01.12.2009

Торговую отрасль "свистнули наверх"


Автор: Евгения ПЛАХИНА

В недрах Министерства индустрии и торговли наконец-то заговорили о самой массовой отечественной отрасли – торговой. Без учета работающих на рынках в ней заняты по меньшей мере 1,2 миллиона человек.
Но «свистать всех наверх» чиновников, похоже, заставили вовсе не накопившиеся проблемы, а новая головная боль, свалившаяся на головы предпринимателей.

Впрочем, о том, что ждет торговый бизнес после вступления Казахстана в Таможенный союз, участники I Конгресса торговых предприятий говорили с крайней осторожностью — мол, мы этот вопрос еще изучаем. Зато вовсю ругали несовершенное законодательство и отсутствие финансирования.

Первым поделился своими мыслями о наболевшем директор по исследованиям Zertteu Group Марат Каирленов. По словам экономиста, в следующем году уровень физического объема торговли будет снижаться.



- Выявлены три группы факторов, которые буду воздействовать на развитие торговли в 2010 году — финансирование, высокая долговая нагрузка и значительное снижение доходов населения.

Первый из факторов — нехватка торгового финансирования из-за проблем в банковском секторе уже сильно сказывается на экономике Казахстана.

- По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, за неделю с 30 октября по 5 ноября разница между ценами на таможне и в розницу выросла до четырех раз при обычном уровне 2,5—3 раза, — рассказал директор по исследованиям.

Еще одним мощным фактором, по его мнению, является снижение спроса со стороны населения. За 8 месяцев текущего года совокупный спрос снизился где-то на 25—30%, что в денежном выражении составляет порядка $4—5 млрд. По словам Каирленова, для поддержания доходов населения в следующем году понадобится от $1,8 до $2,8 млрд.

Президент Карагандинской ассоциации предпринимателей Гульнара Курбанабаева подняла в свою очередь тему административных барьеров.



- Ухудшению ситуации в торговле есть и объективные, и субъективные причины, — подытожила она выступление Марата Каирленова и добавила:

- Не случайно мы начинаем тему административных барьеров. Если мы ничего не предпримем в этом направлении, то эти цифры могут сделаться в разы ситуацию хуже.

По ее мнению, законодательство, регулирующее торговую сферу, на сегодняшний день, крайне размыто.

- Больше сотни законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе и на местном уровне, регулируют сегодня работу предприятий торговли. Это создает определенную сложность и создает бессистемность в регулировании этой сферы. С другой стороны, создает еще большие проблемы, — заявила г-жа Курбанбаева.

В законодательстве, считает она, очень много оценочных норм и тех норм, которые позволяют создавать коррупционные схемы. Многие нормы не прописаны до конца.

- Если вы помните, когда в 2007 году вышел новый закон «О лицензировании», то было принято решение в случае изменения наименования лицензии в течение тридцати дней ее поменять, — напомнила она. — А что делать дальше, в законе прописано не было. Вот местные органы и трактовали эту норму каждый по-своему — где-то это были административные штрафы, где-то не давали лицензию.

Тему административных барьеров продолжил руководитель проекта Форума предпринимателей Иса Самсаев, который представил любопытные результаты исследования, проведенного форумом совместно с USAID. Так, для того чтобы открыть свой магазинчик предпринимателю необходимо пройти целых 14 (!) этапов, которые по времени могут занять от 812 до 840 дней.



- Это официально заявленное госорганами количество дней на получение разрешения для занятия торговой деятельностью! Оплатить же за услуги контрольных органов придется порядка 900 тысяч тенге, — сказал г-н Самсаев.

По его словам, в ходе исследования выяснилось, что такая процедура универсальна — такие же временные и денежные параметры можно применить и к процедуре открытия парикмахерской, и большого супермаркета. Ну и тут, как рассказал г-н Самсаев, предприниматели находят обходные пути.

- Существуют компании, которые предлагают осуществить эту процедуру всего за шесть месяцев. Но при этом, владелец бизнеса должен заплатить этой компании порядка 3 миллионов тенге.

Как сказал Иса Самсаев (и с ним, пожалуй, согласились все присутствующие), госорганам давно пора задуматься о «принципе одного окна» для открытия небольших предприятий — хотя бы таких, как маленькие магазинчики.



Заметим, что на вопросы о сокращении административных барьеров представители госорганов, в частности Мининдустрии и акимата Алматы, отвечали вполне охотно и говорили: «Все будет!». В кулуарах же конгресса участники осуждали не столько барьеры, сколько будущее бизнеса в рамках единого Таможенного союза.

0 коммент.:

Отправить комментарий