07.09.2009
«Нафтогаз» просит «Газпром» расписаться
Автор: Дмитрий КОПТЕВ
Обещания Владимира Путина не взимать штрафов за недобор законтрактованного газа, данные им в Польше Юлии Тимошенко, не вызывают доверия у украинских газовиков. «Нафтогаз» намерен добиваться от «Газпрома» письменных гарантий. Взамен, судя по всему, Украина намерена предложить письменные же обязательства не брать штрафов за нарушение объема прокачки.
More...
Пока Москва демонстрирует жесткую позицию, однако вероятность ее изменения довольно велика – это выгодно обеим сторонам, считают аналитики.
На этой неделе в Москву вылетит делегация НАК «Нафтогаз Украины» с предложением подписать дополнение к контракту, заключенному между двумя компаниями в январе 2009 года, заявил в интервью украинскому еженедельнику «Зеркало недели» первый заместитель председателя «Нафтогаза» Игорь Диденко. Суть дополнения: — документально зафиксировать невзимание «Газпромом» штрафных санкций, уточнил он. Обязательство не применять статьи договора между «Газпромом» и «Нафтогазом», предусматривающие штрафы за недобор газа в оговоренных объемах, напомним, было дано Владимиром Путиным в марте и подтверждено в ходе встречи с Юлией Тимошенко в польском Гданьске 1 сентября.
Обещать — не значит жениться
Впрочем, особого впечатления на Украине этот эпизод не произвел — и эксперты, и представители секретариата президента в один голос заявили, что устные договоренности ничего не стоят и нужны письменные соглашения («Республика» рассказывала об этом в материале «Третья газовая отменяется»). Об этом же в своем интервью говорит и Игорь Диденко. «Возможно, отстоять перед «Газпромом» свое право НАК сможет, — рассуждает он. — А вот избежать сложностей, если российская налоговая вдруг предъявит претензии к самому «Газпрому», не взимающему установленные контрактом штрафные санкции, нанося тем самым ущерб госбюджету России, вряд ли удастся».
Отсюда и необходимость в новых переговорах. Впрочем, по словам Диденко, кроме дополнения о невзимании штрафов делегация «Нафтогаза» привезет в Москву еще два документа — договоры о согласовании объемов покупаемого у «Газпрома» газа на каждый конкретный год и об определении минимального объема транзита российского газа по территории Украины. «В Москве есть понимание необходимости этого изменения, продиктованного мировым кризисом», — заявил замглавы «Нафтогаза». В этом году «Нафтогаз» закупит у «Газпрома» около 32 млрд кубометров, уточнил он. В следующем, по словам Игоря Диденко, Украина намерена запросить 33,75 млрд кубометров, с тем чтобы иметь возможность в случае продолжения кризиса использовать 27 млрд.
При этом он специально оговорил, что в случае с определением минимальных объемов газа, которые Россия обязуется перекачивать по украинской ГТС, речь не идет об установлении штрафных санкций. «НАК обязана рассчитывать свои транзитные мощности и свой бюджет, и для этого должен быть известен гарантированный объем прокачки транзитного российского газа», — заявил Диденко.
Подозрительный альтруизм
Это заявление, кстати, сразу вызвало определенные подозрения у экспертов. Было бы логично предположить, что «Нафтогаз» попробует обменять письменные обязательства не брать штрафов за снижение объемов прокачки на официальное обещание «Газпрома» не штрафовать за недобор газа, рассуждает ведущий аналитик компании Financial Bridge Дмитрий Александров. Более того, обмен подобными соглашениями был бы выгоден для обеих компаний. Снижение объемов транзита через Украину — очевидная цель всех последних инициатив в области строительства газопроводов, и подписание подобных документов гарантировало бы от конфликтов в будущем.
Однако пока позиция Москвы остается непреклонной. «Мы не намерены переписывать и корректировать контракты», — заявил газете «Ведомости» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Проявил принципиальность и президент Дмитрий Медведев. На состоявшейся в понедельник встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером последний рассказал главе государства, что «Нафтогаз» просит перейти на авансовую систему оплаты транзита. Президент, осведомившись, предусмотрены ли такие изменения контрактом и получив отрицательный ответ, жестко приказал: «Не платить».
Не исключено, впрочем, что все это — очередная демонстрация «позы альфа-самца». На самом деле транзит уже авансирован вплоть до I квартала 2010 года, так что непонятно, о чем вообще было говорить, отметил в разговоре с корреспондентом «Республики» Дмитрий Александров. Каков будет реальный итог переговоров, пока сказать сложно, говорит он. С одной стороны, как уже говорилось, обеим сторонам предлагаемые соглашения выгодны. С другой — заключать их за четыре месяца до президентских выборов на Украине как-то глупо: непонятно, кто потом будет по этим соглашениям отвечать.
В газе носится идея «чучхе»
Да и вообще в последнее время в газовой отрасли наблюдается тенденция избегать лишних обязывающих соглашений. Отличный пример — история, случившаяся на переговорах между президентами Туркменистана и Венесуэлистана Гурбангулы Бердымухамедовым и Уго ибн Чавесом. Как передает агентство Reuters, Чавес спросил у Бердымухамедова, вошла ли Туркмения в «газовую ОПЕК», и, получив отрицательный ответ, попросил: «Пожалуйста, входите!» «Газовая ОПЕК» — это название, придуманное журналистами для Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). В организацию входят Россия, Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея.
Название не имеет ничего общего с реальностью — члены "настоящей" ОПЕК связаны жесткими обязательствами и проводят согласованную политику на рынке нефти. Поскольку мирового рынка газа в природе не существует, ни о какой согласованной политике на нем, естественно, не может быть и речи. Однако нежелание Туркменистана, обладающего, по официальным данным, четвертыми по величине запасами газа в мире, присоединяться даже к такой аморфной структуре, показательно. Мало ли, как оно завтра повернется. Мы уж лучше как-нибудь сами.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий