01.12.2009

Тегеран решительно пошел ва-банк


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Руководство Ирана сделало очередной шаг на пути конфронтации с США и ООН. Махмуд Ахмадинежад объявил, что в ближайшем будущем на территории Ирана будут построены десять заводов по обогащению урана.
«Шестерка» посредников задалась вопросом - а возможны ли еще переговоры с Тегераном?

Очередной виток противостояния начался после публикации отчета МАГАТЭ о проведенной его специалистами инспекции на подпольном обогатительном заводе под Гхомом. В то время как правительство Ирана поспешно обнародовало заявление о том, что МАГАТЭ «подтвердило мирный характер иранских ядерных разработок», директор этой организации Мохамед эль-Барадей в непривычных для него весьма резких выражениях попросил Ахмадинежада не затыкать ему рот.

Отчет инспекторов МАГАТЭ утверждает между тем следующее: «По результатам осмотра нельзя утверждать, что данные производственные площади не могут быть использованы для создания оружейного урана». В конце концов, специалистам агентства показали всего лишь пустые цеха. В таких условиях трудно определить, для чего будут использованы эти площади: для создания «мирного урана», для подготовки «исламской бомбы» или вообще — для хранения картошки. В отчете содержится также требование немедленно прекратить всяческие работы на заводе в Гхоме.

Получив подобную отповедь, Ахмадинежад разобиделся не на шутку. В сообщении, распространенном в последний день ноября иранским информационным агентством «ИРНА», говорится, что правительство Ирана дало «добро» на строительство на территории страны сразу десяти новых обогатительных предприятий, причем пять из них должны быть заложены немедленно.

Для создания еще пяти заводов в ближайшие месяцы должны быть найдены подходящие стройплощадки. Всего же планируется ввести в действие 500 тысяч центрифуг, которые должны вырабатывать примерно от 250 до 300 тонн ядерного топлива в год.

Иранский парламент, естественно, выразил полный «одобрямс» планам правительства и потребовал, чтобы иранское руководство «максимально ограничило» сотрудничество с МАГАТЭ. В обращении, подписанном 226 из 290 иранских парламентариев, содержится призыв к скорейшему выполнению плана строительства обогатительных заводов.

США отреагировали на новые иранские «инициативы» достаточно предсказуемо: официальный Вашингтон потребовал немедленного отказа от плана «ядерной интенсификации». В распространенном заявлении Госдепартамента, в частности, подчеркивается, что «Иран должен прекратить всяческую активность в направлении обогащения урана — это относится и к постройке новых мощностей». Примерно таким же образом отреагировали на новости из Тегерана и европейцы.

Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что заявления иранского правительства — не более чем буря в стакане, «реакция обиженного ребенка» на резкую критику со стороны Мохамеда эль-Барадея и не более. По одной простой причине: строительство даже одного подобного завода обходится в немалую копеечку, а уж возведение десяти таких предприятий стало бы обузой для бюджета любой из ведущих экономических держав мира. Для иранского же бюджета эта «стройка века» будет просто разорительной.

Так или иначе, но положение остается напряженным и мировое сообщество застыло в ожидании каких-либо подвижек со стороны Ирана. Президент США Барак Обама все так же ожидает, что аятолла Али Хаменеи пожмет наконец протянутую ему из-за океана руку. Но, может быть, совсем напрасно.

После откровенно сфальсифицированных президентских выборов, правящий в Иране режим испытывает немалые трудности внутриполитического характера, а раз так — ему просто необходим образ «внешнего врага». Предполагается, что именно этим и поясняется резкая активизация иранской антиевропейской, антиамериканской и, как водится, антиизраильской риторики.

Впрочем, есть и еще одна, более пессимистичная, точка зрения на последние события. Она заключается в том, что упомянутые пять заводов в Иране, которые правительство повелело немедленно построить, на самом деле уже давно существуют — просто в отличие от завода под Гхомом западные спецслужбы не успели их обнаружить. А Махмуд Ахмадинежад лишь ожидал подходящего повода, чтобы обнародовать факт их существования.

Если это так, то все нынешнее возмущение — это показуха, а в скором времени мир должен услышать победный отчет об «успешном завершении строительства» в рекордные сроки.

Что же касается Запада, то ему так или иначе придется искать новые пути решения иранской ядерной проблемы. Пока вариантов всего два. Первый — военные действия, на которых настаивает Израиль. С чисто практической точки зрения он представляет собой весьма рискованную затею. Второй — ужесточение санкций против Ирана, чего добиваются США. Этот путь мог бы быть перспективным, если бы не одно «но» — у России и Китая есть свои интересы в Иране, взамен которым пока никто ничего стоящего не предложил. Классический шахматный пат, ждущий гроссмейстера, способного его преодолеть.

0 коммент.:

Отправить комментарий