19.10.11

О плюсах и минусах «народного IPO»

В прошлом номере газеты мы рассказали о международном опыте проведения «народных IPO», которые, по мнению экспертов, в большинстве случаев оказались провальными. В том числе и в России, что недавно в интервью газете «КоммерсантЪ» признал председатель правления ВТБ Андрей Костин. Банкир даже выступил против проведения «народных IPO» в будущем, поскольку практика продажи акций госкомпаний населению, по его мнению, себя не оправдала.

Автор: Сергей ЗЕЛЕПУХИН, Константин ПУКЕМОВ

Напомним, что опрошенные нами аналитики, проанализировав планы казахстанского правительства по первичному размещению акций нацкомпаний среди населения, пришли к выводу, что Казахстан движется по российскому пути. Но в этот раз мы поговорим об отличиях планируемого «народного IPO» в Казахстане и попытаемся найти ответ на вопрос, к каким результатам может привести очередной амбициозный проект казахстанских чиновников.



«Голубые фишки» народу не по карману



Начнем с того, что во время IPO в России, кроме «Роснефти», на рынке размещались акции главным образом банковских институтов — ВТБ и «Сбербанка», тогда как у нас планируется вывести компании преимущественно реального сектора, занимающие доминирующее или монопольное положение на рынке. Кроме того, первичное размещение на российском рынке пришлось на 2007 год, то есть буквально за год до глобального финансового кризиса, после наступления которого произошел обвал цен на акции и не только компаний, выведенных на рынок в рамках IPO.



При этом опрошенные нами аналитики в один голос заявили, что сегодня уверенно прогнозировать положение дел ни в одном из секторов экономики невозможно — неизвестно, что будет с котировками в ближайшей перспективе, не говоря уже о средне- или долгосрочном периоде. Например, старший экономист российской «Тройки Диалог» Антон Струченевский, отвечая на вопрос, насколько удачное время выбрано для старта IPO, разводит руками: «Ничего не могу сказать. Я даже по поводу будущего 2011 года не могу ничего сказать».



«IPO — это просто идеологический символ, подчеркивающий значимость компании. И это лишь красивая легенда о том, как компании будут развиваться в будущем», - так охарактеризовал в свою очередь обещания казахстанских чиновников ведущий аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.



Более оптимистично IPO оценил заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики, директор центра стратегических исследований Китая РУДН, специалист в области социально-экономических и политических процессов в странах ШОС Алексей Маслов. «IPO всегда выгодно для страны, - считает он. - Во первых, IPO предусматривает прозрачность: чтобы вывести компании на фондовый рынок, надо исполнить определенные требования, в том числе и по отчетности. Во вторых, компании начинают котироваться не по низким, государством установленным расценкам, а по рыночной стоимости. То есть первичное размещение обнажает реальную стоимость компаний. И в этом плане IPO выгодно».



Конечно, мы не спорим, что IPO, тем более крупных нацкомпаний, может дать мощный толчок для развития экономики и фондового рынка. Но правомерность проведения первичного размещения акций нацкомпаний именно среди населения вызывает немало вопросов у экспертов.



Как отмечает Алексей Маслов, IPO требует высокой грамотности, поэтому понятие «народное IPO», по его мнению, «очень противоречивое». «Под IPO мы предусматриваем котировки компаний на крупных биржах, где играют очень опытные игроки, где все участники рынка хорошо подготовлены и образованны, - подчеркнул он. - Они отлично понимают, где надутые акции, а где — нет. Поэтому обмануть их достаточно сложно. А если мы вовлекаем большие массы населения, то, к сожалению, образуется плодородная поч­ва для мошенничества».



Впрочем, отдельные эксперты уверены, что в «народное IPO» народ не пойдет — в нем примет участие лишь небольшая доля граждан, имеющих высокие сбережения. «Рынок акций для большинства населения Казахстана закрыт, - считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин и в доказательство своих слов приводит оценки общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»: — Более 60% граждан республики при самооценке материального положения относят себя к среднеобеспеченным слоям населения, притом что уровень доходов у них невысокий — менее 100 долларов на одного члена семьи в месяц при среднем размере семьи четыре человека. Какие уж тут инвестиции?»



Очевидно, что при таком раскладе массового участия казахстанских граждан напрямую в «народном IPO» ждать не приходится — в основном оно будет обеспечено косвенно, через покупку акций различными институциональными инвесторами: НПФ, ПИФами, страховыми компаниями. В общем, планируемое IPO если и можно назвать народным, то только с оговорками.



Кто выиграет от размещения?



Но главное, по нашему мнению, заключается даже не в этом. А в том, кто в конечном счете выиграет от первичного размещения акций нацкомпаний и куда пойдут эти средства. Ключ к пониманию этого вопроса, скорее всего, следует искать в сопутствующих условиях. Сращивание госаппарата с крупным капиталом и различные полулегальные, а то и вовсе коррупционные схемы — все это будет накладывать свой отпечаток.



На тему того, как будет проходить IPO в Казахстане, есть несколько не исключающих друг друга версий. Начнем с положительных.



Во первых, участвующие в процессе компании получат определенную финансовую подпитку. По мнению аналитика «Финама» Алексея Курасова, она нужна, например, сырьевым компаниям, которые обладают серьезными активами в виде богатых месторождений, но имеют большие проблемы с инфраструктурой. Поэтому часть денег, вырученных нацкомпаниями в результате первичного размещения своих акций, пойдет, по его предположению, на инфраструктурные и инвестиционные проекты, что придаст новый импульс для развития национальной экономики.



В вторых, размещенные акций нацкомпаний дадут новый стимул для становления полноценного фондового рынка. При этом у пенсионных фондов и других участников рынка появится набор новых ликвидных финансовых инструментов.



Тем самым частично будет снят вопрос дефицита привлекательных активов на внутреннем рынке для вложения постоянно растущих пенсионных накоплений.



Но есть и другая сторона медали. Под соусом «народного IPO», по мнению отдельных экспертов, произойдет очередной передел части национального богатства с закреплением прав собственности за узким кругом лиц.



«Власти Казахстана пытаются представить IPO как «народное», но честнее называть его — IPO неквалифицированных инвесторов, или, если говорить прямо, IPO для простаков, - сказал «Республике» знакомый с ситуацией аналитик, попросивший не называть его имени в газете. - Ведь сложно представить себе ситуацию, в которой по-житейски неглупый человек решит вложить свои кровные в бумаги, ценность которых он определить не может. На такое предложение купится только простак, поверивший обещаниям чиновников».



Обеспечить нужную явку, считает аналитик, смогут административный ресурс и агитационная кампания. Хотя и в этом случае, по его мнению, «вложения наивных физиков окажутся ничтожными по сравнению с объемами институциональных инвесторов, но придадут затее некоторый флер либерализма». «Иным способом перекроить рынок было бы сложнее. Ну и в качестве дополнительного бонуса — премия от вложившихся физических лиц. Мелочь, а приятно (вроде особняка в Лондоне). В итоге получится скорее имитация «народного IPO», - отметил аналитик.



Под видом размещения акций населению, предположил он также, реальным участникам рынка будет проще закрепить за собой «необходимые, очевидно согласованные доли, отшлифовать размеры пакетов акций». Причем этому процессу способствует нагнетание политической обстановки в стране. В этом свете IPO может быть еще одним свидетельством грядущего ухода «лидера нации» с поста президента, вынуждая чиновников начать передел собственности, прикрывшись в очередной раз интересами народа.



Поэтому не исключено, что под благородными лозунгами будет происходить раздел наследства как в какой-нибудь склочной и разобщенной семье. В этом случае размещение акций нацкомпаний станет переделом национального богатства между кланами и влиятельными фигурами. С учетом не самых впечатляющих объемов (5—15% акций нацкомпаний), возможно, это всего лишь пробный шар элиты нового способа перераспределения госсобственности.



Кстати, согласно версии, которую высказал недавно в интервью газете «Время» экономист Канат Берентаев, «народное IPO» станет очередным способом легализации «теневых» доходов чиновников. «Это логическое завершение схемы легализации капитала, который уже сконцентрирован у незначительной части власть предер­жащих чиновников, - считает он. -... Появится возможность при декларировании доходов и расходов указывать, что львиная доля семейных доходов — полученные дивиденды. Появятся еще несколько десятков тенговых миллиардеров и миллионеров, состояние которых является легальным с точки зрения закона».



Согласитесь, с этой точки зрения вполне логичным выглядит решение правительства дать право госчиновникам участвовать в IPO, поскольку часть из них может воспользоваться этим для легализации капитала, накопленного через взятки, поборы и «крышевание».



Пример «народных» облигаций



Ну а с учетом того, что многие наши госчиновники далеко не бедные люди, в отличие от большинства населения, плюс очень информированные, возникает подозрение в отношении возможной следующей схемы: т. н. народные инвесторы скупают часть размещенных акций нацкомпаний на первичном рынке и сразу после этого или через какое-то время перепродают их на вторичном рынке — например, отдельным накопительным пенсионным фондам по более высокой стоимости.



Чтобы не показаться голословными, приведем пример с т. н. народными облигациями. Речь идет о МАОКАМ — госбумагах с привязкой к курсу доллара, выпущенных в ноябре 2009 года Минфином для населения. Тогда, помнится, чиновники, в том числе глава финансового ведомства Болат Жамишев, говорили охотно и много о преимуществах нового финансового инструмента для сохранения сбережений простых казахстанцев.



Говорилось также, что ставка будет сделана не на высокую доходность облигаций, а на сведение к минимуму валютных рисков и высокую ликвидность бумаг, что номинальная стоимость одной МАОКАМ будет выражена в тенге и эквивалентна $10 за облигацию, что полугодовые вознаграждения и итоговое погашение бумаг будут осуществляться в тенге по официальному курсу тенге к доллару США, установленному Нацбанком на дату платежа, и так далее.



В общем, чиновники делали все, чтобы «слить» новый инструмент населению. Но в конечном счете на реализации «народных» облигаций кто-то хорошо нагрел руки. Напомним, что в течение нескольких дней после 17 ноября 2009 года, когда «Казпочта» закончила подписку на МАОКАМ, большая часть этих ценных бумаг на сумму более 9 млрд тенге была продана на Казахстанской фондовой бирже.



Суть трюка заключалась в том, что на первичном рынке двухлетние и трехлетние МАОКАМ были размещены с доходностью по 7,3 и 7,5% соответственно. Попав на фондовый рынок, их доходность к номиналу во время торгов оставалась малоизменчивой и доходила до 7 и более процентов. В итоге, продав их на вторичном рынке, кто-то заработал всего за первые несколько дней после их покупки более 600 млн тенге. Вот такое размещение по-казахстански.



...Так что приходится согласиться с аналитиком «Финама» Алексеем Курасовым, заявившем в разговоре с нашим корреспондентом, что начинать нужно не с проведения «народного IPO», а с подготовки условий для него. «Сегодня инвестирование в Казахстан, в публичные или частные компании упирается в основную проблему — договоришься ли ты с собственником, договоришься ли ты с чиновником или нет, - заметил он. - Это очень большая проблема. Это всегда неопределенность и отсутствие конкуренции».



А поскольку в Казахстане собственник и чиновник — категории весьма относительные и взаимопересекающиеся, то, по нашему мнению, для успеха «народного IPO» необходимо развивать не только инфраструктуру рынка и повысить финансовую грамотность казахстанцев, но и в первую очередь ликвидировать монополию на политическую власть, разорвать порочную связь госаппарата с крупным капиталом и увеличить уровень доходов населения. В противном случае все благие начинания так и будут упираться в интересы узкой группы лиц, контролирующей наиболее крупные экономические активы.



Власть играет с огнем



Первичное размещение акций нацкомпаний среди населения может стать очередной финансовой пирамидой, заявил в интервью «Республике» заведующий отделением востоковедения Высшей школы экономики (Москва), доктор наук Алексей Маслов. Он не исключает катастрофических для страны последствий.



Уже в следующем году Казахстан планирует провести «народное IPO». Однако чем ближе час «икс», тем больше вопросов и сомнений. Будет ли оно «народным», если народ в массе своей не столь богат, чтобы покупать акции компаний? Каким будет механизм купли-продажи при низкой развитости инфраструктуры рынка и Интернета в стране? Помочь нам ответить на эти и другие вопросы мы попросили заведующего отделением востоковедения Высшей школы экономики, директора центра стратегических исследований Китая РУДН, доктора наук Алексея Маслова.



- Алексей Александрович, в следующем году в Казахстане планируется провести «народное IPO». Однако эксперты предупреждают о рисках. Как можно их минимизировать?



- Мы должны понимать, что в Казахстане у населения нет даже среднего уровня экономической грамотности. Есть разные города с разным уровнем образования жителей, поэтому правильнее было бы начать с экспериментальных полей. То есть запускать IPO в тех или иных городах и областях в пилотном режиме. В противном случае, если программа будет запущена и начнет заваливаться, а, к сожалению, шансы такого развития событий велики, последствия будут просто катастрофическими. IPO превратится в пресловутую финансовую пирамиду.



- Каким образом?



- У развитых бирж есть система проверки и перепроверки состоятельности каждой компании. Надо просто уметь читать экономические отчеты по компаниям. А сколько людей в Казахстане умеют читать экономические отчеты? Наверное, не более 10%. Это и есть активные слои населения, которые смогут участвовать в IPO.



- Получается, называть «народным» такое первичное размещение акций не совсем правильно?



- Да. Иногда «народное IPO» путают с еще одной формой приватизации и перераспределения народного богатства. В России была ваучеризация, которую можно формально рассматривать как одну из форм «народного IPO», когда каждый получает некую долю народного богатства и может перепродать ее на рынке. Мы знаем, что население в России от такой приватизации мало что получило, кроме негатива. IPO вообще, а «народное» тем более — это очень непростая игра и без финансового, экономического образования населения приводит к печальным последствиям.



- Однако в России ваучеризация прошла без социальных потрясений...



- Последствия не обязательно могут выражаться в народных выступлениях. Ведь зачем проводится IPO? Теоретически оно дает каждому члену общества возможность участвовать в получении и распределении прибыли от продажи народных богатств, но на свой страх и риск. В теории это позволит обогатиться населению, но при условии правильной игры на бирже. Но на практике если люди не знают, как это все проверяется, то они вложат свои деньги и разорятся.



И главная опасность не в том, что эти люди выйдут на улицу и будут бастовать, а в том, что страна получит немало разорившихся людей, которые просто выпадут из активной социальной жизни: отчаяние, страх, стресс, крах надежд, продажа имущества, квартир. Опасно не восстание, а увеличение количества бедного населения. Будут ли выступления на улицах или нет, зависит от общего настроя людей и от того, насколько грамотно государство регулирует процессы в обществе.



С одной стороны, задача властей с помощью IPO увеличить экономическую активность населения. С другой — вытащить из кошельков населения, в хорошем смысле слова, некие деньги, которые они держат в загашнике, и заставить их работать в экономике. Теоретически это очень правильно, но практически люди могут просто разориться.



- Какие у государства есть рычаги, чтобы способствовать успеху IPO?



- В этом плане у государства огромные рычаги. Во первых, это массовая рекламная кампания. Реклама того, что каждый человек может стать собственником крупных компаний и получать прибыль. Во вторых, есть еще административный ресурс, но, надеюсь, Казахстан не решится его использовать. В некоторых средне­азиатских странах в административном порядке сотрудники крупных корпораций должны были покупать акции. Но это самый неудачный вариант.



- А как Вы оцениваете разрешение госслужащим участвовать в IPO?



- Это стандартный метод. Еще можно пообещать людям, участвующим в IPO, ряд льгот, то есть мощных рычагов у государства много. Но обычно в крупных азиатских странах, таких как Китай, Малайзия, «народное IPO» всегда начинается с небольшой промышленной зоны. Зоны, где очень велика активность населения, где население богато и понимает, что такое IPO. Как только эксперимент удается, он перебрасывается в другие регионы. Затевать же сразу подобное в масштабах всей страны — просто очень опасно.





Напомним, что



В первую тройку компаний, акции которых будут размещаться уже в следующем году, вошли АО «КазТрансОйл», АО «КЕГОК» и АО «Эйр Астана». Во второй эшелон попали АО «КазТрансГаз», АО «Казмор­трансфлот» и АО «Самрук-Энер­го». Последними на IPO планируется вывести АО «Казахстан темiр жолы» и АО «Казтемиртранс». Акции первой группы компаний чиновники намерены разместить во II-III кварталах 2012 года, второй — в 2013 году и третьей — в 2014—2015 годах. Распродажа должна собрать $400—500 мил­лионов, но боль­шую часть средств планируется привлечь от граждан не напрямую, а через пенсионные и паевые фонды и страховые компании.





Источник: Газета "Голос Республики" №36 (212) от 14 октября 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий