16.10.2009

Из суперпрезидента в «суперханы» – 2


Автор: Мухмеджан АДИЛОВ

В предыдущем номере газеты мы рассказали о сверхконфиденциальном плане действий Астаны под названием «СуперХан». Этот план, напомним, не был первым, до него та же авторская группа разработала проект «Хан» и вариант-развитие «Хана», озаглавленный как «Новая Доктрина ST «Ак Киiз».
More...
Практическая Реализация Прорывов в Главных Направлениях» и датированный мартом 2006 года. Это солидный документ на 428 страницах, основную мысль которого мы попробуем популяризовать для читателей.

Как написано в преамбуле: «Новая Доктрина ST «Ак Киіз» представляет конкретные направления практической реализации проекта «Хан». Она призвана обеспечить долгосрочный политический мандат ST и развитие S на качественно новом уровне. В настоящий документ включены преимущественно публичные элементы этой Доктрины».

Сразу поясним, что, как следует далее из текста, под буквенным сочетанием ST замаскирован казахстанский президент Нурсултан Назарбаев, а S — это Казахстан.

Амнистия ради репутации

Еще раз подчеркнем то, о чем мы уже говорили в прошлой нашей статье, — все эти стратегии преследуют одну и ту же цель: «Обеспечение долгосрочного легитимного политического мандата ST на новом историческом этапе развития S в качестве «архитектора» государственности S и бесспорного лидера нации; наиболее успешного, влиятельного регионального лидера и «политического тяжеловеса» международного масштаба».

Основные задачи проекта опустим, так как достаточно подробно рассказали о них в прошлом номере, коснемся в этот раз только темы «власть и бизнес». Тут мы обнаружили немало интересного.

Возьмем, к примеру, идею «Регионального финансового центра Алматы». Именно ей посвящен пункт 11-й плана: «Преобразование Алматы в крупный региональный центр финансовой и деловой активности», который практически полностью выполнен, — не в смысле, что достигнута поставленная цель, а в смысле, что выполнены все предусмотренные организационные, административные и законотворческие мероприятия.

Или провел Казахстан легализацию денежных средств — она, оказывается, предусмотрена в плане: «При организации продуманной, открытой и прозрачной процедуры амнистии капиталов этот процесс может стать еще одним «прорывным» проектом обеспечения устойчивой экономической модернизации S и укрепления деловой репутации национального бизнеса. Амнистия капитала не будет относиться к тем доходам, которые были получены в результате преступной деятельности, такой как наркоторговля, бандитизм, незаконная торговля оружием и т. п.».

Зачем создавался «Атамекен»?

Возьмем другую тему. Например, сегодня некоторые союзы предпринимателей возмущаются тем, что национальная экономическая палата «Атамекен» пользуется повышенным вниманием и поддержкой государства. И мало кто догадывается, что так и было задумано и что власти просто руководствуются планом «Хан» и его вариантами.

Приведем цитату: «В силу сложившейся политической обстановки в S наблюдается снижение реальной действенности оппозиции. При этом очевидно, что оппозиция как конкурирующий элемент постоянно подстегивает правящую партию, стимулируя ее к правильным действиям. Имея однопартийный парламент, необходимо создать либо развить уже имеющегося оппонента, способного на конструктивный диалог и поиск приемлемых решений. Такой организацией сегодня видится национальная экономическая палата «Атамекен», объединяющая весь S бизнес, который, как известно, всегда стоит на страже своих интересов и способен выражать, а не умалчивать свои позиции. Палату «Атамекен» требуется укрепить и довести до уровня полупартийной структуры, которая будет способна оппонировать настоящему парламенту в течение всего срока его действия. Но существует риск, что палата «Атамекен» может стать неофициальным представителем какой-либо из олигархических групп, которая посредством институциональной и финансовой поддержки будет оказывать влияние на решения, транслируемые ею. Соответственно, государству следует самостоятельно укрепить позиции национальной экономической палаты, поддержав и приняв за основу одну из самых прогрессивных форм финансирования подобных организаций по типу Австрийской палаты — когда финансирование идет со стороны бизнеса без участия государства и обязательно для всех субъектов предпринимательства. Таким образом, отпадет необходимость или соблазн ведущему бизнес-объединению проводить «чью-то» политику за деньги и обеспечит его независимость от олигархических групп. Для решения вопроса необходимо пересмотреть закон «О частном предпринимательстве» и вложить в него решение вопроса институционального и финансового развития бизнес-объединений».

Думается, после этой цитаты вопросы у деловой общественности «отвалятся» сами собой.

Все активы в одни руки

Или другой пример: в Казахстане нарастает критика ФНБ «Самрук-Казына» и его «дочек», «внучек» и «правнучек». Есть за что критиковать? Зря, потому что создание госхолдингов развития преследовало благую цель, о которой глава государства ничего не говорил. Вот как она сформулирована в анализируемом нами документе: «Для обеспечения подходящей диверсификации экономики S нужно решительно избавляться от «непрофильных» функций бюрократии, решительно пресекая ее попытки установить контроль над производственными активами. В стране, богатой нефтяными ресурсами, функции бюрократии часто сводятся к карьеризму, личному обогащению за государственный счет или «подковерной» политической активности, а не направлены на создание новой стоимости, способствующей развитию экономики и повышению инвестиционной привлекательности страны. Поэтому нужно ограничить роль правительства только в сфере создания подходящих условий и стимулов для развития предпринимательства».

Именно после этих строк появились «Самрук», «Казына» и прочие госструктуры развития и, наконец, монстр в лице «Самрук-Казыны».

А помните, как госструктуры, пока были в излишке госсредства, увлекались созданием совместных венчурных проектов с иностранными компаниями? Тоже не по своей воле, а согласно стратегии Назарбаева.

Снова цитата: «S должен сосредоточить свои ресурсы на приобретении контрольных пакетов акций перспективных компаний по всему миру и таким образом утвердить себя в различных отраслевых нишах развития новых технологий. В рамках всеобъемлющей экономической стратегии S должен последовать примеру Сингапура, США, Франции, Китая и других стран, которые скупали пакеты акций недавно сформированных высокотехнологичных международных компаний по всему миру для захвата наиболее инновационных идей. S, выступая учредителем и акционером компаний, развивающих новые технологии, становится тем самым владельцем соответствующих авторских прав и интеллектуальной собственности. Приобретение перспективных зарубежных активов до их выставления на открытые торги представляет собой эффективный способ импорта инноваций».

А МСБ — побоку

Впрочем, не все, записанное в проектах «Хан» и его продолжениях, Астана приняла к исполнению. Например, осталась без реализации идея, которую с воодушевлением поддержит малый бизнес: «Надо продумать вопросы создания благоприятного налогового режима для предприятий малого бизнеса. Конкретные меры могут включать, например, снижение налогов для компаний, которые имеют оборот до определенного уровня (например, 5 млн долларов), устанавливая порог для уровня прибыли, который не будет облагаться налогами. Например, английские мелкие компании не оплачивают налог на первые 10000 фунтов прибыли».

Что же касается других, то они уже провалились, как, например, намерение использовать социально-предпринимательские корпорации как рычаг для создания спроса в экономически отсталых регионах и отраслях. Вместо этих бизнес-структур нового типа появились стандартные забюрократизированные госкомпании с полным набором начальников и минимумом деловой активности.

Но, как говорится, благими намерениями дорога в ад вымощена...

Источник: Газета "Республика" от 16 октября 2009 года

0 коммент.:

Отправить комментарий