07.09.2009

В двойной ловушке W-рецессии


Автор: Александр ГАБРОВСКИЙ

Участники встречи министров финансов стран «Двадцатки», прошедшей в минувшие выходные в Лондоне, решили продолжать реализацию антикризисных программ поддержки экономики. Аналитики это решение поддержали, поскольку считают, что сворачивание программ преждевременно, не исключен риск «двойной рецессии», а значит, государствам, поспешившим отказаться от стимулирования, придется понести значительно большие расходы для развертывания новых программ помощи экономике.
More...
Минувшая встреча глав финансовых ведомств стран «Большой двадцатки» в Лондоне, по сути, стала генеральной репетицией перед саммитом глав государств G20, во время которой стало очевидно — разногласий не избежать.

Демонтаж проведем, а дом обвалится

«Мир оказался на критически важном перекрестке по вопросу о сотрудничестве в глобальной экономике», — цитирует агентство РИА «Новости» заявление премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, которым он открыл последний день встречи глав минфинов государств, входящих в G20. Политик отметил, что на текущий момент в программах стимулирования экономик используется только половина выделенных на это средств (около $2,5 трлн против запланированных ранее $5 трлн). Эти беспрецедентные по своим финансовым размерам программы должны быть продолжены в 2009 — 2010 годах, убежден британский премьер. «Если мы проведем раньше времени демонтаж данных программ, то рискуем вызвать новые сложности, включая рост безработицы», — заявил Браун. Он призвал лидеров стран «Двадцатки» взять на себя «ясные и однозначные» обязательства продолжать усилия по поддержке мирового экономического роста.

Очевидно, что слова премьера были адресованы в первую очередь странам, где, согласно недавно опубликованным данным, начинается (США) или уже начался (Франция, Германия и Япония) подъем ВВП. Отметим, что некоторые из этих государств уже так или иначе выступали за скорейшее прекращение антикризисных программ и разработку exit strategies (стратегий выхода). Ее впервые огласил глава ЕЦБ Жан-Клод Трише, а ее самыми горячими сторонниками на саммите были крупнейшие экономики еврозоны — Германия и Франция. США и Великобритания же, а также страны БРИК выступили решительно против.

В поддержку их позиции высказался управляющий директор Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. По его словам, самое болезненное социальное последствие кризиса — рост безработицы в мире — достигнет в ближайший год своего пика. «Я не думаю, что кризис уже позади нас, мы находимся в его центре, и одной из самых главных проблем остается безработица, — отметил он, пояснив, что рост этого показателя всегда происходит с задержкой по отношению к другим событиям в экономике. — Поэтому примерно в течение года с нынешнего момента безработица все еще будет расти». Именно поэтому, по мнению главы МВФ, «сейчас не время приступать к стратегиям выхода (из антикризисных программ)». «Все согласны, что эти стратегии надо обсуждать и готовить, но не применять их сейчас», — резюмировал г-н Кан.

Несмотря на отсутствие единодушия среди участников встречи, чаша весов все-таки склонилась в пользу решения «не пугать» мировой бизнес разговорами о демонтаже госпрограмм поддержки.

Больной выздоравливает — но нужны лекарства

Очень важно, что итогом встречи стало продолжение консолидированной поддержки реального и финансового секторов экономики — это позитивный сигнал для всех бизнес-структур, сходятся во мнении аналитики. «На самом деле говорить о том, что кризис закончился, преждевременно, — считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — Так, в минувшую пятницу вышла макроэкономическая статистика по США, согласно которой безработица в августе увеличилась до рекордных 9,7 с 9,4% месяцем ранее, в то время как рынок ожидал, что показатель увеличится лишь до 9,5%». На таком фоне рано говорить о необходимости сворачивания мер стимулирования экономики, считает он. «Включение печатного станка, безусловно, поспособствует раскрутке маховика инфляции, но, полагаю, это будет не ранее следующего года, — рассуждает аналитик. — К тому моменту ситуация станет более стабильной и регуляторам можно будет поднимать ставки рефинансирования, чтобы бороться с ростом потребительских цен».

Страны, лоббировавшие скорейшее начало сворачивания программ господдержки экономик, сильно торопятся, продолжает тему главный экономист УК «Русь-капитал» Алексей Логвин. «Они надеются, что кризис развивается по V- или L-образному сценарию и его «дно» уже позади, — рассуждает эксперт. — Если же рецессия носит W-образный характер, то такие государства окажутся в «двойной» ловушке: они уже потратили огромные деньги на стимулирование экономики, свернули программы, а оказалось, что их нужно разворачивать вновь». Это вызовет дополнительные, сопоставимые с первоначальными, траты.

Очевидно, что странам, увидевшим «свет в конце тоннеля», лучше сейчас смириться с относительно небольшими (по сравнению с уже понесенными) расходами по дальнейшей поддержке своих предприятий и компаний, чем надевать себе на шею дополнительное долговое ярмо при негативном развитии ситуации. Ведь, в случае чего, реанимации уже закрытых программ будет недостаточно, потребуются новые меры и вливания средств, а восстановление отодвинется на более длительные сроки.

Бонусы ограничить, квоты пересмотреть, гавани закрыть

Если тема продолжения стимулирования и поддержки экономик была центральной темой саммита, то обсуждение размеров бонусов топ-менеджерам — скорее самой скандальной. Спор зашел о том, стоит ли выплачивать бонусы руководителям компаний, прежде всего банков, которые получили господдержку в условиях кризиса.

Перед саммитом семь государств Евросоюза подписали специальный документ, где призвали «Двадцатку» ограничить подобные премиальные выплаты. Великобритания и США заняли более мягкую позицию по этому вопросу и одержали верх. В итоговом коммюнике стороны поручили СФС разработать новые правила выплаты бонусов и связать денежное вознаграждение топ-менеджерам с долговременными результатами работы компаний. Правила должны быть представлены на саммите лидеров «Большой двадцатки».

А вот предложения министров финансов БРИК, чья встреча прошла также в Лондоне накануне финансового саммита G20, пересмотреть квоты в МВФ (на 7%) и Всемирном банке (на 6 пунктов) в пользу развивающихся стран, не нашли поддержки среди других стран. Страны БРИК настаивают на этом, основываясь на той позиции, что квоты формировались в условиях, когда развивающиеся страны — а это, напомним, Индия, Китай, Россия и Бразилия, не играли такой важной роли в мировой экономике, как сейчас. Глава МВФ подтвердил, что пересмотр квот будет завершен в январе 2011 года, как и планировалось, однако отказался назвать конкретные параметры этого пересмотра. В итоге в финальном коммюнике финансовой «Двадцатки» лишь зафиксировано, что необходимо «существенно повысить представительство стран с быстроразвивающимися рынками и развивающихся стран, включая беднейшие, с целью отобразить изменения в мировой экономике».

Еще важный момент финансового саммита G20: был определен крайний срок, когда против стран с льготными налоговыми режимами начнут применять санкции — март 2010 года. То есть это срок, до которого налоговые гавани должны заключить соглашения с другими государствами об обмене налоговой информацией. Новые контуры сотрудничества планируется разработать к ноябрю 2009 года. Среди санкций может быть пересмотр отношения МВФ к той или иной стране. Экономические санкции будут вводить также члены «Большой двадцатки».

Речь прежде всего идет о странах из так называемых серого и черного списков. В первый вошли те, кто подписал соглашение о соблюдении международных налоговых стандартов, но не выполняет их, — Андорра, Лихтенштейн, Монако, Австрия, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Сингапур и др. Там же офшорные зоны — британские Виргинские острова, Каймановы острова, Багамские острова. В черном списке четыре страны: Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай.

Реакция государств из черного и серого списков последовала незамедлительно. О готовности сотрудничать уже заявили Коста-Рика, Уругвай, Виргинские острова, Каймановы острова.

Итак, генеральная репетиция перед саммитом G20 не стала богатой на решения вопросов, стоящих нынче на повестке мировой экономики. Споры о том, как действовать дальше, продолжатся теперь в Питтсбурге на саммите глав государств, входящих в «Большую двадцатку», стартует который уже совсем скоро — 24 — 25 сентября.

0 коммент.:

Отправить комментарий