07.09.2009

Зачем Назарбаев назначил Тажина и Саудабаева?


Автор: Мухамеджан АДИЛОВ

На прошлой неделе Назарбаев сменил глав МИДа и Совета безопасности. Кое-кто в связи с этим предположил, что Марат Тажин назначен в Совбез, чтобы скоординировать действия силовых органов, обуздать произвол спецслужб и попробовать вызвать на диалог оппозицию.
More...
А Канат Саудабаев стал министром иностранных дел, потому что функции госсекретаря и главы внешнеполитического ведомства во многом совпадают, особенно в последнее время, когда многовекторная внешняя политика Астаны все чаще замирает на китайском направлении. Но, возможно, все не так однозначно.

Попробуем поразмышлять, зачем президент сделал эти последние рокировки. Но пойдем не от Нурсултана Назарбаева как верховного правителя, расставляющего фигуры на политической доске, а от самих фигур. Дело в том, что все они не новички и их, так сказать, модель поведения можно прогнозировать, куда с большей вероятностью, чем замыслы первого президента.

Начнем с Марата Тажина как более закрытой и менее засвеченной фигуры из двух назначенцев. Министерство иностранных дел под его руководством, по нашему непрофессиональному мнению, было самым профессиональным, нескандальным и вменяемым государственным органом. Сам Тажин считается одним из самых умных и грамотных специалистов в вопросах внутренней политики, способным адекватно оценивать ситуацию, анализировать ее и выдавать качественные решения. Но при этом он остается скорее советником и кабинетным работником, чем «серым кардиналом», каковым был, например, Алтынбек Сарсенбаев — в силу своего характера.

Напомним, что в 2001 году Марат Тажин возглавлял Комитет национальной безопасности, но всеми делами в этом ведомстве заправлял его первый заместитель Рахат Алиев. Председатель же не рисковал идти поперек его курса, ограничиваясь аппаратными маневрами и мало заметным сочувствием будущим учредителям «Демократического выбора Казахстана». После начала внутриполитического кризиса в октябре-ноябре 2001 года Марат Тажин сразу же принял сторону президента, но при всех своих достоинствах так и не превратился в политическую фигуру первого эшелона. Правда, при этом не опустился и во второй — то есть остался чем-то вроде «полвторого» на политических часах.

Однако нынешний внутриполитический кризис намного сильнее, глубже и шире кризиса 2001—2003 годов. Хотя бы потому, что список политических оппонентов Нурсултана Назарбаева резко увеличился, число элитных групп которые его жестко поддерживают, сократилось до минимума, госаппарат дезорганизован и деморализован, протестные настроения в обществе нарастают, экономический и финансовый кризис разворачиваются все сильнее и пока не видно выхода из него.

И самое главное, стратегический курс Назарбаева ведет в никуда - попытка усилить госучастие в экономике и госвлияние на общественные процессы приводят к выходу Казахстана на траекторию краха Советского Союз. Тогда политика также жестко держала экономику за горло, в результате чего последняя стагнировала до тех пор, пока не развалилась вместе с государством.

Поэтому можно с уверенностью предположить, что Марат Тажин в силу своего характера, политического опыта и осторожности не сможет решить ни одной из трех возможных задач, которые, по мнению некоторых политологов и экспертов, перед ним мог поставить Нурсултан Назарбаев.

Наладить координацию правоохранительных органов он не способен, поскольку для этого придется вступить в жесткую конфронтацию с их первыми руководителями, особенно председателем КНБ Амангельды Шабдарбаевым, захватившим в последнее время де-факто доминирующее положение в «силовом» блоке. Чтобы «построить» «силовиков», Тажину придется идти на прямой, лобовой конфликт, что для него нехарактерно, непривычно и слишком рискованно. Ему лучше отсидеться, получив в дальнейшем перевод на другую должность с выговором или без, чем рисковать пополнить число главарей «организованных преступных групп». Кстати, его предшественник, бывший министр внутренних дел и командующий внутренними войсками Каирбек Сулейменов так и поступил, хотя всегда считался верным солдатом президента и пользовался его доверием.

Что касается обуздания произвола спецслужб, то эту версию сразу отбросим как нерабочую. Даже если Марат Тажин получил такое указание Назарбаева, в чем мы сильно сомневаемся, то он никогда не пойдет на прямой конфликт — «силовики» в силу своей востребованности в условиях острого внутриполитического и социально-экономического кризиса получили такие неформальные права на «отстрел», что каждый, кто в одиночку попытается лишить их, сильно рискует.

Не слишком хорош Тажин и как переговорщик, формальный или неформальный, с оппозицией. И не только потому, что он, скорее аналитик, советник, помощник, нежели политик национального масштаба, но и потому, что подобные схемы хорошо работают в условиях, когда идет вязкая внутриполитическая игра. Теперь же ситуация становится более четкой — идет поляризация и радикализация политического пространства, где пространство для переговоров сужается, плюс предыдущий опыт контактирования оппозиции с властью настолько негативен, что его одного достаточно, чтобы свести шансы Тажина в этом направлении до минимума.

Назначение Каната Саудабаева министром иностранных дел без освобождения от обязанностей государственного секретаря, по совместительству, также нельзя отнести к лучшим кадровым решениям президента.

Дело в том, что господин Саудабаев не только отличается повышенным славословием в адрес Назарбаева, но и обладает вполне сформировавшейся репутацией в глазах казахстанской элиты. Об этом лучше всего говорят клички, под которыми он известен в стране. Не будем их здесь повторять, тем более цитировать телефонные разговоры, которые были вывешены в Интернете и подлинность которых так никто и не опроверг, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.

Впрочем, у Каната Саудабаева есть достоинство, которым не обладает, к примеру, Марат Тажин. Он способен вполне серьезно озвучивать такое, что другие политики не могут позволить себе в силу чувства собственного достоинства или понимания, что на самом деле все обстоит не так.

Подводя итог вышесказанному, рискнем предположить, что последние кадровые решения Назарбаева представляют собой обыденную «штопку» кадровых прорех. То, что Каирбек Сулейменов не смог стать координатором «силового» блока, было понятно давно. Но, похоже, у президента не было человека, кем бы он мог его заменить. И вот теперь, когда процесс подготовки председательствования Казахстана в ОБСЕ почти завершился, глава государства смог перебросить Марата Тажина на другой участок работы, а министерство иностранных дел поручил человеку, привычному исполнять представительские функции.

Впрочем, чем черт не шутит... Кажется, госсекретарь есть в списке чиновников, которые могут стать исполняющими обязанности президента, если вдруг Назарбаев решится уйти в отставку добровольно?


0 коммент.:

Отправить комментарий