20.12.2011

Богато жить не запретишь – 2

Статья «Богато жить не запретишь» в позапрошлом номере «Голоса республики» вызвала большой интерес читателей – судим по количеству перепечаток в Интернете. Расклад, во сколько обходится разным странам их лидер (а мы, напомним, взяли президентов Казахстана, Украины и Азербайджана), оказался на удивление актуален.

Автор: Маргарита ЛИХАНОВА


Ясное дело, Нурсултан Назарбаев и здесь вышел покруче некоторых своих коллег. Однако резиденций, по официальным данным, больше оказалось у Виктора Януковича. Азербайджанские журналисты чуть ли не обиделись на это. «Кстати, резиденций президента у нас вовсе не две, их гораздо больше», - написали они. Мы тоже удивились выводу, что наш елбасы вынужден ютиться в одной Акорде, и поставили задачу перед корреспондентами в регионах: найти резиденции президента на родине и попытаться выяснить, сколько тратится средств на их содержание.



Акорда троицу любит



Если «лидер нации» приедет в Павлодарскую область, ему будет где с комфортом провести время. К его услугам сразу три резиденции: две государственные и одна частная.



Самая старая государственная резиденция находится в пригородном селе Кенжеколь к югу от Павлодара, на берегу Иртыша. Построена она была еще в советские годы и известна павлодарцам как «обкомовская дача». Представляет она собой большой огороженный участок поймы с комплексом жилых и подсобных помещений. В годы независимости обкомовский особняк перешел на баланс коммунальной собственности и стал гостевым домом акимата Павлодарской области. В нем предусмотрено размещение не только президента, но и всех высоких гостей, прибывающих с официальным визитом в регион.



Труба зовет



Поди туда — не знаю куда и выведай то — не знаю что. Примерно так восприняли задание узнать все о президентских резиденциях наши собственные корреспонденты. Чего только не наслушались они от областных чиновников: и в КНБ их посылали, и жизни учили, и в преступных умыслах подозревали. Однако журналистам все же удалось узнать много интересного...



В прошлом году неподалеку от старой резиденции была построена новая. По официальной версии — вторая очередь. Особенность ее в том, что возведением занималась небезызвестная «Евразийская корпорация природных ресурсов», у которой в области имеется несколько крупных компаний. Одна из них — АО «Алюминий Казахстана» — как раз и занималась финансированием, организацией и строительством.



В акиматовских кругах ходили разговоры, что Александр Машкевич (один из владельцев корпорации) преподнес особняк в подарок президенту на его 70-летие. Как многие помнят, в прошлом году юбилей елбасы сильно напрягал госмужей и олигархов, которые соревновались друг с другом, стараясь выделиться крутизной подарков. Презентация второй резиденции состоялась летом 2010 года, когда Назарбаев приехал с визитом в Павлодар на открытие второй же (!) очереди электролизного завода. Недобрая усмешка судьбы: президент получил в подарок очередной особняк (между прочим, в водоохранной зоне, где строительство запрещено), а павлодарцы — очередной промышленный завод и вредные выбросы.



Наконец, третья резиденция расположена в Баян­аульском национальном природном парке на берегу озера Жасыбай. Как сообщил начальник управления финансов акимата области Бакир Демеуов (его ведомство ведет учет всей коммунальной собственности), данная резиденция используется не только для приема высоких гостей, но и для отдыха сотрудников областного акимата и их семей.



Стоит добавить интересную деталь. Как сообщил г-н Демеуов, из трех указанных резиденций в коммунальной собственности находятся всего две. Построенный «Алюминием Казахстана» особняк до сих пор не передан на баланс государства и, следовательно, остается частной собственностью. Пролить же свет на стоимость и особенности эксплуатации госрезиденций в Кенжеколе и Баянаульском нацпарке не удалось. Два дня мы пытались дозвониться до директора КГКП «Офис-сервис» акимата Павлодарской области (оно занимается управлением и обслуживанием всех чиновничьих офисов). Безуспешно. Директора «Офис-сервиса» Виктора Флюга постоянно не было на месте — видимо, зима для коммунальщика, отвечающего за комфорт чиновников, горячая пора.



С «половинчатым» успехом



В акимате Карагандинской области получить информацию можно только через пресс-центр акимата, так что первым делом мы обратились туда. Однако, даже не дослушав до конца наши вопросы, сотрудники отдела сообщили, что ответы на них не в их компетенции. И добавили с саркастическим смехом: «И вряд ли кто-то вообще вам такую информацию даст. Обращайтесь в Комитет национальной безопасности».



Тем не менее нам удалось найти чиновника в акимате, который на условиях анонимности согласился побеседовать с нами на тему резиденций. По его словам, она находится возле гостиницы «Космонавт», в Михайловке (тихий район Караганды ).



- И она только одна, а сколько вам надо? — удивился наш собеседник. - Президент в ней останавливается во время официальных визитов в наш регион. Должен же он где-то останавливаться! Он и его супруга, а еще окружение. Ведь существует протокол, а по протоколу его всегда сопровождают и сотрудники администрации, и охрана.



- А финансируется резиденция из республиканского бюджета или из местного?



- Вот этого я не знаю. И никто вам этого не скажет.



- Во сколько обходится ее содержание, тоже никто не скажет?



- (Взрыв смеха) Конечно, никто не скажет!



- Но разве информация по финансированию таких объектов — государственная тайна?! И как узнать, сколько человек следят за порядком в резиденции президента?



- Этого вам тоже никто не скажет, - решительно заявил собеседник. - Это же вопросы безопасности! Сейчас вы узнаете, сколько там людей, потом начнете вызнавать, кто это. А потом — яд, бомба... Возможно все! Одно могу сказать: людей там достаточно.



На наш взгляд, чиновник погорячился насчет возможных покушений на президента. Это мы поняли, когда побывали около резиденции. Высокий крепкий забор из красного кирпича (а-ля кремлевская стена), внушительный КПП с «тонировкой» на стеклах, обилие машин перед въездом в арку. Попробуй-ка проберись!



Даже фотографировать было довольно страшно — место безлюдное, открытое. Казалось, того и гляди выскочат охранники, скрутят и... обвинят в чем угодно. Но профессиональный азарт победил страх, и парадный въезд на территорию мы все-таки запечатлели. Попытки снять и здания, коих с территории гостиницы «Космонавт» мы разглядели несколько, увенчались «половинчатым» успехом. Высокий забор и густые заросли деревьев не дали этого сделать.



Объект повышенной секретности



В областном центре Восточного Казахстана резиденция президента расположена в парковой зоне на Левобережье Иртыша (любит наш елбасы левые берега). В ясные солнечные дни она хорошо просматривается с противоположного берега реки — набережной имени Славского. Юридически она называется «Левобережный профилакторий».



На вопрос, кто финансирует содержание профилактория, в городском акимате ответили коротко: «Он на балансе области». А руководитель управления делами аппарата акима ВКО Кадырбек Сапаргалиев уточнил: «Вам никто не даст информацию, на чьем балансе этот профилакторий находится, не скажет о численности штата обслуживающего персонала, о суммах затрат на его содержание, потому что это — стратегический объект. Фотографировать его тоже не советую».



Другие знакомые чиновники из акимата области «по-дружески» объяснили нам, что въезд на территорию профилактория строго запрещен для посторонних, а с учетом того, что сейчас все силовые структуры работают в усиленном режиме, добраться туда пешком, прикинувшись, скажем, «заблудившимся грибником», тоже вряд ли удастся.



- Да, там есть охранники, есть обслуживающий персонал. Глава государства приезжает сюда 1—2 раза в год, во время визитов в ВКО. Да и какая разница, сколько тратится на содержание этого профилактория? Эти, может, несколько миллионов в год — капля в море по сравнению с тем, что президент сделал для страны, - нравоучительно заметили они.



Чиновники оказались правы: подобраться к резиденции оказалось невыполнимой миссией. С одной стороны — река, а в объезд, с улицы Жибек Жолы, сюда тоже никак не пробраться: в начале длинной дороги, уходящей к резиденции, стоит дорожный знак — «кирпич», запрещающий въезд.



- Строить это здание начали еще при советской власти, в году эдак 1983-м. И был тогда в Усть-Каменогорске собкор «Известий» Вячеслав Щепоткин, - вспомнил один наш коллега-журналист. — Он написал разгромную статью под названием «Особняк». После этой статьи строительство резиденции для обкома партии заморозили, Щепоткина вскоре забрали в Москву, и долгое время недостроенное здание медленно разрушалось. Были планы устроить там детский профилакторий, но ничего не получилось.



Завесой тайны скрыты и другие резиденции президента. По данным неформальных источников, одна из них находится в 10 километрах от Семея, прямо в сосновом бору, еще одна — на берегу Бухтарминского водохранилища, недалеко от базы отдыха «Аюда».



- Еще резиденцию строили в живописных местах Катон-Карагайского района, но там главе государства не понравилось, - рассказал источник. - Вот поэтому и создали другую — на побережье Бухтарминского водохранилища. Охраны — не подступиться. Пантовый бульон и маралью кровь ему доставляют вертолетами. Есть резиденция возле озера Маркаколь, но президент там, говорят, тоже не бывает — ему там холодно.



После того как мы узнали о таком обилии недвижимости, которой якобы пользуется глава государства, мы вновь позвонили управделами акима области — вдруг подтвердит!



- Я ничего не уполномочен говорить об этом, - охладил наш пыл Кадырбек Сапаргалиев. - Если представитель президента в ВКО — аким области — даст мне такое распоряжение, тогда другое дело. А так даже можете мне и официальные запросы не присылать.



Не верь своим глазам!



Искать долго резиденцию президента в Актобе не придется — по крайней мере так казалось в начале поисков. Народный глас привел нас по трассе, ведущей из Актобе в Орск, в район поселка Кызылжар (20 км от областного центра), к архитектурной композиции из красного кирпича.



Стоит здание на берегу сразу двух рек — Жаман Каргалы и Каргалы, которые считаются экологически чистыми. Огорожено забором. Напротив резиденции дорожный знак «стоянка запрещена», у въезда висит знак «въезд запрещен». У трассы видна вертолетная площадка. Рядом нет ни дачных участков, ни зданий. Издали видна охрана у шлагбаума: полицейские с автоматами наперевес.



Местные жители на вопрос, что это за таинственное здание, как один отвечают: тут находится резиденция президента Нурсултана Назарбаева, который здесь бывает во время посещений региона. По слухам, построена она лет пять назад в качестве подарка главе государства небезызвестным Александром Машкевичем (на территории Актюбинской области расположена компания «Казхром», которая входит в «Евразийскую корпорацию природных ресурсов»).



Нурлан Мамбетов живет неподалеку от резиденции. Ему непонятно одно: почему для апартаментов «лидера нации» выбрано место у оживленной международной трассы, неужели нельзя было спрятать все это богатство подальше от людских глаз?



- Люди, которые рядом живут, все знают, что это резиденция Назарбаева Я считаю, что нецелесообразно иметь целую резиденцию, если президент там бывает раз в год. Я бы под детский сад или санаторий ее отдал, место хорошее. Сколько больных детей и инвалидов, почему бы не устроить для них там отдых? Гостиниц много, можно там останавливаться, — говорит «сосед».



Однако официальной информации о «постоялом дворе» президента нам получить не удалось. Советник акима Актюбинской области Архимеда Мухамбетова Любовь Чернова записала наши вопросы и «пошла поискать, кто может на них ответить».



- У нас в области нет резиденции президента, так что все вопросы отпадают сами собой, - радостно сообщила минут через сорок советник акима.



- То есть то здание, которое находится в районе поселка Кызылжар по трассе в Орск, — не резиденция президента? - уточнили мы.



- Выходит, что нет.



Вот те на: резиденция-призрак! Вроде все о ней знают, но в то же время официально ее не существует. Значит, из бюджета ни тиынки не тратится на ее содержание, в ней никто не работает и не обеспечивает безопасность. По крайней мере так заявили журналистам власти.



Корову под расстрел



В Жамбылской области президент останавливается в официальной резиденции акима области, расположенной в селе Гродеково Жамбылского района. Путь туда пролегает через заасфальтированную ухоженную дорогу. От города Тараза это всего лишь минут 20—25 езды.



Надо признать, что и улочки сел района всегда вычищены. Наверняка коммунальные службы следят за чистотой трассы, по которой часто проезжают высокие люди. Но нам, увы, добраться до самой резиденции не удалось. Как только с трассы, ведущей в сторону Кыргызской Республики, сворачиваешь в проселок, путь тебе преграждает шлагбаум и двое сотрудников охраны. Дальше, как оказалось, проезд только избранным. К слову, нельзя фотографировать даже подъезды к резиденции, потому что, как нам объяснили, это закрытый объект.



Жители села, впрочем, рассказывают, что дальше стоит одноэтажное строение из нескольких корпусов. Там временами живут несколько приезжих начальников в ожидании служебных квартир. Ну а когда едет президент, то из резиденции всех жильцов оперативно удаляют. Это заметно по суетливому движению: начальников не видно уже за несколько дней до визита главы государства, а вокруг масса полицейских и сотрудников президентской охраны.



Рассказывают еще, что несколько лет назад на территорию хорошо охраняемой резиденции в самый приезд высоких гостей все же проник некто без предъявления документов. Возмутителем спокойствия оказалась... корова. Ее задерживать не стали, но хозяевам пригрозили, что за рецидив корова будет без жалости пристрелена...



На еде для елбасы экономят?



«Специфический объект» (так чиновники называют резиденцию президента в Западно-Казахстанской области) находится в пригороде Уральска — на берегу живописной реки Деркул.



Весной эта река во время паводка преподнесла городу неприятный сюрприз — поднялась почти на девять метров, затопив все элитные коттеджи. Резиденция президента, а также коттеджи, где проживает аким области и куда заселяют приезжих высокопоставленных чиновников, тоже оказались под водой. Тогда аким области Бактыкожа Измухамбетов вынужден был выехать с затопленной территории. Сначала он поселился в номере люкс отеля «Пушкин», но затем, как большинство пострадавших от наводнения, перебрался на квартиру, правда, оплачивал ее не сам, а государство.



Территорию, где расположена резиденция, окружает высокий забор, а охраняет все это добро полиция. Попасть сюда можно только по спецпропускам. Простым смертным журналистам вход сюда, понятно, заказан. Здесь, правда, изредка бывают корреспонденты областной телерадиокомпании, которые ведут летопись жизни акимов.



Вся «президентская» территория занимает не менее десяти гектаров. На этих гектарах есть вертолетная площадка и большой дом (сама резиденция) площадью не менее 300 квадратных метров. О внутренней отделке ничего узнать не удалось, но говорят, что после апрельского потопа в здании провели капитальный ремонт. Во сколько он обошелся местному бюджету, история, а точнее, чиновники умалчивают.



Говорят, что в резиденцию свежие продукты должны завозиться каждые сутки. Но ходят слухи, что правила эти не всегда соблюдаются. Зная, что президент посещает Западно-Казахстанскую область лишь раз в году и дата визита известна заранее, местные халтурят и провизию обновляют по случаю.



На вопрос, сколько стоит удовольствие содержать здание и территорию, которыми пользуются лишь раз в году, — нам так ответили в хозуправлении акимата области, на чьем балансе находится резиденция президента: «Объект специфический. Информация о его содержании и тем более охране не афишируется».



Мы решили заглянуть на официальный сайт главы области, вдруг — чем аким не шутит! — там есть интересующие нас цифры. Увы, и там не было указано, во сколько обходится казне содержание «специфического объекта».



...Вот, пожалуй, и все, что нам удалось узнать о резиденциях «лидера нации», разбросанных по всему Казахстану. Впрочем, даже этого достаточно, чтобы сделать вывод — ой, недешево обходится елбасы своему народу. А еще, говорят, у Назарбаева есть резиденции и за пределами страны, например на Иссык-Куле. Но это уже другая история...



Резиденции искали Александр БАРАНОВ, Лариса ЧЕН, Андрей ЕФИМОВ, Наталья САДЫКОВА, Евгений СКОРОБОГАТОВ, Алла ЗЛОБИНА



Источник: Газета "Голос Республики" №45 (221) от 16 декабря 2011 года

0 коммент.:

Отправить комментарий