азамат Джолдасбеков, которой он руководил на протяжении 7 лет, а до этого возглавлял в 1999 — 2001 годах Национальную комиссию по ценным бумагам.

При этом г-н Джолдасбеков не стал ограничиваться в своих суждениях сугубо биржевой сферой и вышел очень далеко за ее пределы, дав интервью «Курсиву». В нем он объявил о наступлении «нового периода экономического развития человечества», который люди, увы, не могут осознать из-за пережитков «эпохи гламура», из-за чего и получается особо болезненным переход к этой новой формации!

Он также заявил, что «мирового финансового кризиса на самом деле нет. Его и не было»! И со знанием дела подтвердил, что «время надувных денег и выдуманных активов кончилось», а «эра чистого капитализма завершилась даже на Западе» и «нынешние вмешательства правительств в экономику — это, по сути, вливание в капитализм (свободный рынок) очень большой порции социализма (плановости и регулирования)».

А вот еще один программный тезис от г-на Джолдасбекова: «Я в исламское финансирование не верю. Это все от лукавого. Коран напрямую запрещает ростовщичество. Исламское финансирование — это манипулирование терминами. Называть другими словами то, что Кораном на самом деле запрещено, — это неправильно. А тот факт, что в последнее время многие страны тратят усилия на привлечение исламских финансов, — это не что иное, как реверанс в сторону кошельков Ближнего Востока, игры по их правилам с целью получения дополнительных средств».

Фондовый рынок, точнее, спекулятивный рынок акций г-н Джолдасбеков сравнил с казино, где все тенденции определяют «акулы — очень крупные игроки», а «спекулятивная мелкота пытается виться вокруг акул и отщипнуть кусочки». При этом на нашей бирже, с его слов, технический анализ не применяется, поскольку это «математическая модель исторического массового поведения инвесторов», в то время как на отечественном рынке инвесторов мало, да и история его короткая. По этой причине, как утверждает экс-глава KASE, «поведение игроков казахстанского фондового рынка построено на слухах».

«Акулья» логика г-на Джолдасбекова вполне логично подводит его к утверждению о том, что аффилированность крупных брокерских компаний с банковскими группами — нормальное явление, а посему отечественному рынку вполне достаточно порядка 15 таких компаний и банков. По его оценкам, в прошлом году брокерских «контор» насчитывалось более ста, что «раз в шесть превосходит реальную потребность страны в брокерах». «Пенсионных фондов, — утверждает финансист, — тоже требуется меньше. Они должны быть очень крупными. Казахстан придет к этому», поскольку «свободный рынок тоже имеет свои минусы», а посему «государство должно приложить волю и сократить количество участников рынка».

Не обошел вниманием г-н Джолдасбеков и нынешнее состояние Регионального финансового центра Алматы. С его точки зрения, «есть проблемы с выбором неправильной, искусственной нынешней модели РФЦА, но сама идея РФЦА имеет право жить в том или ином виде».

По поводу госпрограммы повышения финансовой грамотности он заметил, что «это правильная и нужная задача. Но зачастую в нашей стране палят из пушки по воробьям. В том смысле, что на различные программы зачастую затрачивается огромное количество денег». Средств в это дело государство вложило действительно много, включая и положенные в таких случаях ассигнования для оплаты информационных услуг в рамках госзакупок.

Естественно, что реакция СМИ на это деловое предложение оказалась весьма закономерной, о чем и говорит г-н Джолдасбеков: «Многие журналисты, узнав о запуске программы финансовой грамотности, восприняли ее просто как большой рекламный пирог, в дележке которого надо поучаствовать». Правда, в итоге «пирог» достался узкому кругу победителей тендеров, которые, по слухам, отлично заработали на соответствующих информационных проектах РФЦА.

Высказывания такого рода и уровня сразу же вызвали предположения о том, что столь масштабный выход Азамата Джолдасбекова на информационную авансцену в нынешние напряженные времена неслучаен и может быть презентацией будущего политического назначенца самого высокого уровня. Назначенца, которому предстоит, к примеру, разрубить гордиев узел «БТА Банка» и «Альянс Банка», ведь не зря же финансист расценил как «сильные и честные шаги» известные меры властей США по банкротству финансовых институтов, а также автомобильных компаний «Крайслер» и «Дженерал Моторс».

В целом же г-н Джолдасбеков является убежденным сторонником госрегулирования экономики и разделяет предложение главы ФНБ «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова «подкручивать гайки», «избавляться от лишней шелухи, понтов, гламура и выстраивать более правильную систему. Чтобы, когда наступит следующая стадия расцвета, люди стали уже более осознанно относиться к деньгам, не раскидывать их направо и налево, формировали резервы и капиталы».

«Казком» обошел «Народный»

Пока в бюрократических недрах вызревает новая концепция развития финансовой системы, жизнь в банковском секторе идет своим чередом.

«Евразийский банк» перечислил инвесторам очередное купонное вознаграждение по своим облигациям разных выпусков на общую сумму 1,3 млрд тенге, «АТФБанк» — 650 млн тенге, «Казахстанская ипотечная компания» — 142,3 млн тенге.

«БТА Банк» уведомил о прошедшем в конце августа внеочередном заочном общем собрании его акционеров, в котором приняли участие держатели 78,8% от общего числа голосующих акций банка, то есть фактически один акционер в лице ФНБ «Самрук-Казына». В итоге аудитором банка была утверждена компания «Эрнст энд Янг» и одобрен внутренний нормативный документ, определяющий размеры и условия выплаты вознаграждений членам его совета директоров.

«АТФБанк» уведомил своих акционеров о проведении 2 октября внеочередного общего собрания для утверждения устава банка в новой редакции.

«Банк ЦентрКредит» сообщил о проведении общего собрания посредством заочного голосования, чтобы принять решения об изменении вида его неразмещенных объявленных акций банка, определении условий и порядка конвертирования привилегированных акций банка, конвертируемых в простые акции, и о внесении изменений в устав банка. Датой проведения подсчета голосов заочного голосования определено 19 октября 2009 года.

Из кадровых новостей отметим назначение теперь уже бывшего топ-менеджера Банка развития Казахстана Едигена Муханова главой Инвестиционного фонда Казахстана. На этом посту он сменил Сергея Ельцова, назначенного зам. председателя правления «БТА Банка». Согласование в АФН прошли Ержан Шайкенов, председатель правления «Темiрбанка», и Олжас Курманов, его финансовый директор, а Салтанат Жаркимбекова назначена главным бухгалтером «Данабанка». Добавим также, что «Евразийский банк» объявил о вакансиях исполнительных директоров по международным платежным карточкам и риск-менеджменту, а «Казинвестбанк» — управляющего директора по развитию корпоративного бизнеса.

Примечательные вести пришли с биржи об изменениях за последний месяц лета в рэнкинге «Топ-30» наиболее капитализированных компаний KASE, регулярно составляемом аналитиками агентства «Ирбис». «Казкоммерцбанк», капитализация которого в августе выросла сразу на $742 млн, до $2 млрд 24,7 млн (то есть в 1,6 раза!), передвинулся с 6-го на 4-е место и вышел в лидеры среди банков, сменив в этой роли «Народный банк Казахстана», опустившийся на 5-е место. У последнего этот показатель также увеличился весьма значительно — на $538,5 млн, до $2 млрд 2,3 млн.

Долгое время шедший впереди в банковском секторе «АТФБанк» теперь идет на 6-й позиции с капитализацией $1 млрд 322,9 млн, «похудев» за месяц всего на $0,8 млн.

На удивление прочными выглядят позиции дефолтных «Астаны-Финанс» и «БТА Банка». Столичная компания идет в рэнкинге 8-й с капитализацией в $780,2 млрд, причем ее потеря за август составила лишь $4,2 млн, тогда как «БТА Банк» «поправился» в весе на $89,8 млн, до $610,2 млн, что позволило ему подняться с 10-го места на 9-е и оттеснить kaspi bank ($558,8 млн, снижение на $0,3 млн).

«Банк ЦентрКредит» ($465,1 млн, прирост на $120 млн) передвинулся с 16-й на 12-ю позицию, в результате чего «Нурбанку» ($398,7 млн) пришлось опуститься на ступеньку ниже. «Темiрбанк» ($134,4 млн) идет 19-м, «Цеснабанк» ($118,4 млн) расположился на 20-м месте, тогда как «Альянс Банк» умудрился откатиться вниз с 22-й позиции на 29-ю — это произошло в результате снижения его капитализации в полтора раза до $73,2 млн.

Возглавляют рэнкинг «Топ-30» по-прежнему сырьевые гиганты — ENRC, увеличившая свою капитализацию в августе на $757,8 млн, до $18 млрд 786,8 млн, РД «КазМунайГаз» (прирост на $324,6 млн, до $9 млрд 159,2 млн) и Kazakhmys (прирост на $1 млрд 23,0 млн, до $8 млрд 518,4 млн).

Заверениям грош цена?

Нацбанк сообщил о росте его чистых международных резервов в августе на 0,2%, до $19 млрд 915 млн (с начала года — на 0,4%). При этом активы в СКВ центрального банка увеличились на 0,1% (с начала года — снижение на 0,2%), в золоте — выросли соответственно на 1,5% и 9%.

Деньги Нацфонда за последний месяц лета подросли весьма заметно — на 3%, до $23 млрд 222 млн, но по отношению к началу текущего года все еще наблюдается их снижение на 15,5%.

Ну а поскольку нынешний глава Нацбанка Григорий Марченко работает на своем посту с конца января, то вполне очевидно, что его заверения в изменении ситуации к лучшему с помощью февральской девальвации тенге остаются неисполненными. Кроме того, центральный банк, по всей видимости, лишь сейчас почувствовал угрозу надвигающейся дефляции и вынужден теперь ежемесячно понижать ставку рефинансирования.

На этот раз с прошлой пятницы ее уровень опустился с 7,5 до 7,0% под влиянием снизившейся инфляции в годовом выражении до 6,2% и падением индикатора KazPrime до 6,47%. Напомним читателям, что на столь низком историческом минимуме ставка была лишь в период с 7 июля 2003 года по 1 февраля 2005 года, то есть в разгонной стадии экономического бума, продлившегося до осени 2007 года.

Силовикам на заметку!

Из международных новостей выделим сообщения российских СМИ о том, что работающие в нашей стране ВТБ и «Альфа-Банк» решением российского Центробанка лишились возможности размещать на своих депозитах пенсионные накопления и средства так называемой военной ипотеки.

Это означает, что их клиентами не смогут быть управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. По сведениям российских СМИ, причиной такого решения центробанка стали убытки по итогам второго квартала, понесенные ВТБ и «Альфа-Банком».

Заодно наши коллеги известили о чистом убытке банка ВТБ по итогам августа в минус 6,9 млрд рублей, а за 8 месяцев текущего года - минус 16,6 млрд рублей и о том, что «Альфа-Банк» за август увеличил свой уставной капитал в 25 раз (!), проведя конвертацию эмиссионного дохода в акции.

Как бы то ни было, сейчас российские банки активно возвращают средства господдержки, полученные ранее во время обострения кризиса, и снижают свои аппетиты на эти средства. В результате наблюдается значительное снижение объема привлеченных ими новых депозитов от Минфина, а также кредитов, выданных центробанком.

В Казахстане, как известно, руководство Нацбанка уже давно говорит об избытке ликвидности в банковском секторе, однако, в какой степени это привело к снижению объемов кредитования им банков второго уровня, в первую очередь контролируемых государством, не говорится.

В заключение, поскольку в нашей стране сейчас делами банковского сектора фактически заправляют силовые структуры, мы бы посоветовали им переключить свое внимание с «затрамбованных» донельзя отечественных банкиров на более крупные цели - ведущие рейтинговые агентства и крупнейшие западные банки (последние, кстати, и ныне выступают консультантами нашего правительства и нацкомпаний).

Пример подали судебные власти США, признавшие на днях рейтинговые агентства Moody's и Standard & Poor's вместе с банком Morgan Stanley ответчиками по коллективному иску инвесторов, от которых, по утверждению истцов, была скрыта истинная степень опасности вложений в инструменты, обеспеченные ипотечными кредитами с высоким уровнем риска.

Поводом для казахстанских силовиков отличиться на этой ниве может выступить «дыра» в $1,1 млрд, с которой, как теперь выясняется, «Альянс Банк» сумел выйти на IPO в Лондоне. Эту «дыру» отчего-то не заметили ни рейтинговые агентства, ни консультанты банка по сделке, ни его аудиторы.

...В околобанковских кругах есть мнение, что выход экс-президента казахстанской биржи на информационную авансцену в нынешние напряженные времена не случаен. Может, это своего рода презентация будущего политического назначенца, которому предстоит, к примеру, разрубить гордиев узел «БТА Банка» и «Альянс Банка»?

Источник: Газета "Республика - деловое обозрение" №34 (169) от 11 сентября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий