18.11.2009

Бой за европейскую корону


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Странам Евросоюза не удается договориться по двум ключевым фигурам высших чиновников ЕС – президента Евросовета и верховного представителя по внешней политике и безопасности. Мешают склоки, бесконечный торг и амбиции.


На всей территории Евросоюза 1 декабря вступает в силу новый базовый договор — так называемое Лиссабонское соглашение. Согласно этому документу к работе должны приступить два новых высших представителя ЕС: президент Евросовета и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности.

Странам Евросоюза не дано договориться?

Неделя, последовавшая за тем, как Чехия — последней из стран Евросоюза — ратифицировала Лиссабонский договор, должна была, по идее, стать самой счастливой для европейских политиков, поскольку больше ничто не мешает реформированию ЕС. Но радоваться политикам стран ЕС, как оказалось, вовсе не хочется.

У нынешнего — последнего в истории — председателя Евросовета, шведского премьер-министра Фредерика Райнфельдта, забот полон рот. Проблема выбора президента и министра иностранных дел ЕС превратилась в настоящий гордиев узел, грозящий опозорить как его самого, так и все Сообщество. Потому что поиск кандидатур на посты двух верховных представителей ЕС превратился в длинную череду склок и мелочных разборок.

Какой там еще дух европейского единства? Восточная Европа интригует против Западной, маленькие страны ссорятся со своими большими соседями, националисты воюют с утопистами, мечтающими о Соединенных Штатах Европы... А на задворках всего этого базара идет обычный для Евросоюза торг «удельных князей» — Великобритании, Франции, ФРГ и Италии.

Добросовестный Фредерик Райнфельдт честно предпринял попытку переговорить со всеми лидерами европейских государств и правительств. Но то ли ему не хватило опыта, то ли убедительности — а может, он оказался попросту слишком наивен. Так или иначе, но шведскому премьеру не удалось «выкристаллизовать» большинство, поддерживающее того или иного кандидата.

Его последней надеждой остается так называемый «рабочий обед» 19 ноября в Брюсселе — но, откровенно говоря, эта надежда весьма призрачна. «Этот обед может плавно перейти в ужин и даже в завтрак», — угрожает поэтому председатель Евросовета. По его словам, если кандидатуры президента и министра иностранных дел ЕС не будут приняты единогласно, их придется утверждать простым большинством.

Европейский фальстарт

Подобное вынужденное голосование может обернуться для всей Европы настоящим провалом. Будущему европрезиденту, кем бы он ни был, пришлось бы свыкнуться с мыслью, что определенная часть стран ЕС его не поддерживает — и то же самое относится к будущему главе европейского МИДа.

Наиболее вероятным кандидатом на пост главы европейского МИДа, кстати, считается экс-премьер и экс-министр иностранных дел Италии Массимо д‘Алема. На первый взгляд, ему должно достаться весьма мощное учреждение: он наследует Хавьеру Солане, становится генеральным секретарем Евросовета и одновременно — еврокомиссаром по внешней политике (подобного совмещения должностей история Евросоюза еще не знала). Ему, теоретически, будут подчиняться Генштабы армий стран ЕС и их же полицейские управления. Он должен представлять Евросоюз за рубежом.

Так что же, сбывается давнишняя мечта убежденных сторонников европейской интеграции: «единый континент — единый голос»? На равных с супердержавами планеты всегда доступное для переговоров, всегда способное и полномочное принимать важнейшие решения внешнеполитическое ведомство Евросоюза может показаться со стороны могучим административным органом.

Но увы, 27 европейских стран как голосили на разные лады по любому внешнеполитическому вопросу, так продолжат и в будущем. Исходя из их политического, исторического и культурного разнообразия, невозможно ожидать, что они все вдруг согласятся между собой по вопросу, скажем, общей афганской политики, европейских миротворческих сил в Африке или помощи балканским странам.

Конечно, общий министр иностранных дел, наделенный реальными полномочиями, мог бы попытаться привести все мнения к единому знаменателю. Именно так и задумывался его пост «отцами» Лиссабонского соглашения. Но в процессе подготовки у будущего министра «откусывали» куски его полномочий, пока в результате не осталось очень мало.

Бумажный тигр Евросоюза

Будущего министра иностранных дел Евросоюза заранее связали по рукам и ногам, чтоб, не дай Бог, не испортил обедни ни Гордону Брауну, ни Николя Саркози, ни Ангеле Меркель. Этой «евротройке», по большому счету, требуется евроминистр со встроенной клавишей «вкл. — выкл.».

В качестве упомянутой клавиши выступает спешно разработанный и принятый на октябрьском саммите ЕС десятистраничный документ, ограничивающий права будущего евроминистра. К примеру, он оговаривает, что во время предстоящих консультаций ЕС с такими странами, как США, Китай и Россия, право говорить от имени Европы предоставляется президенту ЕС и председателю Еврокомиссии. Министр иностранных дел будет «привлечен» к переговорам, что на дипломатическом языке означает «посиди в сторонке, понадобишься — позовем».

Впрочем, и в повседневной внешнеполитической практике будущий глава европейского МИДа будет ограничен в правах. К примеру, он может разговаривать с турецким руководством о взаимоотношениях Турции и Ирака, но не имеет права даже заикаться о возможном вступлении Турции в ЕС.

С представителями балканских стран он имеет право говорить разве что о погоде, но уж никак не о европейской помощи. И вообще, от вопросов международной торговли, расширения Евросоюза или европейской помощи в развитии третьих стран он обязан держаться подальше — все это является прерогативой Еврокомиссии.

Другим словами, представление Евросоюза на международном паркете означает немалый престиж и власть — а это вещи, которыми «европейские князья» не желают с кем бы то ни было делиться.

0 коммент.:

Отправить комментарий