18.11.2009

Ударим стометровкой по бизнесу!


Автор: Евгения ПЛАХИНА
Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ

После окончания моратория на проверки МСБ контрольно-надзорные органы находят все новые поводы для проверки. Так, например, в акимате города Алматы неожиданно вспомнили о некоторых положениях Закона «О реализации алкогольной продукции» 1999 года, согласно которым магазины, продающие алкоголь, должны находиться в ста метрах от учебных заведений.
Неожиданный flashback акиматовцев вызвал у Независимой ассоциации предпринимателей подозрения: а не нашли ли контролеры очередной «коррупционный крючок»? В связи с этим НАП решила провести «круглый стол» под названием «Лицензирование алкоголя: за и против».

Заявленная тема, похоже, очень интересовала предпринимателей — на встречу с представителями власти они пришли в полной боевой готовности: возмущенные и с массой вопросов. Представители акимата, санэпиднадзора, управления архитектуры и градостроительства и департамента по ЧС, напротив, вели себя крайне скромно.

Борьба или крючок?

Дискуссию, как обычно, модерировал президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов. Как рассказал он, открывая мероприятие, в НАП поступает много жалоб от предпринимателей на Закон «О реализации алкогольной продукции» 1999 года, который предполагает запрет на реализацию алкогольной продукции в пределах 100 метров от учебных и дошкольных заведений.

- Законом «О здоровье нации» реализация алкогольной продукции лицам до 21 года запрещена, однако правило «стометровки» остается в силе. Зачем это ограничение тогда? До 100 метров нельзя реализовать подросткам алкогольную продукцию, а свыше 100 метров разве можно? — заявил г-н Акуов.

Более того, как считает глава НАП, никто не учитывает, что было раньше: яйцо (то есть магазин, реализующий алкогольную продукцию) или курица (дошкольное или учебное заведение).

- Человек, допустим, вложил большие деньги в магазин, получил лицензию, работает, а через пять лет рядом открывается какое-нибудь дошкольное учреждение или учебное. И это сразу становится препятствием для реализации алкогольной продукции.

По словам главы НАП, никто не проверял, насколько такая мера способствует борьбе с алкоголизмом, однако предприниматели на себе проверили, что эта мера содействует коррупции.

- Если это борьба с алкоголизмом, то надо об этом сказать, если же это какой-то «коррупционный крючок», то надо и об этом говорить. Уже на протяжении 7—8 лет предприниматели в Астане и Алматы вынуждены давать взятки, — заявил предприниматель.

Лицензия по ошибке?

Давать взятки предпринимателей, похоже, вынуждает страх перед наказанием за несоответствие квалификационным требованиям. Об этом участникам «круглого стола» рассказал главный специалист административного отдела управления экономики и бюджетного планирования Ринат Муканов:

- Что касается расположения магазинов, кафе, ресторанов рядом со школами, учебными заведениями, организациями образования, то, действительно, с 1999 года есть соответствующее ограничение на продажу алкогольных напитков в радиусе 100 м от них. Эти требования есть и в правилах лицензирования, и в квалификационных требованиях, предъявляемых к деятельности по хранению, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции, от 2007 года, — отметил г-н Муканов. — Если лицензиат не соответствует квалификационным требованиям, то мы составляем акт. На основании акта проверки передаем дело на рассмотрение заместителю акима. Штраф для субъектов малого и среднего предпринимательства с приостановлением лицензии или без — от 50 до 100 МРП.

С 17 октября, как заявил он, районные акиматы, которые уполномочены следить за исполнением квалификационных требований, как раз проводят плановые проверки на этот предмет.

- В 2008-м и до июля 2009 года мы проверок не проводили, потому что был мораторий. Начали мы плановые проверки с октября 2009 года. Нами проверяется розничная реализация алкогольной продукции и еще один вид деятельности — реализация, сбор, хранение черных и цветных металлов, — рассказал сотрудник акимата.

Ответы чиновника вызвали бурю эмоций у предпринимателей. Кто-то возмутился:

- Я уже три раза переоформляла лицензию! А магазин у меня находится меньше чем в 100 метрах от школы! И что теперь — за ошибки госорганов я должна платить штраф или вовсе закрыть свое предприятие?!

«Попадают» новички

Как выяснилось, из-за несоблюдения «стометровой нормы» деньги теряют не только предприниматели, давно работающие на рынке, но и новички.

- Один бизнесмен купил под ресторан здание в Астане и сделал ремонт. Начинает открывать ресторан, а ему не дают лицензию, потому что в 70 метрах учебное заведение, — рассказал Талгат Акуов.

Об аналогичном случае рассказала и одна из пришедших на встречу предпринимателей.

- Мы как ТОО существуем уже с 1997 года. Но я решила открыть еще ИП и на ИП решила получить лицензию. Но мне отказали, потому что не соблюдены эти 100 м! Но я сама мерила! Раз вы отказ сделали на выдачу лицензии, почему вы не возвращаете деньги? Я заплатила 127 000! И еще за госстандарты 11 000. Это так у нас помогают предпринимателям?! — задала вопрос предприниматель Асылбекова и добавила, что методы измерения стометровки вызывают у нее сомнение.

На такой выпад представителю акимата только и осталось ответить, что сборы не возвращаются согласно законодательству. А вслед за этим каверзный вопрос задал глава НАП начальнику отдела по согласованию проектов управления архитектуры и строительства г. Алматы Яхие Кулбаеву. Г-н Акуов поинтересовался, почему представители госорганов не предупреждают предпринимателей о «100 метрах» на стадии согласования проекта. Но г-н Кулбаев нашел, что ответить:

- Когда объект переоборудуется или строится, прежде чем согласуется, ему выдается архитектурно-планировочное задание. В АПЗ никогда не указывается тип объекта — это продовольственный магазин или магазин по продаже винно-водочных продуктов, — пояснил он.

Черту под спором подвела начальник управления санитарно-гигенического надзора департамента контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией Карлыгаш Абдижаббарова, заявив, что здесь речь идет всего лишь о запрете на продажу алкоголя, а не о закрытии магазина в целом. Однако заявление г-жи Абдижаббаровой предпринимателей не успокоило.

Снизить влияние

По мнению президента Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции «Казалко» Амиржана Калиева, которого мы попросили прокомментировать ситуацию, пресловутая стометровка — мера вынужденная, но важная.

- Это должно снизить влияние на подростков, — признался эксперт. — Я считаю, что эта мера правильная, но всякие нормативные требования, которые пытаются ограничить предпринимательскую деятельность, должны действовать с момента ее принятия, а не задним числом. Например, может, торговая точка была построена раньше, чем дошкольное или учебное заведение. Эти нюансы все надо учитывать и более реально подойти к этим вопросам, — заявил г-н Калиев.

0 коммент.:

Отправить комментарий